По признаку

По направлению уподобления

По результату

Изменения звуков в потоке речи

В речевом потоке звуки речи подвергаются различным изменениям. В зависимости от их причин выделяются 2 группы изменений – позиционные и комбинаторные.

 

I. Позиционные изменениясвязаны с положением (позицией) звука в слове. Яркими примерами являются:

1. В позиции конца слова - оглушение звонких согласныхв рус.яз.Звонкие согласные в конце слова оглушаются: друг [к], дуб [п], еж [ш], таз [с].

Такие регулярные изменения приводят к образованию омофонов: луг – лук, код – кот, рог – рок, дог – док, пруд – прут и др. (звучат одинаково).

В случае стечения двух звонких согласных в конце слова оба оглушаются: съезд[ст].

 

2. Редукция гласных – ослабление и изменение качества звучания. Редукция бывает двух видов.

1) Количественная редукция – сокращение длительности и уменьшение силы звучания гласных: лист – листок – листовой, тыл – тылы – тыловой, руки – рука – рукавица. Количественно редуцируются звуки [и], [ы], [у].

2) Качественная редукция – ослабление и изменение характера звучания гласных: барабан [бър бан], молоко [мъл ко]. Качественной редукции подвергаются звуки [а], [о], [э].

 

II. Комбинаторные изменения связаныс взаимодействием звуков.

1. Ассимиляция– уподобление одного звука другому в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит в результате накладки рекурсии предыдущего и экскурсии последующего звука.

Лодка [тк]

Различают следующие виды ассимиляции:

А) полная – звуки становятся совершенно одинаковыми

отдать [дд], сшить [шш]

Б) частичная (неполная) – звуки уподобляются только по одному признаку:

сказка [ск], пробка [пк] (оба звука стали глухими).

А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий:

dogs [gz], pens [nz].

Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий (см. все другие примеры выше).

3) по положению звуков:

А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом (см. все примеры выше)

Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие.

Например, в тюркских (татарском) языках действует закон сингармонизма: гласные в пределах одного слова одного ряда – переднего или заднего (кроме заимствованных слов).

ат-лар (форма множественного числа существительного ат «конь»)

эт- ләр (форма множественного числа существительного эт «собака»)

А) по звонкости: сдача [зд] (согласные озвончаются, т.е. становятся звонкими)

Б) по глухости: сладкий [тк], книжка [шк] (согласные оглушаются)

В) по мягкостив положении перед мягким согласным твердый согласный нередко заменяется на парный мягкий: стена [ст]

Чаще всего такая ассимиляция происходит в следующих сочетаниях звуков:

[ст] – новость; [зд] – везде, разделить;

[сн] – песня, басня; [зн] – болезнь, казнь;

[нч] – птенчик, окончание; нщ – гонщик, женщина и др.

Г) по ряду гласных: ат-лар, эт- ләр (закон сингармонизма).

 

2. Диссимиляция– расподобление артикуляции звуков в пределах слова. Это процесс обратный ассимиляции, т.е. два одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. Диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Встречается несколько реже ассимиляции.

Как фонетическое явление диссимиляция отмечается на разных этапах истории самых разнообразных языков. Диссимилятивные явления могут носить массовый характер, превращаясь со временем в языковой закон, но может ограничиваться отдельными диалектами языка, говорами, или же просто просторечием малообразованной части населения.

Часто встречается, например, замена одного из двух звуков [р] на [л]: в просторечии колидор вм. коридор, дилектор вм. директор, секлетарь вместо секретарь.

коридор –> колидор

р … р –> л … р

 

Различают следующие виды диссимиляции: