Внутрифирменный контроль качества (контроль качества аудита внутри организации)
Внутренний контроль качества в аудите осуществляется в соответствие с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 "контроль качества выполнения задания по аудиту" и № 34 "контроль качества услуг в аудиторских организациях"
Для осуществления внутреннего контроля качества аудита также могут быть использованы методические рекомендации по организации и осуществления внутреннего контроля работы аудиторской организации (одобренное советом по аудиторской деятельности при МинФине России, протокол № 80 от 26.11.2009 г.).
К основным задачам контроля аудиторской деятельности относятся - предупреждение неверной оценки аудиторского риска, несоблюдение критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей аудиторского заключения.
Мнение аудитора, выраженное в аудиторском заключении должны отвечать следующим требованиям:
- полнота (достаточность) - количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем;
- точность - выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия финансовой отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов;
- оперативность - заключение должно быть подготовлено к установленному в договоре сроку;
- доступность - мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации.
Согласно требованиям стандарта основная ответственность за организацию внутреннего контроля возлагается на руководство аудиторской организации.
Аудиторская организация должна установить политику процедуры отбора клиента, а также продолжения сотрудничества с ним.
Анализируя полученную информацию об аудиторском субъекте, аудиторская фирма может принять решение о заключение договора заказчиком, однако, необходимо обладать разумной уверенностью, что аудиторская организация имеет достаточное количество сотрудников с необходимыми навыками, компетентностью и соответствие этическим принципам. Следовательно, руководство аудируемой организации должно разработать соответствующие требования к подбору кадров, оценки профессиональных способностей, критериев продвижения по службе, поощрения и оценки потребностей в персонале.
Следующим элементом системы контроля качества является выполнение задания.
Политика обеспечения качества аудируемого задания предусматривает применение стандартов аудируемой работы, обзор выполненной работы, документальное оформление работы аудиторов, а также сроки проведения и объем проверки.
Следующим элементом системы контроля качества выступает мониторинг. В аудируемой организации, как правило, на руководителя отдела методологии возлагается ответственность за процесс мониторинга (наблюдения).
В процессе мониторинга нужно оценить:
1. наличие системы контроля качества аудита;
2. соблюдение требований профессиональных стандартов и нормативных актов;
3. применение процедур контроля качества;
4. надзор за расследованием выявленных нарушений.
Руководство аудируемой фирмы должно быть уверенным, что процедура контроля качества доведены до персонала, разъяснены и применяются на практике.
Работники аудиторской организации, наделенные контрольными функциями, анализируют компетентность ассистентов, контролируют добросовестность выполнение полученных заданий и т.д.
Работа ассистентов проверяется по следующим направлениям:
- документальное оформление аудиторских процедур и их результатов;
- корректировка и выполнение общего плана и программы аудита;
- достижение целей аудиторских процедур;
- внесение поправок в финансовую отчетность клиента по результатам аудита;
- соответствие выводов результатам выполненной работы и мнению аудитора.