Основные направления информатизации общества

Комплексная автоматизация средств труда, технологических и производственных процессов

Информатизация научных исследований,

проектно-конструкторских работ и технологическом подготовки производства

Информатизация организационно-экономической сферы

Информатизация сферы услуг и быта населения

Информатизация процессов обучения и подготовки кадров

Одним из ключевых понятий, связанных с информатизацией общества, является понятие информационных ресурсов. Его определение дано в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации".

Информационные ресурсы - отдельные документы, отдельные массивы документов, документы м массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

База данных - совокупность взаимосвязанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Информационный продукт - это совокупность данных (знаний), сформированная производителем для распространения в вещественной форме.

Информационный продукт как и любой материальный продукт может распространяться с помощью услуг.

 

Слайд 20

 

 

 

Слайд 21

 

 

 

Слайд 22

 

 

 

Слайд 23

 

 

 

Слайд 24

 

 

 

Слайд 25

 

 

 

Слайд 26

 

 

по степени автоматизацииВ зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные И С характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические И С выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные И С предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

по характеру использования информацииИнформационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов. Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. по сфере примененияИс организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи. ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности. ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов. Интегрupованны в (корпоративные) И С используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.

 

Слайд 27

 

 

Информационные системы можно условно разделить на фактографические и документальные.

В фактографических ИС регистрируются факты — конкретные значения данных (атрибутов) об объектах реального мира. Основная идея таких систем заключается в том, что все сведения об объектах (фамилии людей и названия предметов, числа, даты) сообщаются компьютеру в каком-то заранее обусловленном формате (например, дата — в виде комбинации ДД.ММ.ГГГГ). Информация, с которой работает фактографическая ИС, имеет четкую структуру, позволяющую машине отличать один элемент данных от другого, — например, фамилию от должности человека, дату рождения от роста и т. п. Поэтому фактографическая система способна давать однозначные ответы на поставленные вопросы, например: «Сколько велосипедов марки А-18 продал магазин «Спорт» в июне 1997 г.?», «Кто из работников фирмы с датой рождения не ранее 1 января 1970 г. имеет водительские права?», «Какие культурно-исторические памятники Санкт-Петербурга включены в список ЮНЕСКО?» и т. д.

Документальные информационные системы обслуживают принципиально иной класс задач, которые не предполагают однозначного ответа на поставленный вопрос. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированных текстовых документов (статьи, книги, рефераты, тексты законов) и графических объектов, снабженная тем или иным формализованным аппаратом поиска. Цель системы, как правило, — выдать в ответ на запрос пользователя список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. Например: выдать список всех статей, в которых встречается слово «энтропия». Принципиальной особенностью документальной системы является ее способность, с одной стороны, выдавать ненужные пользователю документы (например, где «энтропия» употреблена в ином смысле, чем предполагалось), а с другой — не выдавать нужные (например, если автор употребил какой-то синоним или ошибся в написании). Документальная система должна уметь по контексту определять смысл того или иного термина (например, различать «Рак» (животное), «Рак» (созвездие) и «Рак» (болезнь)).

Указанная классификация ИС в известной мере устарела, так как современные фактографические системы часто работают с неструктурированными блоками информации (текстами, графикой, звуком, видео), снабженными структурированными описателями.

 

Слайд 28

 

 

Формулирование информационной потребности в терминах, «понятных» ИС – создание запроса Классические модели и методы теории БД изначально ориентировались на организацию хранения и обработки детально структурированных данных. Чаще всего эти данные представляли собой числовые значения, описывающие те или иные характеристики информационных объектов. Однако на практике оказалось, что чаще информация представлена не в виде структурированных массивов данных, а в виде текстовых документов. Вследствие этого документальные БД (иногда их еще называют полнотекстовыми) сразу выделялись в особый тип баз данных. Исторически сложилось так, что за системами, ориентированными на работу с текстовыми документами, укоренился термин информационно-поисковые системы (ИПС). Хотя, если быть точнее, их следует называть документальными ИПС (ДИПС), поскольку традиционные СУБД также являются ИПС, только фактографическими (ФИПС).

Основной функцией любой ДИПС является информационное обеспечение потребителей на основе выдачи ответов на их запросы. Осуществление выдачи системой требуемых данных реализуется главной операцией ДИПС - информационным поиском. Информационный поиск является процедурой отыскания документов, содержащих ответ на заданные потребителем вопросы. В отличие от ФИПС, который в ответ на запрос потребителя осуществляет выдачу конкретных сведений (фактов), ДИПС в результате проведения информационного поиска предоставляет потребителю совокупность документов, смысловое содержание которых соответствует его запросу.

Информационный поиск в системе проводится на основе поступившего от потребителя запроса на отыскание необходимой ему информации. Потребность человека в определенной информации в процессе его практической деятельности носит название информационной потребности. Под действием получаемой информации информационная потребность людей постоянно изменяется и трансформируется. Вследствие этого ее невозможно однозначно выразить и описать. Значение информационной потребности потребителя в определенные моменты времени, выраженное на естественном языке (ЕЯ), и представляет собой информационный запрос, с которым пользователь обращается к системе.

 

Слайд 29

 

 

Запрос может быть неправильно сформулирован потребителем и не отражать его истинной информационной потребности в момент обращения к системе. Таким образом, при проведении информационного поиска в системе фактически рассматривается не информационная потребность пользователя, а только информационный запрос, в ответ на который и выдаются те или иные документы системы. Следовательно, реакцию системы необходимо рассматривать не только по отношению к информационной потребности, но по отношению к его информационному запросу. Релевантность представляет собой соответствие содержания документа информационному запросу в том виде, в каком он сформулирован, а документы, содержание которых отвечает запросу потребителя, носят название релевантных.

Это приводит к тому, что часть документов, отвечающих запросу, т. е. релевантных ему, остается не выданной потребителю. В то же время во множестве выданных ему документов присутствуют и такие, которые не отвечают запросу, т. е. не являются релевантными.

 

Слайд 30

 

 

Таким образом, практически любой реальной ДИПС присущи два основных типа ошибок:

ошибки 1-го рода (или пропуск цели): невыдача потребителю фактически релевантных его запросу документов;

• ошибки 2-го рода (или ложная тревога, иначе шум): выдача потребителю нерелевантных документов, которые не отвечают постав­ленному запросу.

Наличие ошибок 1-го и 2-го рода в реальной системе обуславливает разбиение всего массива документов системы по отношению к запросу на 4 подмассива:

А - массив выданных релевантных документов; В - массив выданных нерелевантных документов; С - массив невыданных релевантных документов; D - массив невыданных нерелевантных документов;

 

 

Слайд 31

 

 

 

Слайд 32

 

 

 

Слайд 33

 

 

 

Слайд 34

 

 

 

Слайд 35

 

 

 

Слайд 36

 

 

Очевидно, что процессы ввода, вывода и хранения информации могут осуществляться с помощью компьютера.

Данные – информация в материальной форме – могут передаваться от человека к человеку с помощью технических средств.

 

Слайд 37

 

 

Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляет основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

Знаете ли Вы, что Windows 3.1 занимает на диске около 15 Мб, Windows 95 “тянет” уже на 30-60 Мб. 10 секунд музыки “съедают”1 Мб, а 10 секунд видео - все 15 Мб?

Знаете ли Вы, что деловая Европа ежедневно создает 600 млн. страниц распечаток, 230 млн. фотографий, 75 млн. писем и 24 млн. документов, а затраты на обработку, хранение и поиск документов достигают 100 миллиардов долларов в год?

Исследования в 1990 году показали, что 92% всей деловой информации хранится на бумаге, лишь 1% - на магнитных дисках, 2% - на магнитных лентах и 5% - на микрофильмах. Но мир электронных документов развивается динамичнее, чем мир документов бумажных. По оценкам специалистов с 1995 по 2005 годы общее число используемых бумажных документов увеличится только вдвое, тогда как количество электронных документов будет удваиваться ежегодно. Соотношение бумажных и электронных документов таково: к 2001 году человечество выйдет к границе 50/50, а к 2005 году на бумаге останется лишь треть всех документов.

 

Слайд 38

 

 

В простейшем случае ЭВМ позволяют автоматизировать процесс сбора информации. Например, при наличии ЭВМ нет необходимости использовать анкеты в процессе проведения анкетирования. Интересующие сведения можно сразу вводить в ЭВМ с целью их последующей обработки.

В более сложных случаях ЭВМ позволяют организовать автоматический сбор информации

( без участия человека ). Например ЭВМ может периодически "опрашивать" один или несколько входных источников информации, "считывая" с них нужные сведения.

ХРАНЕНИЕ (от хранить – содержать в безопасности/ в целости) – содержание информации во внешней памяти компьютера

ОБРАБОТКА (от обработать – сделать готовым для использования) – преобразование информации с целью ее подготовки к практическому использованию. Иногда обработка информации определяется как оперирование ею по определенным правилам.