Христианская Церковь в раннем Средневековье

Периодические гонения на Христиан возымели обратные последствия. Христианские общины становились более единообразными, Христианство объединялось общими ценностями и целями. Кроме того, Римские правители после Диоклетиана осознав всю важность Христианской религии как политического института постарались установить взаимовыгодные отношения с Христианской церковью, уже в 313 году Императоры Лициний и Константин издали знаменитый Миланский (медиоланский) Эдикт , которым уравнивались позиции христианской церкви с остальными религиями. С этого времени Императоры стремились поддержать церковь. В 323 году император Константин 1 объявил о необходимости созыва вселенского собора- собрание высшего христианского духовенства. Целями работы соборов были :

1. Отбор и канонизация священных книг

2. Обсуждение вопроса символа веры

3. Решение вопросов организации церкви

4. Выработка общих догматов

5. Осуждение еретических учений

 

Первый вселенский собор состоялся в 325 году в Никее: выработан первый символ веры, произведен отбор и канонизация священных книг и осуждена ересь Ария.

С 381 Христианство провозглашается государственной религией, административно-территориальное деление Восточной Римской Империи обусловило структуру Христианской организации. На никеевском Соборе были утверждены Римский, Антиахейский, Александрийский геоцезы. Лишь в конце 4 столетия Ранг Патриарха получил Епископ Константинополя.

На Халкидонском соборе в 451 году утвержден 4 геоцез-иерусалимский . В результате сформировалась Пентархия-власть 5 патриархов.

Второй Вселенский собор в 381 в Константинополе-повторно осудили ересь Авия (Ария) и учения Епископа Македония (против божественной природы святого духа), утвержден новый Символ Вера: НикеяЦареградский . Символ веры представлял собой краткую формулировку основных положений тринитарного учения.

Третий Вселенский собор в 431 в Эфесе: осуждено учения константинопольского патриарха Нестория (отвергал божественную природу Христа) на 5 соборе признано ересью.

4 собор в Халкидоне в 451-осуждение Евтихия (признавал только божественную сущность), впервые поднят вопрос о включении в церковную организацию монашества.

5 (553) и 6 (680) соборы прошли в Константинополе, 7 собор в 787 году в Никее-на нем окончательно иконоборчество признали ересью и провозгласили догмат иконопочитания.