Слайд 9
СЛУЧАЙ С Т/Х «IRAN ARDEBIL»
Контейнеровоз под Иранским флагом «Iran Ardebil», дедвейт 22939 т, вместимость 1095 TEU. Построен в Германии и совершал свой первый эксплуатационный рейс из п. Бендер Аббас (Иран) в порты Европы. Судно полностью оборудовано новейшими средствами судовождения и укомплектовано квалифицированным экипажем в соответствии с Международной конвенцией ПДНВ-78/9 5. Командовал судном один из опытнейших капитанов иранской государственной компании.
10 августа 2004 года судно следовало Баб-эль-Мандебским проливом в северном направлении. Погодные условия благоприятные, видимость более 10 миль, маловетрие. Теплоход был в полном грузу, осадка на миделе 13,6 м . Скорость хода составляла 17 уз, управлялось авторулевым.
С 16ч 00мин до 20ч 00мин вахту нес старший помощник капитана.
В 19ч 22мин вахтенный старший помощник попросил 3-го помощника капитана подменить его на мостике на некоторое время. Уже наступило темное время суток. 3-й помощник капитана, прибыв на мостик, просьбу старшего помощника капитана постоять за него на мостике понял дословно. Он не стал знакомиться с обстановкой по карте и радиолокатору, а просто решил постоять в рулевой рубке, пока старший помощник сходит по своим делам.
Через некоторое время на курсовом угле около 20° с правого борта 3-й помощник капитана заметил белый постоянный огонь. Предположив, что это возможно рыбацкое судно, принял решение отвернуть вправо с целью пройти у него по корме и изменил курс вправо по авторулевому. Вахтенного матроса в это время на мостике не было.
Не проверив свое место по карте, вахтенный 3-й помощник капитана продолжал следовать новым курсом. В результате в 19ч 43мин судно на полном ходу село на камни южной оконечности острова Перим.
Обследование показало, что т/х «Iran Ardebil» сидит на камнях вплоть до 4-го грузового трюма. Вода, поступившая в трюмы, подмочила дорогостоящие грузы в контейнерах.
Перегрузка контейнеров с поврежденного судна и доставка их в п. Аден заняла длительное время и привела к огромным затратам. После полной выгрузки и временной заделки пробоин судно было снято с грунта и последовало на ремонт. Убытки от поврежденного груза, работ по снятию судна с грунта и ремонта составили около 25 млн. долларов США.
Анализ аварии
Первопричина (предпосылка к аварии) - грубые нарушения при приеме-сдаче вахты.
Причины, приведшие к аварии.
1. Вахтенный старший помощник должен был получить разрешение на уход с мостика у капитана. В случае, если по каким-либо экстренным обстоятельствам, старший помощник не смог этого сделать, то заступивший на вахту 3-й помощник обязан был доложить капитану о произошедшей подмене. Судно шло в темное время суток в системе разделения вблизи острова Перим и капитан, узнав, что на вахту заступил менее опытный, чем старший помощник судоводитель, безусловно более внимательно контролировал бы движение судна. Тем более, что 3-й помощник работал первый контракт на этом судне.
2. 3-й помощник капитана, принимая вахту, не ознакомился с курсом судна и условием плавания по карте и не посмотрел окружающую обстановку по радиолокатору.
3. 3-й помощник, обнаружив впереди судна белый огонь, не определил его назначение и элементы движения (это действительно могло быть рыболовное судно, возможно на якоре у берега, или же огонь на берегу). Маневр на расхождение без знания элементов цели привел к трагическим последствиям.
4. Отсутствие вахтенного матроса на мостике в темное время суток является грубым нарушением Международного кодекса ПДНВ-95 и снижает безопасность плавания судна, особенно в данном случае, совершая плавание в проливе вблизи берегов.