Лекция №3. Дидактические основы обучения ИЯ

План

1. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» в учебно-воспитательном процессе

2. Дидактические принципы обучения ИЯ

1. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» в учебно-воспитательном процессе

Любой учебный предмет имеет свою специфику, определяющую особенность связи с дидактикой и особое применение дидактических принципов. Специфика предмета «Иностранный язык» состоит в том, что ИЯ наравне с «родным языком», т.е. русским языком, входит в особую группу учебных предметов в современной школе, задача которых заключается в формировании системы коммуникации и освоении языковых средств общения. Принципиальное отличие языковых дисциплин от предметов первой группы (основы наук – химия, физика, биология и т.д.) и второй группы (предметы эстетического цикла – музыка, ИЗО, литература) состоит в том, что важны не сами по себе языковые знания, а те приобретенные умения и навыки, которые обеспечивают получение новой информации, т.е. новых знаний по другим областям или сведений, ценных в эстетическом отношении. Принципиальное отличие языковых дисциплин от третьей группы предметов (предметы для обучения определенной деятельности – трудовое обучение, физическая культура) состоит в том, что формируемые речевые умения – это интеллектуальные умения, а не навыки физической деятельности. В связи с этим акад. Л.В. Щерба справедливо указывал, что основная функция языковых предметов -коммуникативная, хотя эти предметы имеют и образовательно-воспитательные задачи. Наблюдаются отличия и в специфике учебных предметов «ИЯ» и «Родной язык» на уровне разного соотношения коммуникативной и образовательно-воспитательной функций. При обучении родному языку коммуникативная и образовательно-воспитательные функции по сути дела равноценны или почти равноценны. При обучении ИЯ ведущей и основной является коммуникативная функция, определяющая реализацию образовательно-воспитательных задач. Кроме того, учащиеся владеют родным языком как средством общения в устной форме в повседневной жизни, а развитие и совершенствование родной речи (устной и письменной) происходит и на занятиях по другим предметам. Следовательно, коммуникативная цель обучения родному языку сводится к формированию умений письменной речи и совершенствованию устной речи. А образовательно-воспитательная задача – ознакомление с теорией родного языка, с его системой, с языком как средством общения – может быть и не связана с практикой совершенствования речевой деятельности, а являться самоцелью.

При изучении иностранного языка у учащихся формируется новая языковая система коммуникации. Эта система создаётся только на уроках иностранного языка, где учитель выступает в роли его носителя. Поэтому при ограниченном числе часов, отводимом на изучение иностранного языка , можно получить практически значимые результаты лишь в том случае, когда учитель уделяет основное внимание реализации коммуникативной задачи. Решение образовательно-воспитательных задач должно осуществляться попутно и не в ущерб коммуникативной. Поэтому в курсе иностранного языка теоретические сведения должны помогать практике, делать процесс обучения более эффективным. В учебно-воспитательном процессе совершенствование умений и навыков в родном языке часто происходит вне школы, в процессе жизни под влиянием СМИ и окружающей среды. При изучении ИЯ все это отсутствует, а поэтому учащийся не видит достаточно ясных стимулов для изучения этого предмета. Из этого следует, что на уроках и во внеклассной работе на ИЯ следует воссоздавать по возможности условия реального общения, используя ТСО и средства наглядности, имитируя языковую среду и погружая в нее обучаемых.