Виды правовых актов управления.

Критерии:

1. По юридическому содержанию:

а) нормативные акты - устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеют конкретного адресата, рассчитанные на многократное применение, в случаях , предусмотренных их гипотезой;

Нормативные акты делятся на моноотраслевые (административно-правовые) и полиотраслевые. В нормативных актах не могут быть нормы уголовного, уголовно-процессуального и конституционного права. Нормы можно поделить по кругу лиц, на которые они распространяются.

Делятся на акты:

· общего назначения;

· межведомственные;

· внутриведомственные;

б) индивидуальные акты управления - в отличие от нормативных актов носят ярко выраженный правоприменительный характер. По юридическому содержанию - это решения субъектов административной власти, по конкретным вопросам обращения к конкретным лицам. По юридическим последствиям индивидуальные акты управления делят на обязывающие, запрещающие, управомочивающие и содержащие отказы. Индивидуальные акты управления являются юридические фактами, вызывающие возникновение конкретных административно-правовых отношений;

в) общие акты, содержащие кратковременные предписания, либо содержащие общие требования;

г) смешанные акты - одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.

2. По субъектам, принявшим акты:

· акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и распоряжения центральных органов власти, акты центральных органов власти республик, постановление и другие акты государственной администрации, приказы и иные акты органов специальных компетенций, приказы и иные акты руководства государственных и муниципальных учреждений и предприятий);

· акты субъектов аппарата управления (постановление судей);

· акты общественных организаций, в которых делегированы властные полномочия (профсоюзы).

3. По форме:

· письменные;

· устные;

· конклюдентные.

4. По функциональной роли:

· плановые;

· по финансовым вопросам;

· методического характера;

· по кадровым делам;

· по учету;

· по снабжению;

· по иным функциям управления.

5. В зависимости от объема полномочий субъекта власти:

· дискреционные - принимаемые в условиях свободы усмотрения самостоятельного органа;

· акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, когда есть выбор одного из предложенных вариантов;

· акты связанной администрации, когда отсутствует возможность выбора.

6. Постоянные и временные акты, которые издаются на основе каких-либо полномочий.

7. По степени сложности:

· простые,

· сложные;

· уникальные.

8. В зависимости от даты начала действия:

· вступающие в силу немедленно по общему правилу с даты подписания, принятия;

· вступающие в силу с даты, указанной в самом акте;

· вступающие в силу после государственной регистрации или после опубликования.

9. От объема организационного воздействия:

· по решениям с/х;

· обороне;

· здравоохранения.

 

Тема 9: Формы и методы управления
Понятие и виды методов управления

Понятие метод означает прием, способ практического осуществления чего-либо. В государственно-управленческой деятельности метод понимается как способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции в установленных границах и в соответствующей форме.

Метод государственного управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижений ее целей.

Различают:

1. Методы управленческого воздействия - имеют внешне юридически властное значение и выражение, являются собственно методом управления - административно-правовой метод;

2. Методы организационной работы аппарата управления - имеют четкое внутриаппаратное значение;

3. Методы совершения отдельных управленческих действий - методы процедурного характера.

Виды административно-правовых методов:

I. По содержанию:

1. Убеждение.

2. Принуждение.

Два полюса единого целого, то есть механизм обеспечения должного поведения и правопорядка.

II. По форме:

1. Административные

2. Экономические.

1. Способы и средства внеэкономического (прямого) управленческого воздействия со стороны субъекта государственного управления и вне зависимости от конкретных обстоятельств общественной жизни.

2. Характеризуются как способы и средства экономического (косвенного) воздействия со стороны субъекта государственного управления.

Особенности методов управления.

1. Связаны с целевым назначением вида государственной деятельности.

2. Выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

3. Непосредственно выражаются в связях между субъектами и объектами управления.

4. Используются в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

5. Определенность объекта управления.

6. Метод управления - это определенная возможность решения управленческих задач.

7. Содержат государственный и публичный интерес.

8. В методах управления выражаются принадлежащие государству и его исполнительному аппарату юридические властные полномочия.

9. Методы управления имеют правовую форму их непосредственного выражения.

10. Выбор конкретных методов управления зависит от особенностей объекта управления.

Главный критерий, необходимый для разграничения: метод правового регулирования - это метод административного права, а метод управления - это функция конкретного субъекта. Существует большое количество методов управления. Они имеют какое-то значение для аппарата в целом. Они являются мероприятиями или операциями, не вызывают прямых юридических последствий.

Различают:

· методы управляющего воздействия контор - всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение;

· методы организации работы аппарата управления - чисто внутриаппаратное значение;

· методы совершения отдельных управленческих действий, которые являются методами процедурного характера.

Первые два являются административно-правовыми методами

Тема 9: Формы и методы управления
Виды административно-правовых методов

1. Убеждение - стимулирует должное поведение управленческих отношений. Убеждение проводится путем проведения различных воспитательных, разъяснительных, рекомендационных и иных мер. Для убеждения характерно моральное воздействие.

2. Принуждение - вспомогательный метод воздействия и используется только тогда, когда убеждение нерезультативно. В административном праве это применение дисциплинарной и административной ответственности, а при необходимости для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, обозначаемых как административное принуждение.

 

Все методы делятся на:

· Административные - средство внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Прямой их характер означает, что субъект управления, в рамках своей компетенции, принимает управленческие решения юридически обязательные для объекта управления - прямое предписание или команда. Внеэкономический характер означает, что реальным объектом управления является сознательно волевое поведение управляемых.

· Экономические - способы и средства воздействия носят экономический или косвенный характер. Главное при этом, что субъект управления воздействует на материальные интересы управляемых.

 

Методы управления должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом. Не должно быть противоречия между ними.

 

Методы прямого и косвенного воздействия должны сочетаться, дополнять друг друга, так как:

1. Используются с единой целью реализации управления

2. Используются одними и теми же субъектами.

3. Используются в отношении одних и тех же объектов.

4. Прямые и косвенные средства используются как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления.

5. Для реализации прямого и косвенного управления требуется единая правовая форма.

6. Практически во всех актах управления налицо сочетание экономического содержания и административно-правовой формы.

 

Тема 10: Административное принуждение
Специфика административного принуждения

Характерно:

1. Внесудебное применение предусмотренных законодательством принудительных мер уполномоченными на то исполнительными органами.

2. Принудительные меры применяются не всеми органами исполнительной власти. а только теми, которые наделены специальными полномочиями.

Исключается применение мер административного принуждения руководителями в отношении подчиненных или работников.

3. Меры административного принуждения применяются органами уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере управления.

4. Применяются в целях регулирования не всех административно-правовых норм, а только тех, которые содержат общеобязательные правила поведения.

5. Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права.

6. Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы. Принуждение персонифицировано.

7. Принуждение осуществляется в связи с неправильным вредным для общества деянием, как реакция на вредоносное поведение.

8. Принуждение осуществляется посредством правоприменительных актов.

9. Принуждение применяется на основе закона и всякая принудительная мера рассматривается как дозволенное, в виде исключения нарушение неприкосновенности прав личности, закрепленных законом. Только в рамках закона уполномоченные органы и лица могут ограничивать права и свободы личности. Только государство вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции.

 

Неправовое принуждение основано не на законе, иначе насилие, самосуд.

Тема 10: Административное принуждение
Виды принуждения

В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют:

1. уголовное;

2. административное;

3. дисциплинарное;

4. гражданско-правовое;

5. государственно-правовое.

 

Различают меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет различные виды санкций:

· административные;

· дисциплинарные;

· общественно-правовые.

Административным законодательством закреплена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.

 

Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права, которое регулирует дисциплинарное и общественно-правовое принуждение. Различают дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность административного права.

Ответственность - это разновидность принуждения, а меры ответственности - особый вид мер принуждения.

Административным законодательством урегулированы виды ответственности:

1. административная ответственность граждан;

2. административная ответственность организаций;

3. дисциплинарная ответственность милитаризованных служащих, студентов, учащихся, лиц с ограниченной свободой в административном порядке;

4. материальная ответственность военнослужащих.

 

Тема 10: Административное принуждение
Виды административно-правового принуждения

Административно-правовому принуждению характерны общие признаки государственно-правового принуждения:

· правоприменительная деятельность;

· защита правопорядка;

· реализуются в рамках правоохранительных отношений.

Но обладают рядом особенностей:

1. Меры административно-правового принуждения применяются при антиобщественных деяниях, нарушающих нормы административного законодательства.

2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения.

3. Множественность субъектов, осуществляющих применение мер административного воздействия.

4. Административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами.

Административно-правовое принуждение - особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленной нормами административного права, принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

По целевому назначению административно-правовое принуждение можно разделить на:

· группу административно-предупредительных мер;

· группу административно-восстановительных мер;

· группу административно-пресекательных мер.

В КоАП выделяются меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Самостоятельного юридического значения они не имеют, а поглощаются другими мерами.

Административные предупредительные меры - применяются с целью предупреждения возможного правонарушения в сфере государственного управления, а также иных вредных для безопасности явлениях и носят ярко выраженный профилактический характер.

Эти меры осуществляются в принудительном порядке и выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее типичными являются:

1. Контроль и надзорные проверки.

2. Досмотр вещей.

3. Личный досмотр.

4. Проверка документов.

5. Административное задержание.

6. Введение карантина.

7. Прекращение движения транспорта и пешеходов.

8. Медицинское освидетельствование граждан.

9. Освидетельствование, санитарное предупреждение общественного питания.

10. Реквизиция имущества.

11. Закрытие участков государственной границы и т.д.

Эти меры строго регламентированы различными нормативными актами. Одним из основных документов является закон РСФСР «О милиции».

Административно - восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, а также восстановления прежнего положения дел, вещей.

1. Меры материальной ответственности, взыскание ущерба.

2. Снос самовольно возведенных строений и сооружений.

3. Административные выселение из самовольно занятых жилых и нежилых помещений.

4. Изъятие у организаций незаконно полученного.

5. Пеня (взыскание за каждый просроченный день установленных в процентной ставке от суммы просроченного платежа) и взыскание недоимки (не внесенное в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды суммы налогов и других обязательных платежей)- финансовые санкции.

Административно - пресекательные меры - имеют своей целью прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

К их числу относят:

1. Требование прекращения противоправных действий.

2. Непосредственное физическое воздействие.

3. Применение специальных средств.

4. Административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении.

5. Применение оружия.

6. Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями опасными для окружающих.

7. Временное отстранение от работы инфекционных больных.

8. Запрещение эксплуатации транспортных средств, состояние которых не отвечает установленным требованиям.

9. Запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдены требования по общественной безопасности.

6. Меры административной ответственности - они применяются в случае совершения административного правонарушения.