Разработка учебных программ

Преподаватель психологии на современном этапе развития школы вообще, а вузовской в частности, вынужден обладать способностью легко и быстро осваивать новые курсы и дисциплины. Многообразие различного рода школ, которые готовят психологов, не позволяет работать по единой учебной программе. Поэтому преподаватель психологии вынужден составлять такие программы самостоятельно в соответствии с особенностями школы, вуза, отделения, количества отведенных часов и т.п.

Программа включает содержание основных тем курса, перечень занятий, виды и содержание самостоятельной работы, организацию контроля, тестовые задания, список основной и дополнительной литературы. Целесообразно составлять полный план, включающий все структурные единицы, и на весь срок обучения. Только тогда преподаватель может ориентироваться в материале как целостном объекте.

 

Учебно-тематический план (ВУЗ)

 

№     Название темы     Количество часов
Лекции Семинары Практические Само­стоятель­ная ра­бота
           
           
           
  Итого:        

 

Прежде чем приступить к составлению учебной программы курса, следует выяснить: цели и необходимость курса, особен­ности аудитории, возможности реализации (место, время, состав преподавателей и др.).

На следующем этапе разрабатывается содержание курса. Формулируется название, определяется продолжительность в учебных часах.

Затем планируются разделы курса, а каждый раздел разбивается на темы. Содержание каждой темы разбивается на более мелкие, но существенные вопросы.

Программа теоретического курса может сопровождаться практикумом (если он не предполагается как самостоятельный курс). В этом случае практикум планируется к каждой теме. Это могут быть психотехнические игры, упражнения, тренинги, практикум по диагностике и т.д.

В программе к каждой теме подбирается литература. В некоторых случаях (в психологических программах для школьников) полезно курс разработать более детально, вплоть до содержания каждого занятия (М.А. Подвойская, 1993).

Программа может сопровождаться краткими методическими советами с указанием целесообразных форм подачи материала, типичных ошибок.

В приложение можно включить

- список тем для самостоятельной работы;

- вопросы для самоконтроля;

- задания для индивидуальных исследований;

- полный список рекомендованной литературы