Учебные задачи в преподавании психологии

Понятие «задача» широко используется в психологической науке. Задача– это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу. Учебной задачейбудем называть задачу, специально подобранную или сконструированную для целей обучения.

Исследователи мышления, интеллекта (Р. Кеттелл, А. Бине, Дж. Гильфорд и др.) считали наилучшим способом побудить человека думать – это поставить перед ним задачу.

 

Классификация учебных задач

Одна из известных в науке классификаций учебных задач принадлежит Д.Г.Толлингеровой. Она выделяет 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам:

1) задачи на воспроизведение знаний;

2) задачи на простые мыслительные операции;

3) задачи на сложные мыслительные операции;

4) задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;

5) задачи на продуктивное мышление.

***

Представляет определенный интерес и классификация учебных задач Г.А. Балла (5). В зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, выделяется 5 видов:

1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти объекта др.);

2) мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.);

3) имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;

4) мнемические задачи (запомнить, вспомнить...);

5) коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).

***

Если за основу классификации учебных задач принять цели профессионального обучения, то можно выделить две группы учебных задач:

А) задачи, целью которых является овладение студентами учебной информацией;

Б) задачи, целью которых является овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

 

Каждая группа задач (А и Б) может содержать:

а) прямые вопросы, требующие знаний учебного материала и способности его припомнить. Они обеспечивают актуализацию учебного материала. Это дает возможность студентам понять, какие виды знаний являются наиболее существенными (основные понятия, функции, механизмы, свойства, закономерности различных психических явлений и др.);

б) косвенные вопросы, требующие размышления, на которые невозможно ответить путем простого припоминания. Это задачи на интерпретацию психологических фактов, законов, на сравнительный анализ концепций, точек зрения, представлений;

в) проблемы, которые требуют продуктивного мышления.

 

Для обеспечения эффективности учебного процесса важно не только качество самих задач, но и их набор, система. При этом следует учитывать следующие особенности этой системы: оптимальное количество (они должны охватывать все основные понятия и закономерности изучаемой темы); разнообразные по видам (желательна представленность всех); привлекательные по содержанию; кратко сформулированные.

Использование учебных задач в процессе преподавания психологии обеспечивает более высокий уровень психологических знаний школьников и подготовки специалистов-психологов, а также способствует формированию у преподавателей умения результативно использовать в своей деятельности законы психологии учения и обучения.