ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Концепция исторического развития.
Истоки истории уходят в начало человеческого рода. С времен формирования человека появилась необходимость записывать главные события и передавать следующим поколениям. Это способствует пополнению социального генотипа.
С появлением письменности, сведения об исторических фактах начали записываться. Реальные события дополняли мифами. (Др.Греция и Рим) – В трудах историков Герадонта, Тауита, Плутауха и др.
В конце 1- нач 2 тыс. н.э. сделан второй крупный шаг в формировании исторической науки – религиозные взгляды на историю как осуществление бож.воли.
Арабский историк Ай Беруни (10-11 в) высказал идею больших исторических циклов. Периоды возрождения (просвещения) выдвинули плеяду блестящих историков, накопивших существенный исторический материал и стремившихся осмыслить не с догматов религии, а законов исторического развития. (Гуссо,Вальтер, Монтеской и др.)
В конце 18 века немецкий историк Гердер выдвинул идею генетического перехода к истории. Последний переворот в исторической науке произошел в сер.19 века. Её главным содержанием стало выяление законов исторического процесса, расширение предметов этой науки, ее тесное переплетение с философией, экономикой, политикой.
Формирование нового взгляда на законом. Истории стало результатом эконом. Деят-ти Гегеля и Маркса, Канта и Спенсера, Соловьева и Чернышевского и др.
Гегель рассмотрел историю как выражение божественного, абсолютного процесса духа в его высших фазах. На рубеже 19-20 в. Утверждены идеалистические материалы(экон.школа), кот. Строился на схемах о примере произ-х сил в динамике общества.
Марксизм внес вклад в объективизацию исследования исторического процесса. Эти модели отодвигали на задний план духовный фактор и увеличивали роль классовых антогонистов.
Постепенно набирает силу другой подход в истории как к смене циклов исторического развития- вед.роль:
Изменение в человеке, культуре, науке. Получила распространение идея о культурно-истгорических типах локальной цивилизации, переживающих схожие фазы в своем развитии(Данилевский) в своей книге «Россия и Европа». Идея структурно схожих циклов развития разных цивилизаций получили свою известность после выпуска работы Шпенделя «Закат Европы» (полуцикличность исторического процесса.
Наличие фазисного цикла в судьбе каждого народа отмечал Бердяев. Наиболее основательно теорию переворота локальных цивилизаций проработал А.Тайенби в «12-томном истории». Идеи Тайенби получили в трудах по истории и этнографии Прилова.
После Второй Мировой Войны самым заметным стала книга Ясперса « Истоки истории и её цель».
Важный вклад в развитие теории исторической науки внесли школы «анналов», Марк Блок и Люсьен Ферн, а послевоенный период Бордль.
Критериев для пермодизации истории немало, археологи зазложили исторические эпохи по осн.материалам для изготовления орудий труда:
- каменный век
-медно-каменный век
-бронзовый век
Железный век
Морганов, всед за ним Энгельс, выдвинули в истории 3 крупных этапа:
-дикость (осв.гот.продуктов)
- варварство (скотоводство)
- цивилизация (развитие промышленности)
История классов:
- рабовладельческий строй –капитализм
- феодализм.
Маркс, и его последователи за основу классификации истории приняли формы собственности, связанные с развитием классов и государства, Именно этот признак положен в смену общественно-экономических формаций.
Глубина причины от эпохи к эпохи по их мнению состоят в развитии производительных сил. Есть и другой подход к критериям периодизации истории, где признается первенство духовного, материального начала в движении человечества от эпохи к эпохе.
1. примеры осознанных потребностей (овладевание новых знаний и навыков, преобр.окр.мира, производство матер. Благ и услуг) + менять формы социально-политических государственных отношегний.