Воспитательные системы Античного мира.

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью: от пиктографии и клинописи до слогового письма. Первые центры обучения - школы писцов - возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями: правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

В V-IV вв. до н.э. среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и системы школьного образования и воспитания: афинскую и спартанскую.

 

Элементы системы Африканская система Спартанская система
Цель воспитания. Всестороннее гармоничное формирование личности. Подготовка воинов, защитников земельной аристократии.
Содержание воспитания. Умственное воспитание: начальная грамота, приобщение к научному и философскому знанию, любовь к познанию. Физическое: в рамках пятиборья плюс плавание, развитие пластики тела. Духовно- нравственное: пение, музыка, стихосложение, ритмика, приобщение к добродетелям. Физическое воспитание: закалка, формирование привычки к лишениям, умение переносить боль. Военно-гимнастическое воспитание: бег, прыжки, метания диска и копья, борьба, рукопашный бой, исполнение песен. Нравственнее и политическое воспитание: Воспитание почтения и послушания взрослым и государству, жесткая дисциплина, развитие лаконичной речи.  
Организация воспитания и обучения, роль государства. Направляющая и корректирующая роль государства в сочетании со свободой индивидуального развития гражданина. До семи лет- семейное воспитание: отец, мать, кормилица. С 7-18 лет обучение мальчиков в разнообразных частных и общественных школах: С 7 до16 - в мусических: грамматиста и кифориста; С 12 до16 - в школах палестры (борьбы); С 16-18 – в гимнасиях - школах повышенного типа: (для обеспеченных): Академия Платона: Ликей Аристотеля; Кинасарг Антисфена. С 18 до 20 лет- служба в Эфебии (военная). Авторитарная роль государства.     До семи лет - семейное воспитание: особая ответственность матери.   С 7-18 лет обучение мальчиков в государственных школах (агеллах).   С 18 до 20 лет- служба в Эфебии (военная).
Методы, средства воспитания. Наставления, соревнования, пример, беседы, приобщение к музыке, искусству, театру, играм, наказание. Приучение к трудностям, упражнения(физические), заучивание нравственных законов, наказание, состязания (криптии).
Результат воспитания. «Человек прекрасный телом и душой».(Ш.Летурно) «Человеческий тип единственный в мире в отношении патриотического одушевления, физической силы и энергии воли»( Ш.Летурно).