Системы и формы снабжения

Глава. Биржа как элемент рынка

Организаций железнодорожного транспорта.

Глава. Материально-техническое обеспечение предприятий, 3

Учебное пособие

БИРЖЕВОЕ ДЕЛО

М.Н.ВИТЧЕНКО

Проблемы управления статическими WEP-ключами

Стандартом IEEE 802.11 не предусмотрены какие-либо механизмы управления ключами шифрования. По определению, алгоритм WEP поддерживает лишь статические ключи, которые заранее распространяются тем или иным способом между абонентами и точками радиодоступа беспроводной локальной сети. Поскольку IEEE 802.11 аутентифицирует физическое устройство, а не его пользователя, утрата абонентского адаптера, точки радиодоступа или собственно секретного ключа представляют опасность для системы безопасности беспроводной локальной сети. В результате при каждом подобном инциденте администратор сети будет вынужден вручную произвести смену ключей у всех абонентов и в точках доступа. Для этого во всем оборудовании D-Link отведено четыре поля для ввода ключей. И при смене всех ключей необходимо только поменять номер используемого ключа.

Эти административные действия годятся для небольшой беспроводной локальной сети, но совершенно неприемлемы для сетей, в которых абоненты исчисляются сотнями и тысячами и/или распределены территориально. В условиях отсутствия механизмов генерации и распространения ключей администратор вынужден тщательно охранять абонентские адаптеры и оборудование инфраструктуры сети.

 

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ

САНКТ_ ПЕТЕРБУРГ

Оглавление

1.1. Организация материально-технического снабжения.2

1.1.1. Системы и формы снабжения 4

1.2 Планирование материально-технического снабжения 12

1.3.Управление запасами материальных ресурсов 15

1.3.1.Классификация запасов 17

1.3.2.Нормирование запасов 23

1.3. 3.Планирование уровня запасов 27

1.3.4.Системы контроля уровня и состояния запасов 31

1.3.5. Логистические концепции в управлении запасами 38

1.3 ..6. Экономико-математические методы управления запасами .44

1.3.7.. Показатели наличие и использование запасов . 53

Вопросы для подготовки 54

2.1История развитие биржевой торговли 57

2.2.Товарная биржа как элемент рынка 61

2.3. Биржевые сделки, виды и сущность. 65

2.4. Расчеты по биржевым сделкам 72

2.5.Органы управления и организационная структура 75

товарной биржи.

2.6 Фондовая биржа 82

2.6.1. Ценные бумаги. Организация торговли ценными бумагами 83

2.62Биржевые котировки и индексы. 85

2.6.2.Виды рынков по инструментам. 88

2.7 Валютная биржа 90

2.7.1Функции и виды операций валютного рынка. 91

2.7.3Основные курсы валют 93

 

Интервал 1,5 около 5 п.л.

 

Глава 1. Материально-техническое обеспечение предприятий, организаций железнодорожного транспорта.

При производстве товаров выполнения услуг и работ все предприятия потребляют те или иные материальные ресурсы. При этом ни одно производство, в том числе и железнодорожный транспорт не может обойтись без привлечения ресурсов из внешней среды предприятия.

В состав материально - технических ресурсов входят: сырье, материалы топливо, энергия, вода, комплектующие изделия; покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструмент), вычислительная техника и другое оборудование и т. д.

Организация привлечения материально - ресурсов носит обобщающее название — материально-техническое снабжение.

Материально-техническое снабжение МТС предприятия — это процесс поставки на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с планами производства материально-технических ресурсов.

От организации снабжения, а именно своевременности поставок материальных ресурсов на производство в необходимом количестве, качестве и ассортименте в значительной мере зависит своевременный выпуск готовой продукции, ее качество и как результат — уровень прибыли и рентабельности предприятия. Материально-техническое снабжениетолько начальное звено производственного процесса. Степень конкурентоспособности предприятия с точки зрения качества, стоимости продукции, сроков выполнения заказов зависит от четко организованной системы обеспечения производства сырьем и расходными материалами. Таким образом, материально-техническое обеспечение МТО понятие более широкое, чем материально-техническое снабжение МТС.

 

МТОэто система планирования и организации закупок, поставок, распределения, хранения, учета и контроля материально-технических ресурсов.

 

Стратегическая цель системы материально- технического обеспечения и промышленного предприятия и железнодорожного транспорта – оптимизация затрат на закупку, доставку и хранение при обеспечении устойчивой работы. предприятия.

Материально-техническими ресурсами предприятия обеспечиваются службами МТО. На железнодорожном транспорте эту функцию выполняет дирекция материально-технического обеспечения.

В промышленности материальные затраты в среднем составляют до 50% всех
расходов предприятия, а в отдельных отраслях они достигают 80—90%. При этом издержки, связанные с хранением материалов на складах (аренда, налоги, потери при хранении, порча, страховка и пр.), также составляют существенную долю в бюджете промышленного предприятия. В ряде случаев они увеличивают расходы на приобретение материалов на 10—15%. Поэтому финансовая сторона материально-технического обеспечения на основе его рационализации играет очень важную роль в снижении себестоимости продукции, работ и услуг.

Следовательно задача МТО — своевременно обеспечить подразделения предприятия ( структурные подразделения дороги) необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества при минимальной их стоимости и затратах на транспортировку и хранение на складах.

1.1. Организация и управление материально-техническим обеспечением (МТО).

Система управления МТО включает в себя ряд взаимосвязанных направлений, представленных на рис.1. 1.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Учет и контроль МТО
Управление запасами
Нормирование расхода материальных ресурсов
Планирование МТО
Контроль поступлений материальных ресурсов
Закупочная деятельность
Организация складского хозяйства
Изучение рынка закупаемых ресурсов
Контроль качества закупаемых ресурсов
Выбор поставщика
Хранение и отпуск ресурсов в производство
Управление поставками

 


Рис 1.1.Основные направления деятельности системы управления МТО

 

Организационное построение служб материально- технического снабжения отличается большим разнообразием. В каждом конкретном случае оно варьируется в зависимости от размера и типа производства, объема и номенклатуры потребляемых сырья, материалов и изделий, уровня специализации и кооперации, наличия транспортных путей и сети снабженческо-сбытовых баз в данном районе, территориального размещения предприятий и других факторов.

Функции служб снабжения, на небольших предприятиях, выполняют отдельные работники. На средних предприятиях создаются структурные подразделения — отделы (бюро), а на крупных — управления (службы) материально-технического снабжения.

Субъектом управления процессами снабжения на железнодорожном транспорте является система органов материально-технического обеспечения. Централизованное снабжение железных дорог материально- техническими ресурсами осуществляет Росжелдорснаб РЖДС .Эту организацию отличает знание специфики работы ОАО «РЖД», и отработанная схема взаимодействия со всеми структурными подразделениями. РЖДС имеет разветвленную сеть складского хозяйства с железнодорожными подъездными путями на всей территории России. Это сервисная организация, занимающаяся анализом рынка; проведением конкурсных торгов; закупкой, хранением, реализацией и транспортировкой товаров до потребителей; развитием предоставляемых услуг и складского хозяйства. Организационная структура системы управления материально-техническим обеспечением в ОАО «РЖД» представлена на рис.1.2

РОСЖЕЛДОРСНАБ РЖДС
Главный материальный склад ГМС
Дирекция материально- технического обеспечения- ДМТО
Структурные подразделения ОАО РЖД»
Филиалы ГМС( топливные и материальные склады) …… Службу материально-технического снабжения возглавляет отдел МТС (ОМТС). …..

 

·

 


Рис.1. 2. Организационная структура системы управления материально-техническим обеспечением предприятием

 

На дороге материально- техническим обеспечением занимается - Дирекция материально- технического обеспечения – ДМТО структурное подразделение Росжелдорснаба ОАО «РЖД»,

В условиях продолжающейся структурной реформы ОАО «РЖД», характеризующейся глобальными преобразованиями в сфере управления, актуализируются вопросы повышения эффективности деятельности ДМТО и проблемы взаимоотношений между ДМТО и структурными подразделениями ОАО «РЖД».

В настоящее время взаимодействие ДМТО с Дирекциями дороги определяется временным регламентом, разработанным на основе Регламента организации материально – технического снабжения ОАО «РЖД» от 6августа 2007 года №1499 и последующими нормативными документами.

Данный регламент определяет порядок взаимодействия ДМТО с Дирекциями и службами дороги:

· в сфере корпоративного управления;

· организации работы в части управления имуществом;

· в области организации планирования закупок и поставок материально- технических ресурсов МТР;

· своевременного и полного обеспечения структурных подразделений дороги всеми видами МТР;

· в области осуществления функций бюджетирования, планирования и исполнения платежного баланса;

Регламентирование процесса материально- технического снабжения осуществляется по следующим направлениям.

1. Формирование сводной годовой потребности и заявки на МТР российского и зарубежного производства;

2.Формирование плана и графика поставок МТР;

3. Порядок передачи МТР Получателям

4.Порядок организации входного контроля качества закупаемых МТР;

5.Порядок разработки графика поставок МТР;

6.Ответственность сторон за организацию обеспечения снабжения.

Основными функциями служб материально – технического обеспечения Росжелдорснаба, а на дороге его структурных подразделений являются:

1.Планирование потребности в материальных ресурсах и ее увязка с планом производства и нормативами запасов. 2.Разработка нормативов запасов материальных ресурсов. 3.Поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и выбор поставщиков по критериям качества поставляемых материалов, цен, надежности поставщиков, условий платежей и поставок, транспортно- заготовительных расходов и т.д..
4. Заключение договоров на поставки.
5.Организация работ по доставке материальных ресурсов, контролю и оперативному регулированию выполнения договоров поставок.
6.Организация приемки, обработки и хранения материальных ресурсов;
7. Оперативное планирование и регулирование обеспечения производства материальными ресурсами.
8.Учет, контроль и анализ расходования материальных ресурсов.
9. Надзор за рациональным использованием материалов в производстве.

Многообразие условий производства и потребления продукции, способов ее перемещения, организации и методов распределения материальных ресурсов предопределяет объективную необходимость использования различных форм снабжения. Формы снабжения проявляются в способе товаропродвижения и степени участия в процессе обращения снабженческо-сбытовых организаций и ряде других особенностей. Снабжение предприятий осуществляется централизовано, через снабженческие организации, и децентрализовано по прямым связям непосредственно от заводов изготовителей.

В зависимости от особенностей продвижения продукции от поставщиков к потребителям различают две формы снабжения, складскую и транзитную. Выбор формы снабжения зависит от целого ряда факторов.

Транзитная форма снабжения сырьем и материалами применяется тогда, когда предприятие получает их непосредственно от производителей этих ресурсов. Такая форма наиболее экономична (без посредников) и применяется всегда, когда потребное количество сырья и материалов на данный отрезок времени равно транзитной норме поставок. Транзитная форма осуществляется по прямым связям, через товарно-сырьевые биржи и др. Эта форма наиболее предпочтительна при массовом потреблении материальных ресурсов. Применение транзитной формы снабжения сокращает время пребывания материальных ресурсов в сфере обращения; снижает издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции и расходы на хранение материалов на базах. Вместе с тем использование транзитной формы снабжения при небольших объемах потребления неизбежно приводит к образованию излишних запасов товарно-материальных ценностей по той части продукции, по которой потребность ниже установленных поставщиком транзитных норм.

Складская форма снабжения применяется тогда, когда потребные ресурсы меньше транзитной нормы и предприятие получает их необходимые объемы с баз и складов организаций оптово-розничной торговли. Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает исходя из особенностей ресурса, продолжительности его получения, количества предложений, качества, цены ресурса и других факторов. Складская форма снабжения позволяет предприятию потребителю заказывать необходимые ему материальные ресурсы в нужном количестве, исходя из действительной потребности по количеству и срокам поставки. Однако складская форма снабжения связана с дополнительными расходами на складскую переработку, хранение и доставку материальных ресурсов с баз снабженческо-сбытовых организаций. Складская форма снабжения является предпочтительной в тех случаях когда связанные с ней затраты будут меньше, чем затраты при транзитной форме снабжения. Таким образом, решающим фактором при выборе формы снабжения является объем потребления каждого вида материальных ресурсов в планируемом периоде.

В современной России материально техническое обеспечение все больше приближается к технологиям, сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой, где система снабжения основана на системе складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов, снабжаемых организацией. Система МТО основанная на принципе хранения запасов достаточно широко распространена в обрабатывающих отраслях промышленности и на транспорте, в том числе железнодорожном. Из запасов собственного склада структурные подразделения подбирают необходимые материалы, которые доставляются на рабочие места. В том случае если требуемый материал отсутствует на подручном складе, делается запрос на центральный склад. На основе заявок формируется потребность в материальных ресурсах, и делаются централизованные заказы предприятиям поставщикам, обеспечивающие снижение цен при оптовых поставках и транспортных расходов при доставке большими партиями. Заказанные материальные ресурсы по мере их поступления принимаются на центральном складе, где проверяется качество и соответствие заявке по количеству и номенклатуре. Затем, ресурсы распределяются между потребителями.

Железнодорожный транспорт снабжается главным образом централизованно и имеет развитую сеть материальных складов. Централизованная форма снабжения позволяет более эффективно осуществлять и контролировать поставки ,Решая следующие задачи:

1.Контроль исполнения бюджетов филиалов ОАО «РЖД»

2Утверждение цен ценовой комиссией ОАО «РЖД»

3Поставка продукции по минимально возможным ценам

4Контроль объемов закупок для нужд филиалов

5Возможность контроля себестоимости продукции

6Поставка только сертифицированной продукции.

Вместе с тем, несмотря на общепризнанные преимущества централизованной системы снабжения существующая модель материально- технического обеспечения в ОАО «РЖД» ограничена и экономически и недостаточно эффективна. Недостатком описываемой системы является потребность в комплексе складов, что связанно с дополнительными затратами, увеличением сроков выполнения заявки предприятий и транспортных расходов по перемещению материальных ресурсов с центрального склада на специализированные склады дороги и затем на склады структурных подразделений.

Необходимо построение вертикально интегрированной системы материально- технического обеспечения и переход на планирование потребности в материальных ресурсах структурных подразделений не на квартал как сейчас , а как минимум на год .

Вместе с тем система МТО развивается и в настоящее время в составе РЖДС:

- создаются логистические центры и специализированные баз в экономически развитых промышленных регионах

- создается страховой неснижаемый запасаостродефицитной продукции позволяющий избежать проблем при нарушении поставок;

- происходит автоматизация складских комплексов и т д.

Например, создание базы металлопроката для шести дорог позволит увеличить ассортимент продукции за счет увеличения заявленного объема и достижения транзитных норм отгрузки.

В целях повышения эффективности работы Росжелдорснаба в условиях изменения системы управления разрабатываются следующие основные направления.

· Оптимизация материальных потоков

· Оптимизация финансовых потоков

· Организация сквозного нормативного планирования

· Обеспечение единства системы планирования

 

1.2.Планирование материально-технического снабжения

Эффективная работа службы материально- технического снабжения невозможна без системы планирования.

План материально-технического снабжения - это совокупность расчетных документов, в которых обоснована потребность предприятия в материальных ресурсах и определены источники их покрытия. Он сопоставляется в форме баланса МТС.

План МТС разрабатывается с учетом:

· нормативов запасов материальных ресурсов

· норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий;

· планов капитального строительства и реконструкции,

· подготовки производства новых изделий, работ по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, бытовых объектов и т.д.;

· остатков материальных ресурсов на начало и конец планируемого периода;

· установленных и вновь налаживаемых связей с поставщиками;

· цен на все виды материально-технических ресурсов.

Основной величиной, на базе которой определяется потребность в материальных ресурсах, является норма расхода, представляющая собой предельно допустимое количество материалов, топлива, энергии на выполнение единицы транспортной работы в планируемых условиях ( перевозок ремонта, ит.п.).

Различают нормы расхода индивидуальные, групповые и укрупненные.

Индивидуальные нормы расхода устанавливаются на производство или ремонт единицы конкретной продукции (ремонт локомотива, вагона, здания).

Групповые нормы расхода устанавливаются для однотипной продукции, производимой на ряде однородных предприятий ( структурных подразделений).

Укрупненные (суммарные) нормы расхода применяются при планировании материально-технического обеспечения в масштабе всего железнодорожного транспорта.

После определения потребности в каждом виде материально-технических ресурсов по всем структурным подразделениям составляется сводный бюджет закупок и сводный план поставок.

Сводный годовой план поставок формируется на основе сводных годовых заявок филиалов, структурных подразделений и дочерних обществ.

Сводная годовая заявка дороги на поставку МРТ формируется одновременно с формированием проекта сводного бюджета запасов и закупок с учетом годовых плановых заданий и прогноза наличия остатков МТР. Получатели МРТ на основе доведенных объемов работ, норм расхода и с учетом имеющихся запасов формируют сводную годовую заявку МРТ в программе Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами- ЕК АСУФР. Заявка формируется с разбивкой по кварталам в рамках прогнозируемого бюджета запасов и закупок, и передают в ДМТО. После рассмотрения и согласования заявок на материальные ресурсы отраслевых служб и дирекций, ДМТО формирует сводную годовую заявку дороги до 1 декабря и направляет её в Росжелдорснаб. Сводная заявка на первый квартал формируется до 1 ноября предшествующего года. Сводная годовая заявка структурного подразделения, филиала и дочернего общества рассчитывается на основании норм МТР, норм страхового запаса и с учетов прогнозируемых остатков МТР на начало планируемого периода.

Перспективное планирование потребности в материальных ресурсах ведется по укрупненным группам материалов для всей номенклатуры работы и услуг, выполняемых железнодорожными организациями.

Основная номенклатура поставляемых материально- технических ресурсов включает.

· Запасные части для подвижного состава

· Материалы верхнего строения пути

· Строительные и отделочные материалы

· Прокат черных и цветных металлов

· Кабельную и электротехническую продукцию и оборудование

· Транспортные средства

· Подъемно - транспортное оборудование

· Дорожно-строительная техника

· Котлы и котельное оборудование

· Энергетические угли, нефтепродукты

· Форменную и специальную одежду и обувь, постельные принадлежности.

При разработке перспективного бюджета материальных ресурсов особенно тщательно и детально рассчитывается потребность в важнейших и дефицитных материалах. Как правило, номенклатура этих ресурсов ограничена, а влияние на ритмичную работу железных дорог крайне велико. В настоящее время номенклатура потребляемых материально- технических ресурсов составляет более миллиона наименований. Для обеспечения надежного управления всем объемом разнородных данных, связанных с информационным сопровождением процесса планирования потребности, закупки, поставки, учета поступления и расхода, был создан и введен в действие сетевой классификатор материально-технических ресурсов (СКМТР). В настоящее время СКМТР насчитывает почти 1,2 млн. номенклатурных позиций (один из наиболее полных в стране массивов данных о продукции, закупаемой для нужд одной компании). Все задачи, связанные с учётом и планированием МТР, в информационных системах ОАО «РЖД» базируются на СКМТР. Совместно с СКМТР поддерживаются в актуальном состоянии массивы дополнительной информации о продукции, среди которых наиболее значимыми являются база данных ГОСТ (государственные стандарты), информация по аналогам и заменителям МТР, сведения по импортозамещающей продукции, а также графические материалы (чертежи, изображения, технологическая документация).

Состав данных сетевого классификатора включает следующие признаки (поля):

· Код СКМТР

· Признак

· Наименование

· Марка, № чертежа

· ГОСТ, ТУ

· Сорт, размер

· Ед. изм.

· Краткое наименование

В условиях рыночной экономики производство должно ориентироваться на подвижный спрос а, значит, возможны изменения, как в объеме, так и номенклатуре потребляемых ресурсов. Следовательно, расчеты перспективной потребности в материальных ресурсах не могут быть ни достаточно точными, ни окончательными. Организуя работу с поставщиками, необходимо осуществлять баланс между интенсивностью и колебаниями поставок, с одной стороны, и интенсивностью и колебаниями потребления этих поставок производством – с другой. Эти интенсивности и колебания могут носить как запланированный или прогнозируемый характер, так и быть случайными и непредсказуемыми.

В процессе разработки плана снабжения одной из важнейших задач является установление такой величины запасов, которые были бы достаточными для обеспечения процесса производства и в тоже время минимальными.