Юридические и иные формы реагирования прокурора на нарушение законности в гос. управлении.

Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор - это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

Прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочии проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов.

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить: верховенство закона; единство и укрепление законности; защиту прав и свобод человека и гражданина; охраняемые законом интересы общества и государства.

Эти же задачи стоят перед прокуратурой и при осуществлении надзора за законностью деятельности государственной администрации (общего надзора). Для их выполнения Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры наделены необходимыми полномочиями.

Надзор за законностью деятельности государственной администрации - одно из направлений прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями - данные о каких-либо правонарушениях, требующих прокурорского реагирования.

Прокурор, а также его заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных и негосударственных организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

При осуществлении надзора за соблюдением органами и должностными лицами государственной администрации прав и свобод человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует иные полномочия, предоставленные в связи с осуществлением надзора за исполнением законов.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, если: пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы; нарушены права и свободы значительного числа граждан; в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о проступке и материалы проверки в органы или должностным лицам, которые полномочны рассматривать такие дела.

Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным), предостережение.

Протест прокурора - это правовой документ, который приносится на незаконный правовой акт и содержит требование об его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством. Он приносится в орган либо должностному лицу, издавшему незаконный акт, или вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление - это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения. Как правило, оно вносится в орган или должностному лицу, компетентному обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений, при наличии системы, группы нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием конкретных мер по устранению допущенных правовых аномалий. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме в месячный срок. Заявление о признании правового акта противоречащим закону - это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным.

 

78. Развитие организационно-правовых форм управления в области обороны РФ. Основы государственной военной службы. Административная ответственность за нарушение правил воинского учёта.

Под обороной понимается сис-ма полит, эконом, военных, соц, правовых, организационных, инфо

'f0мационных, технических мер по обеспечению готовности гос-ва к защите от возможного вооруженного нападения, а так же защиты населения, целостности территории и своего суверенитета.Указом През-та создано Минобороны.В его ведении находятся:фед.служба по военно-техническому сотруд

'edичеству, по оборонному заказу, по технич.и экспортному контролю, агенство спец.строительства.Мин оьороны контролирует их Дея-ть, осущ-ет ф-ции по выработке гос.политике и н.п.а.регул-е. упр-е в области обороны строится на принципе единоначалия, централизации вонской дисциплины.В наст.

'e2ремя сроки воинской службы определены для лиц проходящих воинскую службу по призыву-2года, для лиц с высшим образованием-1год.През-т явл.Верховным Главнокомандующим вооруженными силами, формирует и возглавляет совет безопасности, утверждает военную доктрину и утверждает положе

'edие о МИнобороне.Прав-во решает осн.задачи по укреплению обороны страны, организует оснащение Вооруж.сил, воинских сил вооружением и военной техникой, разрабатывает и выполняет гос.программы вооружения и т.д.Органы ИВ субъектов и ОМСУ обеспечивают исполнение зак-ва, воинский учет и подготовку гр-н к военной службе, обеспечивают потребности вооруженных сил и т.д.Воинская обязанность1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:воинский учет;обязательную подготовку к военной службе;призыв на военную службу;прохож

'e4ение военной службы по призыву;пребывание в запасе;призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными за конами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;военное обучение в период военного положения и в военное время.3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.6. Исполнение _e3ражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должн_eeстные лица.7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Военная служ

'e1а. Военнослужащие1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Росси

'e9ской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федера льной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделенияр 5 федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формировани_ffх.2. Прохождение военной службы осуществляется:гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федераца 8и, других войсках и воинских формированиях.3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государствен ной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными норматив ными правовыми актами Российской Федерации.Правовая основа воинской обязанности и военной службыПравовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные пра 0вовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воиа dской обязанности1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных к

'eeмиссариатов;направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.2. Р_f3ководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно прожива_feщих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесен ия в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или вое нных сборов;направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете.3.1. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную п олитику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в пределах своей компетенции обязаны:направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления гра 0ждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учета 5, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные к_eeмиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комир 1сариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариатр b:о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состо_ffть на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный ср 0ок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

 

79. Правовое положение органов внутренних дел. Административная ответственность в сфере обеспечения общественной безопасности.

Законом РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и госуа 4арства от внутренних и внешних угроз. Обеспечение безопасности предполагает использование соответственно мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее. К силаа c обеспечения безопасности РФ относятся Вооруженные Силы, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, органы внутренних дел, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные, внутренние войска; органы, обеспечива 0ющие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности. Важное место в системе органов обеспечения безопасности з_e0нимает Совет безопасности РФ, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Данный орган является конституционным, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государс

'f2ва от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Он формируется Президентом РФ и является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод чело века и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. В систему специальных органов обеспечения безопасности входит Федеральна 0я служба безопасности РФ (ФСБ России). Являясь федеральным органом исполнительной власти, ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов Федеральной службы безопасности, в которую входят управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (террит_eeриальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках). ФСБ России реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, осуществляет в п

'f0еделах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности РФ, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. В систему органов внешней разведки входят Служба _e2нешней разведки Российской Федерации (СВР России), органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации, органы внешней разведки Федеральной пограничной слр 3жбы Российской Федерации (ФПС России). Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, органиа 7аций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ. Обработанная органами внешней разведки информация направляется Президенту РФ, Федеральному Собранию и Правительству РФ, которая необходима им для принятия р_e5шений в политической, экономической, оборонной, научно-технической, экологической и других областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техничес_eaому обеспечению безопасности РФ. Органы внешней разведки имеют свои сферы разведывательной деятельности. Специальным органом обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), задачи и полномочия которой закреплены в Федеральноа c законе от 27 мая 1996 г. "О государственной охране", а также Служба безопасности Президента Российской Федерации, задачи которой определены названным законом, а также Положением о Службе безопасности Президента Российской Федерации. Объектами охраны указанных служб являются Презид_e5нт РФ, Председатель Правительства РФ, руководители обеих палат Федерального Собрания, председатели Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ, Генеральный прокурор РФ. При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлен_e0 иным лицам, замещающим государственные должности РФ, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим. На эти службы возложено обеспечение безопасности главам иностранных государств и правительств, членам их семей в период пребывания на территории РФ.

К органам обеспечения безопасности относится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, основной функцией которой является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по защите г

'eeсударственной тайны. Названные выше органы в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых дан в Федеральном законе от б октября 1997 г. "О внесении измеа dений и дополнений в Закон РФ "О государственной тайне", а также в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" в редакции Указа от 24 января 1998 г.