МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ

 

Использование статистических материалов развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит учащихся с приемами научного познания - наблюдением, анализом, обобщением, вооружая учащихся научными принципами изучения естественных и общественных явлений, являясь в то же время опорой для обоснованных выводов и умозаключений.

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Статистические показатели предлагаются не для заучивания. Методику работы впервые разработал Н.Н.Баранский. Её порядок заключается в следующем:

1. прочесть заголовок,

2. прочесть единицу измерения,

3. прочесть заголовки строчек и граф,

4. читать по строчкам и графам с округлением цифр,

5. сделать вывод о том, что узнаешь.

Статистические показатели представлены в учебниках географии в виде абсолютных, относительных величин и коэффициентов.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например размеры территории, численность населения. Они выражаются в:

- Натуральных единицах измерения (тонны, килограммы, километры, квадратные метры…).

- Условно-натуральных (тонны условного топлива).

- Стоимостных (дают денежную оценку социально-экономическим явлениям и процессам).

Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.

Коэффициенты - показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений. В учебниках географии этот вид статистических показателей представлен коэффициентами увлажнения, специализации экономических районов, темпами роста промышленного производства и населения и др.

Формы работы со статистическими материалами:

- сбор необходимых статистических показателей;

- сравнение статистических характеристик;

- определение обобщающих статистических показателей;

- анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;

- построение графиков, диаграмм, составление таблиц.

Сбор необходимых статистических показателей можно продемонстрировать на примере работы с календарём погоды.

Учебник по курсу «География материков» предусматривает работу учащихся по анализу статистических характеристик в климатических диаграммах и графиках. Задания учебника требуют определить ход температур, примерную амплитуду температурных колебаний, годовое количество осадков, их распределение по сезонам, а затем по сочетанию климатических показателей и тип климата.

Анализ графиков и диаграмм требует сравнительно высокого уровня развития мышления учащихся.

Действия по проведению анализа:

- определение обозначений осей координат;

- определение масштаба, отмеченного на осях;

- количественный анализ показателей графика (диаграммы);
- качественный анализ графика (диаграммы),

Важным методическим приемом осуществления качественного анализа является сравнение. Например, сравнение неизвестного типа климата с климатическими условиями своей местности.

В курсе физической географии России понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, поглощенной солнечной радиацией, испаряемостью. Изучение этого материала требует с систематической работы с учебником, где подробно разъясняет значение каждого показателя, последовательность действий по его определению, выполнение практических задач с использованием соответствующих показателей.

Таким образом, можно заключить, что работа со статистическими материалами в курсах физической географии эффектней при следующих методических условиях:

а) систематической работе с учебником;

6)актуализации межпредметных связей с математикой;

в)наличии красочных, наглядных описаний климатических погодных явлений;

г)тесной увязке наблюдений за погодой с понятиями «погода и «климат»;

д)проведении сравнения погоды и климата различных участков Земли и своей местности.

В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Учащиеся впервые знакомятся со статистическими таблицами. Данные таблиц являются основным источником статистической информации.

Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. «Особенности хозяйственного развития экономических районов».

Групповые таблицы основаны на качественной или количественной группировках явлений, например группировка населения по полу или деление населения на городское и сельское. При этом дается подробная характеристика особенностей каждой группы. «Технико-экономические показатели работы крупных промышленных предприятий».

Комбинационные таблицы отличаются большей сложностью. Так, например, рабочая сила характеризуется не только по специальностям, но и по возрасту, полу. Комбинационные таблицы дают возможность сравнивать между собой подгруппы, различающиеся между собой по тому признаку, влияние которого подлежит изучению. «Экономическая эффективность промышленных комплексов (на примере лесной промышленности)».

Особое место в экономической географии занимает сравнение статистических показателей. Сравнение проводят на основе абсолютных данных. Например, сравнение объема ввоза и вывоза различных стран дает представление о роли каждой из них в мировой торговле, сравнение абсолютных показателей населения за разные годы позволяет судить о росте численности населения страны.

В курсах экономической географии использовать статистические материалы в обучении целесообразно при следующих методических условиях:

при использовании статистических материалов как самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений;

- при осуществлении связи теории изучаемого вопроса и его
статистическими характеристиками;

- при использовании межпредметных связей с математикой в ходе построения диаграмм, графиков, проведения вычислительных операций;

- при привлечении к работе со статистическими материалами текста учебника, карт;

- при использовании статистических материалов на уроке
в процессе изучения нового материала, а также для закрепления
как средства для конкретизации теоретических положений и как
базы для обобщений и раскрытия определенных экономико-географических закономерностей.

Требования программы предусматривают не только анализ статистических материалов, но и их построение. Наибольшее распространение в курсах экономической географии имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба.