Правовой режим космических объектов.

В отличие от небесных тел естественного происхождения (таких как Луна, планеты, астероиды и пр.), под космическими объектами в международном космическом праве подразумеваются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.д. Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе на небесных телах). До этого момента деятельность по их созданию и подготовке запуска находится в сфере внутригосударственного права, если об этом нет специальной договоренности между государствами (например, в случае совместного создания или запуска космического объекта несколькими государствами). После возвращения на Землю космический объект, как правило, вновь подпадает под действие национального права. Следует отметить, что в международном космическом праве не существует согласованного в договорном или доктринальном порядке единого перечня критериев, которые характеризуют правовой режим различных космических объектов. В каждом конкретном случае эти критерии будут разными как по количеству, так и по содержанию.

Особый интерес представляют обитаемые орбитальные станции, которые можно определить как космические объекты, запускаемые на околопланетные орбиты, или собираемые на них космические комплексы с продолжительным периодом функционирования, имеющие или способные иметь периодически сменяемый экипаж.

Особенности международно-правового регулирования использования обитаемых орбитальных станций могут зависеть от различных факторов (места нахождения станций – околоземные, окололунные или околопланетные орбиты; способа создания станций – запускаемые в собранном виде или собираемые на орбите космические комплексы; специфики функционирования; принадлежности или способа использования и др.). Несмотря на существование некоторых общих черт, присущих, например, станциям на околоземных орбитах, на поверхности Луны и на окололунных орбитах международно-правовой статус их будет различным. Это объясняется тем, что правовые режимы Луны и окололунного пространства существенно отличаются от правового режима околоземного пространства. Так, деятельность по исследованию и использованию Луны в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. осуществляется исключительно в мирных целях. Более того, упомянутое Соглашение, развивая положения ст. IV Договора по космосу, предусматривает обязанность государств-участников использовать исключительно в мирных целях не только Луну, но и окололунные орбиты, а также траектории полета к Луне или вокруг нее (ст. 3, п. 2, ст. 1 Соглашения). Это положение применимо также и к орбитам вокруг других небесных тел и к траектории полета к ним или вокруг них (п. 1, ст. 1 Соглашения). В свою очередь, околоземное пространство демилитаризовано частично. Необходимость специального международно-правового регулирования использования станций на околоземных орбитах определяется большей потенциальной опасностью функционирования этих станций для государств по сравнению со станциями, расположенными на орбитах вокруг Луны и других небесных тел.

Определенную специфику будет иметь и международно-правовое регулирование использования станций, функционирующих на геостационарной орбите и в точках либрации, являющихся ограниченными районами космического пространства, в использовании которых заинтересованы многие государства. Геостационарная орбита (ГСО) представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого спутник постоянно находится в практически недвижимом состоянии относительно поверхности Земли; как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания). Станции, функционирующие в указанных районах, следует использовать таким образом, чтобы это не только в наибольшей степени отвечало интересам справедливого и равноправного использования таких районов, но и обеспечивало бы безопасность космических полетов, исключение помех, предотвращение материального ущерба и т.п.

Хотя орбитальные станции по своей природе призваны быть многоцелевыми космическими объектами, это не исключает возможности создания и использования узкоспециализированных станций. Правовой статус таких объектов будет определяться как общими принципами международного космического права, так и нормами, специально регламентирующими тот или иной конкретный вид деятельности.

Существует определенная специфика регистрации обитаемых орбитальных станций обусловленная рядом причин, в том числе и способом их создания. При запуске национальной моноблочной станции и последующей доставке экипажей и грузов на транспортных кораблях каких-либо проблем, связанных с регистрацией, не возникает. Определенные проблемы возникают при регистрации станций, создаваемых из отдельных блоков (модулей), секций и элементов. Такая станция представляет собой систему блоков – встроенных, пристыкованных и автономных. Встроенные блоки составляют со станцией единое целое. Пристыкованные блоки, запускаемые отдельно от станций, присоединяются к ней на орбите и подключаются к система энергопитания и терморегулирования. Такие блоки могут отделяться и совершать автономный полет. Автономные блоки, совершая самостоятельный полет на сравнительно небольшое расстояние от станции, пристыковываются к ней только для обслуживания и ремонта. Космонавты орбитальной станции управляют ходом экспериментов на таких блоках и обеспечивают поддержание на них нужных условий, ликвидируют неисправности, а в случае необходимости посещают блоки и находятся в них определенное время. Все автономные блоки подлежат регистрации независимо от самой орбитальной станции, так как они, функционируя отдельно, фактически являются самостоятельными космическими объектами, входящими в состав космического комплекса. По этой же причине подлежат регистрации и те пристыкованные блоки, которые отделяются от станции и становятся автономными. Различные секции и элементы конструкции, доставляемые на орбиту, специально регистрировать нет необходимости, поскольку, входя в состав орбитальной станции, они составляют с ней единое целое.

Следующим, не менее важным, типом космических объектов являются пилотируемые космические корабли многоразового использования.

Впервые такие корабли были созданы в США, под названием «Спейс Шаттл» («космический челнок»), которые эксплуатируются с ноября 1982 года. Особенности функционирования кораблей многоразового использования порождают ряд проблем, касающихся предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду. Приступая к разработке системы «Спейс Шаттл», Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) утверждало, что ее использование не порождает экологических проблем, а возможное незначительное воздействие на окружающую среду не будет иметь сколько-нибудь серьезных вредных последствий. Однако время доказало обратное. Как выяснилось, при выведении кораблей на орбиту и их возвращении на Землю возникают отрицательные последствия звукового удара, который представляет волну избыточного давления, возникающую при полетах летательных аппаратов в атмосфере со сверхзвуковой скоростью, и отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды. Кроме того, продукты сгорания ракетных двигателей первой ступени и самого корабля оказывают вредное воздействие на озонный слой.

Помимо вышеперечисленных, в состав космических объектов входят спутники связи, метеорологические, навигационные, геодезические спутники. В Договоре 1967 г. закреплен принцип свободы исследования и использования космического пространства всеми государствами без какой-либо дискриминации. Таким образом, государства могут свободно запускать свои космические объекты.

Возвращение космического объекта. Этот вопрос может возникнуть как после возвращения космического экипажа, так и одновременно. Обязательства договаривающихся сторон в отношении возвращения объектов закреплены в пяти пунктах ст. 5 Соглашения 1968 г.

Для возвращения космических объектов или их составных частей необходимо, чтобы данное государство, во-первых, попросило об этом и, во-вторых, представило по требованию опознавательные данные. Сложность решения вопросов поиска, спасения и возвращения космических объектов проистекает, в первую очередь из того, что эти действия самым непосредственным образом связаны с государственным суверенитетом страны, на территорию которой произошла посадка, т.е. с требованием технических средств на территории другого государства. Подобные ситуации в соответствии с международным правом возможны исключительно с разрешения или по просьбе государства, на территории которого произошла вынужденная посадка иностранного космического объекта.

В пункте 3 статьи 5 Соглашения говорится также, что космические объекты возвращаются или предоставляются в распоряжение представителей властей, осуществивших запуск. Иными словами обязанность возвратить космический объект будет выполнена не только, если объект будет передан заинтересованной стороне, но и в случае передачи этого объекта

В связи с вышесказанным возникает вопрос – подлежат ли обязательному представителям соответствующих властей возвращению все без исключения космические объекты или только те, деятельность которых полностью соответствует принятым международным нормам. В Договоре по космосу, как и в Соглашении по спасению, на этот вопрос нет ответа. Между тем космические объекты, в том числе и пилотируемые, могут использоваться для деятельности, несовместимой с международным правом. Их деятельность может быть враждебной и даже опасной для других государств, в т.ч. и для государства, на чьей территории произошло приземление. В данном случае, по-видимому, есть основания для отказа возвратить такой объект.

Вопрос о снятии с орбиты отслуживших свой срок или вышедших из строя объектов слишком сложен и тесно связан с соображениями политического, военного и юридического характера. В данном случае ссылки на Соглашение 1968 г., регламентирующие вопросы спасания и возвращения космонавтов и космических объектов, аварийно приземлившихся на иностранной территории, представляются неправомерными. Этот сложный вопрос требует очень тщательного обсуждения и выработки соответствующего юридического документа, в котором бы полностью учитывались интересы заинтересованных сторон и интересы дальнейшего освоения космоса в мирных целях.

Статья 5 предусматривает возмещение расходов, которые могло бы понести то или иное государство при выполнении обязательств по обнаружению и возвращению космических объектов. Расходы покрываются властями, осуществившими запуск, если меры по спасанию и возвращению объекта были предприняты по просьбе этих властей.