Операции и дружественные операции
Дружественные функции
В СИ функции-элементы имеют доступ ко всем данным-элементам своего класса. Кроме этого, СИ предусматривает такую возможность еще и для дружественных функций. Объявление дружественной функции производится в объявлении класса и начинается с ключевого слова friend. Кроме наличия спецификатора friend, объявление дружественной функции совпадает с объявлением функции-элемента, однако прямого доступа к классу дружественная функция не имеет, поскольку для этого необходим скрытый указатель this, который ей недоступен. Но если вы передаете такой функции указатель на объект дружественного класса, функция будет иметь доступ к его элементам. Когда вы определяете дружественную функцию вне объявления дружественного ей класса, вам не нужно в определении указывать имя класса. Дружественной называется обычная функция, которой открыт доступ ко всем элементам-данным одного или нескольких классов.
Общий вид (синтаксис) объявления дружественной функции следующий:
class className
{ public:
className();
// другие конструкторы friend returnType friendFunction(<список параметров>); };
Пример 9:
class String
{
protected:
char *str;
int len; public:
String();
~String();
// другие функции-элементы friend String& append(String &str1, String &str2); friend String& append(const char* str1, String &str2); friend String& append(String &str1, const char* str2); };
Дружественные функции могут решать задачи, которые при помощи функций-элементов решаются с трудом, неуклюже или не могут быть решены вообще.
Рассмотрим простой пример использования дружественных функций. Текст программы FRIEND.CPP представлен в листинге 8.5. Программа следит за памятью, отведенной для хранения массива символов. Эта программа - первый шаг к созданию класса string.
Последняя программа использовала функции-элементы и дружественную функцию, которые реализовали действия, выполняемые в стандартных типах с помощью операций вроде = и +. Подход типичен для языков C и Pascal, потому что эти языки не поддерживают определяемые пользователем операции. В отличии от них C++ позволяет вам объявлять операции и дружественные операции. Эти операции включают в себя: +, -, *, /, %, ==, !=, <=, <, >=, >, +=, -=, *=, /=, %=, [],
(), << и >>. Обратитесь к описанию языка C++, где обсуждаются детали определения этих операций. СИ трактует операции и дружественные операции как специальный тип функций-элементов и дружественных функций.
Общий синтаксис для объявления операций и дружественных операций:
class className {
public: // конструкторы и деструктор
// функции-элементы // унарная операция returnType operator operatorSymbol(); // бинарная операция
returnType operator operatorSymbol(operand); // унарная дружественная операция friend returnType operator operatorSymbol(operand); // бинарная дружественная операция
friend returnType operator operatorSymbol(firstOperand, secondOperand); };
Пример 10:
class String
{
protected:
char *str;
int num; public:
String();
~String();
// другие функции-элементы
// операция присваивания
String& operator =(String& s);
String& operator +=(String& s);
// операции конкатенации
friend String& operator +(String& s1, String& s2);
friend String& operator +(const char* s1, String& s2);
friend String& operator +(String& s1, const char* s2);
// операции отношения
friend int operator >(String& s1, String& s2);
friend int operator =>(String& s1, String& s2);
friend int operator <(String& sl, String& s2);
friend int operator <=(String& sl, String& s2);
friend int operator ==(String& s1, String& s2);
friend int operator !=(String& sl, String& s2); };
Код, который вы пишете, будет использовать операции и дружественные операции точно так же, как и предопределенные операции. Следовательно, вы можете создавать операции, чтобы поддерживать действия над классами, моделирующими, например, комплексные числа, строки, векторы и матрицы. Эти операции дают возможность вам записывать выражения в более привычной форме, чем использование вызовов функций.