III. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Можно выделить следующие направления использования новых информационных технологий, в которых могут быть в ближайшее время получены конкретные практические результаты.

Первое направление связано с созданием компьютерной поддержки для новых отечественных и зарубежных учебников и пособий. Представляется целесообразным создать систематическую компьютерную поддержку для внедряемых в школы перспективных учебников (в том числе и зарубежных). С помощью средств компьютерной графики и анимации можно в образной форме представлять формальные грамматические структуры, что будет способствовать более эффективному освоению многих сложных для школьников языковых явлений. Компьютерная программа станет также своеобразной «компьютерной рабочей тетрадью» к учебнику, которая имеет ряд преимуществ в создании условий для тренировки в языковых упражнениях (выработка умений, навыков, развитие чувства языка).

Второе направление относится к разработке средств тестирования и диагностики уровня владения языком.

Компьютер окажет неоценимую помощь в проведении тестирования, в накоплении результатов тестирования и их обработке. Без компьютерной поддержки эта работа может захлебнуться в огромном объеме материала. Но применение компьютера не означает механического ввода в компьютер тестовых заданий, используемых в традиционном тестировании. Требуется провести анализ технологии компьютерного тестирования:

- определить виды учебной деятельности, которые можно проконтролировать с помощью компьютера, выявить адекватные типы заданий;

- разработать структуры тестовых заданий и систем тестов в целом;

- изучить временные требования и ограничения при проведении тестирования на компьютере, оценить рациональные объемы отдельных тестовых заданий;

- создать содержательное наполнение системы учебным материалом с учетом общей концепции языкового образования и образовательных стандартов;

- определить способы ввода учебного материала и защиты данных от несанкционированного доступа;

- сформулировать требования к организации накопления и хранения тестов, результатов тестирования, статистических данных.

Опыт использования компьютерных обучающих программ в преподавании иностранных языков позволяет увидеть следующую технологическую цепочку внедрения в образование новых информационных технологий:

- изучение специфики образовательной (предметной) области;

- выявление в учебном процессе точек, требующих внедрения новых информационных технологий;

- анализ и отбор компьютерных программ и программно-методических средств;

- разработка ориентированной на преподавателей конкретного предмета программы подготовки по курсу «Новые информационные технологии»;

- организация обучения преподавателей;

- организация методического мониторинга и аудита в школах, внедряющих новые информационные технологии;

- обобщение практического опыта, отслеживание новых педагогических тенденций и направлений развития технических средств.