Дидактические принципы обучения ИЯ

Специфика предмета «иностранный язык» определяет и соответствующим образом преобразованное применение дидактических принципов. Под принципами (от лат. Principium – «основа», «первоначало») обучения мы понимаем основные (базовые) научно обоснованные положения, на которых строится процесс обучения иностранному языку, нацеленный на формирование у учащегося способности к межкультурной коммуникации.

Обратимся к рассмотрению специфики осуществления общедидактических принципов при обучении иностранным языкам на примерах некоторых из них.

1. Принцип научности

По определению дидактов, «принцип научности обучения» обозначает, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные в современной науке положения и при этом используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Из этого положения вытекает необходимость при отборе материала соблюдать логику науки, создавать условия для образования правильных представлений и научных понятий в связи с научными теориями и т.п. Нетрудно заметить, что подобная трактовка указанного принципа совершенно не соответствует специфике обучения ИЯ, ибо объектом обучения в данном случае является не наука о том или ином языке, а речевая деятельность на нем. Примененный опосредованно к обучению иноязычной речевой деятельности принцип научности обучения означает, что учебный процесс должен строиться с учетом данных современной науки об особенностях общения с помощью языка, о закономерностях распознавания и порождения речи, языковых контактов.

2. Принцип сознательности

Под ним в дидактике обычно понимают «вполне сознательное овладение научными знаниями и методами применения их на практике». Подобное положение, переносимое методистами в конце 40-х годов непосредственно на методику, трактовалось как глубокое осознавание всех или почти всех особенностей системы изучаемого языка. В результате такого прямолинейного перенесения дидактического принципа без учета специфики обучения иностранным языкам на преподавание данного предмета в учебниках появилось обилие правил, на уроках господствовали многословные рассуждения, что отнимало время и наносило ущерб практическому овладению языком. В начале 60-х годов некоторые методисты впали в иную крайность и стали толковать принцип сознательности как необходимость осознания только содержания текстов и упражнения, причем овладение операциями с языковым материалом предполагалось интуитивным. При такой трактовке принципа сознательности сам процесс овладения навыками и умениями становились бессознательным. В то же время психологические данные убедительно показывают, что эффективность, прочность и гибкость формируемых умений и навыков прямо зависит от осознания автоматизируемых действий. Из сказанного следует, что и эта трактовка принципа сознательности не учитывала специфики обучения иностранным языкам и наносила вред формированию навыков и умений. На современном этапе развития методики обучения ИЯ принцип сознательности используется опосредованно с учетом специфики обучения ИЯ. Это проявляется прежде всего в том, что школьники не только понимают содержание речи, но и осознают единицы, из которых она состоит, в период их усвоения и способы использования этих единиц при продуцировании иноязычной речи. С другой стороны формирование речевых умений ИЯ происходит под влиянием родного (перенос и интерференция), то еще одно направление опосредованного осуществления принципа сознательности определяется как сознательное и активное преодоление интерферирующих привычек родного языка и всемерное использование опыта в родном языке.

3. Принцип воспитывающего и развивающего обучения в процессе преподавания иностранного языка

Обучение в современной общеобразовательной школе имеет характер воспитывающего и развивающего обучения. Однако особенности воздействия на воспитание и развитие учащихся со стороны тех или иных учебных предметов различны. Наиболее наглядно проявляется воспитывающее воздействие обучения иностранным языкам через подбор цельных по содержанию текстов и упражнений. Этому воздействию способствует и содержание бесед, рассказов на иностранном языке. Однако ограничение воспитывающего обучения только содержательной стороной речевых произведений было бы неправильным, так как чтение текстов и осуществление бесед на иностранном языке, можно проводить только на продуктивном этапе.

Воспитательное воздействие оказывают и сами занятия языком. Изучение иностранного языка в сравнении с родным открывает возможность расширить филологическое образование, сформировать у учащихся правильное представление о языке как средстве общения, что явится существенным вкладом в формирование мировоззрения школьника. Обучение представляется правильно организованным в том случае, если в его процессе учащиеся приобретают не только знания и умения, но и и когда этот процесс содействует общему развитию обучаемых. Регулируемое преподавателем изучение ИЯ оказывает положительное влияние на развитие психики, на совершенствование ее разных сторон. У школьника развивается обобщенное, абстрактное мышление. Еще Л.С. Выготский говорил, что … «усвоение ИЯ освобождает речевую мысль ребенка из плена конкретных языковых форм и явлений». Обучение ИЯ содействует развитию логического мышления школьников. Это находит свое отражение в процессе чтения и анализа текстов, когда важную роль имеют процессы анализа и синтеза. Подобной цели содействует работа над лексикой, когда сопоставляются слова, различные по структуре, но отражающие совпадающие понятия; известный вклад вносит и выполнение некоторых грамматических упражнений.

4. Принцип личностно ориентированной направленности обучения

Согласно Н.Д. Гальсковой это означает, что « исходным при построении учебного процесса является учащийся как субъект учебной деятельности и как субъект межкультурного общения, его индивидуальная картина мира, его мотивы, социокультурные программы развития, его эмоции и настроения, актуальные интересы и потребности». При этом ученик понимается как интеллектуальный (мыслящий) и автономно (самостоятельно) действующий индивид, его речевая деятельность находится под влиянием его общего, постоянно изменяющегося речевого опыта, а также личного индивидуального опыта в усвоении языка, культуры и общения на изучаемом языке. Личностно ориентированная направленность обучения способствует:

- усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков, умений, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в обществе;

- свободному и творческому мышлению:

- формированию в ученике системы личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию – мотивацию, системные знания как средство контроля сформированности картины мира и т.д.

В основе такого обучения лежит равновесное и равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса, а само обучение ИЯ представляется не только как процесс передачи знаний, навыков и умений, но и как способ раскрытия личности ребенка. При этом парные, групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место. У учащегося должна быть возможность в ходе решения тех или иных коммуникативных задач реализовать собственные намерения. В учебном процессе должны создаваться ситуации, позволяющие учащемуся самостоятельно переносить усвоенные ранее знания, навыки и умения в новый контекст их употребления. При этом содержание обучения немецкому языку подлежит не механическому усвоению, а интеллектуальной и творческой переработке и его интерпретации.

5. Принцип коммуникативной направленности обучения

Учебный процесс организуется как коммуникативная деятельность, приближающаяся по основным своим параметрам к реальному межкультурному общению. Это значит, что учебный процесс направлен не на формирование разрозненных умений “понимание на слух”, “говорение”,“чтение”,“письмо”, а на развитие интегрирующей их коммуникативной компетенции. При этом важно создавать в учебном процессе мотивы каждого речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средствам общения (лексике, грамматике, фонетики), так и умениям общения

 

 

6. Принцип активности

Обучение немецкому языку должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащегося

Реализация данного принципа способствует созданию в учебном процессе условий, в которых:

- учащиеся учатся адекватному выражению сложных мыслей и состояний применительно к целям, условиям и участникам общения;

- речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности учащихся;

- последовательно реализуются межпредметные связи;

- каждый учащийся имеет возможности проявить собственную фантазию, креативность, активность и самостоятельность;

- каждое действие имеет для учащегося глубокий личностный смысл.

В заключении следует сказать следующее:

● изучение иностранного языка формирует у учащегося не только способность, готовность и желание участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности, но и создает благоприятный контекст для формирования общеучебных умений, общего кругозора, родной культуры и осмысления родного языка;

● опираясь на приведенные выше дидактико-педагогические основы и закономерности можно построить учебный процесс привлекательным и доступным для личности ребенка.

 

Литература

1. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений -4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», С. 141-150.

2. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. – М.: Высш. школа, 1982, С. 37-43.

3. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В. М. Филатова) – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, С. 76-90.