Административно-правовые вопросы борьбы с терроризмом.
В Российской Федерации формируется законодательная база, предназначенная регламентировать порядок федерального вмешательства в рамках борьбы с терроризмом. Террористические преступления являются резонанса dыми и в соответствии с законодательством Российской Федерации являются одним из оснований введения в действие Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". Наряду с Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации Федеральный з
'e0кон "О противодействии терроризму" определяет правовые и организационные основы этой борьбы в Российской Федерации.Противодействие терроризму подразумевает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим взаимосвязанным направ лениям: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба _f1 терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.Следует отметить разницу между двумя понятиями - антитеррористическая и контртеррористическая борьба. Понятие "антитерроризм" предполагает реакцию на уже свершившиеся теракты. Понятие "контртеррор изм" предполагает активную наступательную деятельность по их предотвращению или решение проблемы до ее возникновения.Вначале на законодательном уровне <1> контртеррористическая операция понималась как "специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической а кции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции".Принятый позже Федеральный закон <1> понятие контртеррористической операции сформулировал следующим образом: "комплекс специальных, оперативн о-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террориста 8ческого акта".Зона проведения контртеррористической операции включает в себя "отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная опера_f6ия".В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в рамках имеющихся полномочий решение о проведении контртеррористической опера_f6ии, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррорис_f2ической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих административно-предупредительных и административно-пресекательных мер, носящих временный характер 0 (статья 11):1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;2) удаление физических лиц с отдельных р 3частков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особу
'fe материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправленир fх в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от фо_f0м собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нужд_e0ющихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием _f2ранспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;7) приостановление оказания услуг связи юрида 8ческим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением та
'eaим лицам стационарных или временных жилых помещений;9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объе
'eaтах;11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления _ecероприятий по борьбе с терроризмом;12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспор 0тных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, соа 4ержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может ур 1танавливаться (вводиться) весь комплекс мер и временных ограничений.Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.С учетом накопленного опыта законодатель посчитал необходимым ота cетить, что решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в обл
'e0сти обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение .Впервые на законодательном уровне определено, что в борьбе с терроризмом могут применяться Вооруженные Силы Российской Федерации. Они применяются для (статья 6):пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террориста_ecи;пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морс_eaого судоходства;участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.Федеральным законом предусмотрено (статья 7), что Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.Е сли воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Р_eeссийской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если возду шное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.Если при наличии достоверной и
'edформации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наср 2упления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.Понятие "воздушный терроризм" включает в себя: захват воздушных судов и их угон; захват заложник_eeв, находящихся на борту самолетов, воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Актами воздушного терроризма считается вывод из строя аэронавигационного оборудования и средств обеспечения воздушных сообщений.Вооруженные Силы Росса 8йской Федерации по решению Президента Российской Федерации и в рамках международных обязательств осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством (статья 10):применения вооружения с территории Рор 1сийской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
81. Правовое положение милиции и виды ее административной деятельности по Закону «О Милиции». Административная ответственность за нарушение правил общественного порядка. Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призваных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.А cилиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачами милиции являются:обеспечение безопасности личности;предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;выявление и раскрытие преступлений;охрана общественного порр fдка и обеспечение общественной безопасности;защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом.Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, орган ами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Рос сийской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жител ьства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.Всякое ограничение граждан в их правах и свобод_e0х милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.Милици я предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при неа eбходимости принимает меры к оказанию им первой помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица б ез его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.