Лекция 2.1 Структура туроператорской фирмы.

Основные подразделения, их функции и краткая характеристика.

 

Структурная схема туроператора представлена на рис. 2.3. Такая схема применима к туристским фирмам-туроператорам. Конкретная структура фирмы зависит от того, насколько широка и разнообразна деятельность фирмы.

Каждое из подразделений выполняет определенные функции, участвуя в едином, сложном технологическом процессе. Состав и последовательность технологических процессов представлена на Технологической схеме туристской фирмы, рис. 2.2.

? 1. Сопоставьте рис. 2.2 и 2.3. Назовите функции каждого из подразделений фирмы-туроператора.

? 2. Каковы основные функции турагентств.

Турагентствам часто свойственны функции по оказанию рекламным услуг партнерам, обеспечению их сувенирной, значковой, представительской продукцией, оказанию услуг по производству видео- и слайд-фильмов и т.п., что добавляет в схему дополнительные направления деятельности и влияет на структуру фирмы, расширяя ее. Типичная структура турагентства, без дополнительных функций приведена на рис. 2.4.

? Назовите функции каждого из подразделений турагентства..

Очень часто турфирмы совмещают в своей деятельности функции турагента и туроператора, а также имеют собственные экскурсионные подразделения. В таком случае их структура может иметь комбинированный характер.

Кроме того, большинство турфирм как в мире, так и в России, относится к малым и средним учреждениям. Вследствие своего ограниченного штата таким фирмам гораздо труднее, чем крупным учреждениям и предприятиям, создать стабильную, четкую структуру. Поэтому они используют «гибкие схемы», такие, где старший менеджер должен контактировать с клиентом, поставщиком услуг, участвовать в процессе подготовки туров и в их контроле; секретарша должна уметь ответить на технологические вопросы, бухгалтер должен знать производственно-технологическую цепочку обслуживания и владеть тонкостями снижения цен, скидок и льгот по тарифу, установленному коммерческим отделом. Это способствует устойчивости в организации деятельности фирмы и взаимодействию по секторам.

Кроме того, как в малых, средних, так и в крупных компаниях существуют общие структурные закономерности. Так, из-за непредвиденных отпусков или вынужденного отсутствия какого-либо сотрудника требуется, чтобы одна функциональная обязанность была освоена минимум двумя работниками. Для этого необходимо, во-первых, иметь хотя бы штатный минимум для распределения обязанностей в пределах одного типа деятельности и, во-вторых, проведение регулярной учебы по смежным секторам и по всей технологической цепочке для сотрудников фирмы.

 

Тема 3. Туристический пакет услуг