Географические картины и их использование.

Работа с коллекциями.

Коллекционные материалы позволяют приблизить процесс обучения к реальности, продемонстрировать то как выглядят в действительности некоторые природные и хозяйственные объекты и материалы.

Коллекции почв. План работы в 8 классе.

- Название почвы,

- Механический состав и структура, горизонты,

- Процесс почвообразования,

- Различия почв на территории России.

- Способы улучшения – мелиорации.

Гербарии.

1. Выпущенные промышленностью.

2. Собранные на экскурсиях.

По темам:

- Древесных пород и кустарников,

- Трав,

- Природных сообществ,

- Лекарственных растений,

- Сезонных растений.

При использовании положительным моментом является:

- Если выпущены по ПЗ,

- Если хватает на каждую парту,

- Демонстрируется карта растительности.

План работы связан с географическими условиями обитания:

- Внешний вид растения,

- строение листа, цветка, семени,

- описание корневой системы,

- почва,

- кора,

- границы распространения,

- хозяйственное значение.

Наборы образцов промышленных изделий. Демонстрируются в сопровождении карточек ЭПЦ.

Коллекции образцов горных пород и минералов. Используются как раздаточный материал и для общей демонстрации. Составлены по происхождению и по промышленному использованию.

 

 

Картины позволяют организовать познавательную деятельность учащихся. Используя картину, учитель может рассказать о
её содержании, провести беседу с учащимися, предложить самостоятельно проанализировать ее. При этом содержание картины,
различимое со всех мест класса, позволяет индивидуализировать
обучение, используя активные методы.

Хорошо выполненная картина дает правильное представление
о географических объектах и явлениях, поэтому она может, в известных пределах, заменить их непосредственное наблюдение. Особенно велико значение картин при изучении объектов и явлений, недоступных непосредственному восприятию. Таким образом, картина
позволяет организовать чувственное восприятие учебного материала.

Учебные картины всегда являются обобщенным воспроизведением реальных объектов и подчеркивают главные, существенные признаки объекта или явления, что позволяет, с одной стороны, получить достоверную информацию о типичных признаках и особенностях объекта, а с другой - сравнительно легко отделить существенное от второстепенного.

В процессе формирования общих понятий содержание картин анализируется совместно учителем и учащимися, в то время как при проверке знаний и рассмотрении единичных понятий анализ содержания картин выполняют сами учащиеся. Подобный подход к использованию стенных картин в обучении позволяет решить два исключительно важных вопроса: познакомить учащихся с методами научного познания в географии; способствовать развитию у учащихся логического мышления, способности к абстрактно-теоретическим построениям, опирающимся на чувственное восприятие.

Значение картин особенно велико в процессе формирования общих понятий, таких, как: равнины плоские, холмистые, горы складчатые, глыбовые, тропический лес и т. д. Возможность обобщения позволяет добиться высокой дидактической направленности картин этого вида.

Вместе с тем при изображении единичных объектов также всегда присутствует обобщенность, что улучшает их восприятие. Так, например, давая характеристику рельефа Альп, учащиеся строят более содержательные ответы, т. е. рассказывают о происхождении, возрасте, характере хребтов, речных долин, вершин и т. д.

Велико воспитательное значение картин. Рассматривая хорошо написанную картину, ученики становятся участниками события, изображенного на картине.

Работа с любыми наглядными пособиями должна:

- Сочетаться с применением учебника и карты,

- Предусматривать различный характер познавательной деятельности учащихся,

- Применяться на различных этапах процесса обучения (изучении материала, закреплении),

- Стимулировать познавательный интерес учащихся.