В процессе преподавания курса психологии

Особенности педагогического общения

 

Проведение занятий требует создания специальной атмосферы в классе и организации особого педагогического общения.

Проблемы:1)Как совместить отсутствие авторитарности и умение учителя довести линию поведения до конца? 2) Как осуществлять гуманизацию преподавания при необходимости подавления импульсивности отдельных учащихся, проведения четкой линии решения определенной учебной развивающей задачи?

1. Создавать обстановку безопасности и доверия. Со стороны учителя для этого нужно: безусловное положительное принятие личности ученика; эмпатия; установка на одобрение и поддержку и др.

2. Формировать безоценочное отношение к личности – “правильно-неправильно” (оценка - есть закрепление стереотипа).

3. На удачные ответы важно отреагировать эмоциональной поддержкой и откровенной похвалой, поощрением (короткие реплики..) – нужны ориентиры для правильного продвижения.

4. Задавать такую ситуацию в классе (аудитории), которая сама по себе располагала бы к размышлению. Эта особенность занятия является наиболее естественной и благоприятной для изучения психологии – она позволяет обратиться к интроспекции, услышать партнера, выйти на интуитивный уровень понимания психологических феноменов.

5. Рассказывать о том, что психологические феномены можно усвоить лишь непосредственным погружением в них, пропуская их через себя, через свое самочувствие.

6. Показать, что обсуждать на уроке можно и нужно. Само обсуждение является содержанием предмета психологии. Умеем ли мы говорить? Умеем ли мы слушать? и др.

7. Следует постоянно и однозначно отсекать то, что мешают решать учителю дидактические задачи на данном занятии. Зафиксировать другие феномены (которые сейчас не обсуждаются). Их отработать “штрихом”, отметить их (чтобы в сознании школьника они остались) и при необходимости вернуться к ним на других занятиях.

8. Полная управляемость учебного процесса учителем. Нельзя позволять развиваться учебному процессу стихийно. Необходимо подчинение этому процессу учеников – чтобы дать возможность школьникам осознать себя в этих новых знаниях.

9. Преподавателю не следует скрывать свои эмоции и сковывать свои реакции (в пределах разумного), которые возникают в процессе обучения: показать по возможности как можно больший диапазон эмоций и человеческих реакций (быть подлинным, естественным); раз это реальность - надо ее изучать.

10. Нужно научить уважать себя, формировать чувство собственного достоинства.

 

Функции учителя (М.В.Попова):

1. Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки).

2. Учитель как исследователь (исследовательская функция).

3. Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция; “фасилитация” и “фисилитатор” - от англ. facilitate - облегчать, помогать, способствовать)

4. Учитель как эксперт (экспертная/консультативная функция) в психологических проблемах.