Лекция №1

Предмет, система курса « Основы права»

Цели и задачи курса «Основы права». Роль основ права в развитии и совершенствовании рыночных отношений. Становление и тенденция развития дисциплины. Предмет, методы, принципы основ права.

 

Изучение основ прав является одним из важных средств и условий правового воспитания и обучения граждан казахстанского общества. На государственной основе этот вопрос был поставлен с указанием путей его реализации в постановлении, подписанным Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, «О мерах по осуществлению правового всеобуча» от 21 июня 1995 года. Правовое обучение и воспитание имеет политическую актуальность, так как оно тесно связано с построением правового государства в Казахстане, которое обеспечит свободное развитие личности, завершит формирование гражданского общества в стране. Создание нового права в Республике Казахстан, знание его, следование ему позволят каждому и всем представлять свои права, свободы и обязанности. Однако их активное творческое усвоение, формирование правового сознания не происходят стихийно. Правовое воспитание, получение систематизированных знаний о законах, важнейших сферах общественной жизни должно происходить планомерно, в процессе длительного обучения, начиная со школьного возраста.

Изучение основ государства и права студентам важно не только с правоохранительной точки зрения, но и для усвоения социального назначения правовых предписаний, способствующих углубленному знанию права, идейной убежденности граждан в общественной ценности построения правового государства и необходимости функционирования демократического права.

Одной из важных целей правовой реформы в современном Казахстане является, как известно, построение правового государства в соответствии с принципами демократии и соблюдение основных прав и свобод граждан. Это не возможно без воспитания правового сознания граждан, без понимания ими своих прав и обязанностей перед обществом и государством, без знания законов регулирующих жизнь общества. Формирование новой правовой системы, направленной на гуманизацию и демократизацию в жизни общества, на искоренение любых форм дискриминации в зависимости от различия пола, национальности, имущественного положения, социальной принадлежности, должности, вероисповедания, предполагает изучение основ государства и права, пропаганду юридических знаний в обществе. В связи с этим немаловажной задачей при изучении курса « Основы права» является преодоления укоренившегося юридического нигилизма и пренебрежение к законам со стороны государственных органов, должностных лиц, а также и граждан, а в целом формирование позитивного настроенного правосознания людей.

Создание рыночной экономики, наличие различных форм собственности потребовали качественного изменения правового режима их функционирования. Динамично развивающиеся законы о правовом регулировании новых экономических отношений являются объективным основанием необходимости их знания. Следовательно, знания основ права, содержания, основных положений законов, регулирующих личные, семейные, имущественные и другие отношения в казахстанском обществе, в свою очередь, позитивно повлияет на развитие рыночных отношений в Республике Казахстан и правовое воспитание его граждан.

Предметэто объективное свойство государства и права, отличающие их от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.

Метод это совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет.

1.Всеобщие методы - философские, мировоззренческие. К ним относятся:

-метафизика, рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты.

-диалектика - материалистическая и идеалистическая. Материалистическая диалектика связывает эти явления с социально-экономическими изменениями в обществе, с появлением частной собственности и разделениями обществами на классы. Идеалистическая диалектика подразделяется на объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой; субъективный-с сознанием человека.

2.Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания. К ним относятся:

- анализ – условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части;

-синтез – изучение явления путем условного объединения его составных частей;

-системный подход – ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявления много образный типов связей в нем;

-функциональный подход – ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим.

3.Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорий государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относятся:

-конкретно- социологический – позволяет с помощью анкетирования получить данные о получении субъектов в государственно-правовой сфере;

-статистический – позволяет получить количественный показатели того или иного государственно-правового явления;

4.Частноправные методы, являющиеся сугубо юридическими, к которым относятся:

-формально – юридически – позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки;

 

 

-сравнительно – правовой – позволяет сопоставить различные правовые системы или отдельные элементы в целях выявления их общих и специфических свойств.

Дисциплины, образующие систему науки, делятся на три группы: технические, естественные, гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки – часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами.

Виды юридических наук:

-теория государства и права;

-историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

-отраслевые юридические науки(конституционное, гражданское, уголовное и другие отрасли права);

-прикладные науки (криминалистика, судебная медицина и т.д.).