Механизм защиты прав и свобод человека.

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Несмотря на то, что защита права на жизнь является обязанностью государства, оно часто нарушается. Имеются достоверные данные о многих случаях смерти в заключении, а также о случаях исчезновения людей. К сожалению, нельзя сказать, что количество подобных случаев уменьшается. Эти случаи, также как и применение пыток, представляют наиболее злостное нарушение прав человека и требуют постоянного внимания международного сообщества. Право на жизнь – это основное право человека. Это логическая предпосылка для всей системы прав человека. Учитывая отсутствие уважения к человеческой жизни, проявившиеся во время второй мировой войны, естественно, что послевоенные документы по правам человека начинались с права на жизнь. Например, ст. 3 Всеобщей декларации прав человека определяет право на жизнь, на свободу неприкосновенности. Но ни Декларация 1948 г., ни Европейская конвенция 1950 не содержат положения об отмене смертной казни. Глава 6 Пакта о гражданских и политических правах содержит ряд ограничений на вынесение смертного приговора. Впервые правовые положения об отмене смертной казни появляются в Протоколе №6 к Европейской конвенции в 1985 году. Нарушение права человека на жизнь проявляется в лишение жизни; отсутствие надлежащих государственных мер к обеспечению права на достойный жизненный уровень.

Статья 15 Конституции Республики Казахстан гласит: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании».

Такая высшая мера наказания существует во многих странах, так как считается, что смертная казнь является справедливым наказанием за убийство и что смертный приговор служит средством устрашения для тех, кто может захотеть совершить подобное преступление. Будет ли смертная казнь сдерживать преступность? Это вопрос, на который трудно ответить. Нет веских доказательств в поддержку убеждения, что смертный приговор является эффективным методом устрашения. Более того, надо отдавать отчет в том, что если при вынесении приговора совершена ошибка, то ее уже нельзя исправить.

Общественное мнение, поддерживающее или осуждающее смертную казнь, меняется в зависимости от обстоятельств. Число противников смертной казни немедленно увеличивается, когда имеется много судебных ошибок, приводящих к казни невинных людей. Настрой общественного немедленно изменяется на противоположный, когда совершается всего одно, но очень жестокое преступление. Или появляются «новые преступления», такие как угон самолетов, политический терроризм или похищение людей.

На настроения общественности в вопросе о смертной казни очень сильно влияют эмоциональные факторы, и следует заметить, что правительства нередко принимают законы с учетом тенденций текущего момента. Например, при введении в государстве чрезвычайного или осадного положения, право вынесения смертных приговоров отдается военным трибуналам или правительству.

Смертная казнь нередко применялась в прошлом и в настоящем используется репрессивными режимами как средство подавления любой оппозиции, сохранения социальной несправедливости. Проблема смертной казни имеет самое прямое отношение к защите прав человека на международном уровне. Эту проблему важно рассматривать во взаимозависимости социально-экономических, политико-правовых и духовно-нравственных факторов.

Много дискуссий в обществе вызывает проблема эвтаназии. Слово «эвтаназия» происходит от греческих слов eu – хорошо и thanatos – смерть, что означает удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. Сюда же можно отнести прекращение искусственных мер по поддержанию жизни. Согласно казахстанского законодательства по охране здоровья граждан, медицинскому персоналу запрещено осуществление эвтаназии. При нарушении данного положения наступает уголовная ответственность.

Уголовное законодательство Республики Казахстан определяет, что смертная казнь – исключительная мера наказания. Приводится смертная казнь в исполнение через расстрел. Эта исключительная мера наказания устанавливается только за особо тяжкие преступления. К ним относятся:

· преступления, посягающие на жизнь человека;

· преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке;

· государственная измена;

· преступления против мира и безопасности человечества;

· за особо тяжкие военные преступления.

Смертная казнь не назначается:

· женщинам;

· лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет;

· мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Смертная казнь может быть заменена, в порядке помилования, пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет. Этот длительный срок необходимо отбывать в исправительной колонии особого режима. Приведение в исполнения приговора о смертной казни осуществляется не ранее, чем по истечении одного года с момента вступления его в силу. Более того, человек, приговоренный к высшей мере наказания – смертной казни – имеет право на помилование. В Республике Казахстан создана специальная Комиссия по правам человека, членами которой являются видные общественные и политические деятели. Члены Комиссии рассматривают все поступившие прошения о помиловании. Окончательное решение выносит Президент Республики Казахстан.

Рассмотрение вопросов, связанных с правом на жизнь, выдвигает перед человечеством много дискуссий по поводу начала человеческой жизни и определения момента смерти. Вопрос о начале человеческой жизни сложен, так как медицина не дает однозначного ответа на вопрос. Что считать началом человеческой жизни: момент зачатия; или определенную неделю развития человеческого плода; или сам момент рождения? Что касается вопроса о моменте смерти, это дискуссия также не завершена. Мнение об остановке сердца как моменте смерти человека – устаревшее. Вышеперечисленные дискуссии порождают новые проблемы в человеческом обществе, а именно, вопрос о правомерности трансплантации человеческих органов. Трансплантация (от латинского слова transplantare –пересаживать) представляет собой пересадку органов или тканей на другую часть тела того же, или другого человека. Согласно общепринятой международной практики, трансплантация от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни или восстановления здоровья. Изъятие органов или тканей у живого донора допустимо, если его здоровью не будет причинен значительный вред. Вышеизложенное подтверждает необходимость правового регулирования трансплантации, создания правовых запретов для купли-продажи.

Отсутствие надлежащих государственных мер к обеспечению права на достойный жизненный уровень. В современных условиях, конституционное право на жизнь рассматривается гораздо шире. В его содержание вносят новую концепцию, а именно - улучшение качества жизни. При этом, рассматривают право на жизнь в широком смысле слова – как стабильное повышение жизненного уровня. Качество жизни состоит из многих элементов: здоровье и образование, нормальные жилищные условия и питание, стабильная и здоровая окружающая среда, справедливость, равенство полов, участие в общественной жизни, а также чувство достоинства и безопасность. В последние годы активно обсуждается концепция развития как один из основных компонентов права на жизнь.

Чтобы сделать еще один шаг в сторону построения цивилизованного мира, международное сообщество должно исходить из главного: качество жизни предопределяет будущее человечества.

Признать значимость качества жизни, – значит обрести силу для достижения устойчивого улучшения качества жизни. Практическая, реальная стратегия обеспечения устойчивого улучшения качества жизни должна основываться:

· на установлении минимальных стандартов уровня жизни, которые можно применить ко всем странам;

· на необходимости довести этот минимум до сведения каждого человека;

· на реальных возможностях каждого государства выполнять эти международные стандарты.

Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах…» В европейских документах данное конституционное право определяется правом на справедливое разбирательство дела. Эти положения имеются в ст.6 Европейской Конвенции по защите прав человека, статьях 2, 3, 4 и 7 Протокола № 7. Принцип равенства определяется принципом равенства исходных условий.

Равенство граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств определяет равноправие граждан как один из основополагающих принципов и элементов демократии. Это означает официально признаваемое равенство граждан перед государством, законом, судом. Необходимо заметить, что принцип равенства граждан был выдвинут в период буржуазных революций, сменив сословные отношения феодального общества.

Дискриминация по признаку расы или на основе представлений о врожденном неравенстве различных групп абсолютно не состоятельна. Дискриминация – происходит от латинского слова discriminato – различие. Это - общеправовой термин, который обычно обозначает ущемление прав одних над другими. Дискриминация запрещается как внутренним , так и международным правом.

Термины « равенство перед законом» «равную защиту законов» и «запрещение дискриминации» являются самостоятельными терминами. Являясь, одним из первых юридически обязательных международных документов по правам человека, Европейская Конвенция по правам человека уделила более ограниченное внимание равенству и недискриминации, чем это было отражено в последующих международных документах. Статья 14 Конвенции запрещает дискриминацию. Содержание данной статьи не создает для государства обязательства гарантировать недискриминацию в общем плане, а гарантировать недискриминацию путем обеспечения этих прав и свобод

Дискриминация всегда связана с ущемлением прав человека. Довольно часто подвергаются дискриминации женщины. Комитет по правам человека ООН рассмотрел ряд судебных дел и отметил, что государства нарушают принцип равенства мужчин и женщин. Например, Комитет пришел к выводу о несоответствии этому принципу положения законодательства государства Маврикия о том, что иностранка – супруга гражданина Маврикии автоматически получает вид на жительство в Маврикии, в то время как иностранец – супруг гражданки Маврикии должен обратиться с просьбой о предоставлении ему вида на жительство. Законодательство Нидерландов в области социального обеспечения ставит замужних женщин в невыгодное положение по сравнению с женатыми мужчинами: для получения пособия по безработице женщина должна доказать, что является «кормилицей», - условие, которое не действует в отношении женатых мужчин. Это проявление дискриминации по принципу пола. В 60 –х годах в Лондоне лишь 11 % сдающихся внаем частных квартир были доступны цветным нанимателям. Во многих объявлениях о сдаче жилья в наем прямо указывалось: «Только белым».

Таким образом, равенство прав и свобод человека и гражданина является основополагающим принципом конституционного статуса личности. Содержание этого принципа сводится к следующему:

· реализация прав и свобод конкретного индивида не должна нарушать права и свободы других граждан, так как это ведет к правовому неравенству;

· содержание этого равенства распространяется на равенство по отношению к закону и суду. Любое государство обязано гарантировать эти положения;

· равенство прав и свобод человека и гражданина обеспечивается их действием;

· определяют смысл, содержание и применение законов, содержащих этот принцип, и обеспечивается правосудием.

Конституционные нормы современных государств все же признают возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан. Но наличие этих различий имеет естественный характер. Речь идет о привилегии, т.е. исключительных правах, преимуществах, предоставленных по законам государства лучших условий, уступок для нуждающихся людей. К ним относятся: обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается на граждан мужского пола; особые конституционные права закрепляются за инвалидами; детьми; женщинами; представителями многочисленных коренных народов.

Различия в правовом положении людей возможно и правомочно, если они предусматриваются, прежде всего, с целью обеспечения интересов общества в целом. Например, невозможно допустить лиц с определенными психологическими или физическими недостатками к профессии командира самолета или капитана морского судна; или, наоборот, преимущественный доступ в художественную школу лиц, имеющих склонности к рисованию.

Всеобщая Декларация прав человека провозгласила в статье 16, что мужчины и женщины пользуются одинаковыми правами. Конституция Республики Казахстан провозгласила, что «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по иным обстоятельствам».

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины определяет дискриминацию как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равных прав мужчин и женщин, права человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной и любой другой области. Под расовой дискриминацией понимается:

1. любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения;

2. имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использование или осуществление на равных началах прав человека и свобод в политической, социально-культурной или других областях общественной жизни.

Для наблюдения за нарушениями в вопросах расовой дискриминации предусмотрено учреждение Комитета по ликвидации расовой дискриминации из 18 экспертов, избираемыми на 4 года. Государства-участники конвенции обязаны предоставлять комитету доклады о мерах по осуществлению положений конвенции. Комитет ежегодно предоставляет Генеральной Ассамблеи доклад о своей деятельности и делает предложения и рекомендации на основе изучения докладов и сообщений участников Конвенции. Принятие данной Конвенции является большим завоеванием свободолюбивых народов и государств.

 

Организация Объединенных Наций связывает вопрос о защите прав человека и основных свобод непосредственно с осознанием международным сообществом того, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». В перечне целей ООН осуществление международного сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»отражает приверженность универсальной международной организации осуществлению прав человека. Опыт второй мировой войны подвел международное сообщество к мысли о том, что эффективная международная защита прав человека является одним из важных условий международного мира и прогресса.

Проблемы прав человека и основных свобод отражены в ряде статей Устава ООН. В Преамбуле народы Объединенных Наций выражают свою решимость «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций». Статья 8 Устава ООН предусматривает, что «Организация Объединенных Наций не устанавливает никаких ограничений в отношении права мужчин и женщин участвовать в любом качестве и на равных условиях в ее главных и вспомогательных органах». Статья 56 обязывает всех членов ООН принимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, в том числе содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии».

В соответствии сто статьей 13 Устава ООН, Генеральная Ассамблея имеет функцию содействовать международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культурной, в области образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Со времени принятия в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека Генеральная Ассамблея ООН приняла большое количество деклараций и конвенций по вопросам прав человека. Они касаются, в частности, геноцида, расовой дискриминации, апартеида, правового положения иностранцев, апатридов, прав женщин, защиты детства и других категорий населения.

Третий Комитет Генеральной Ассамблеи ООН занимается вопросами социального, гуманитарного и культурного характера, в основном относящиеся к правам человека. Административные и бюджетные вопросы, возникающие при рассмотрении вопросов о правах человека, рассматриваются Пятым Комитетом. В системе органов Генеральной Ассамблеи существуют вспомогательные органы, занимающиеся правами человека. К ним относятся: Специальный Комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Совета ООН по Намибии; Специального Комитета против апартеида; Специального комитета по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля в отношении оккупированных территорий и Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН создает комиссии в экономической и социальной сферах по поощрению прав человека. В соответствии со статьей 62 Устава ООН ЭКОСОС может «делать рекомендации в целях поощрения положения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех». Для оказания содействия в рассмотрении вопросов, относящихся к правам человека, Совет создал Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. В свою очередь Комиссия по правам человека создала Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

Комиссия по правам человека была создана в 1946 году и с тех пор ежегодно проводятся сессии Комиссии. Комиссия является главным органом по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. Данный орган готовит исследования по правам человека, рекомендации и проекты международных документов, выполняет специальные поручения Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета, в том числе рассматривает заявления, касающиеся нарушений прав человека. Комиссия осуществляет тесное сотрудничество со всеми другими органами ООН, в компетенцию которых входят вопросы прав человека.

Первоначально Комитет работал над подготовкой Международного билля о правах человека в количестве 18 человек. В настоящее время количество членов Комиссия оп правам человека увеличилось до 43, которые избираются сроком на три года. Она проводит свои сессии ежегодно, собираясь на шесть недель. Комиссия может приглашать любое государство для участия в ее работе по любому вопросу, представляющему особый интерес для этого государства, а также представителей национально-освободительных движений, признаваемых Генеральной Ассамблеей. Специализированные учреждения и некоторые другие межправительственные организации могут принимать участие в обсуждениях, проводимых Комиссией по вопросам, представляющим для них интерес, а неправительственные организации с консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете могут назначать официальных представителей для участия в качестве наблюдателей в работе открытых заседаний Комиссии.

Комиссия по правам человека создала несколько вспомогательных органов в конкретных странах и территориях, а также по вопросам, относящимся к сфере ее компетенции. В настоящее время существуют Рабочая группа по изучению случаев постоянного грубого нарушения прав человека; Рабочая группа по вопросу о недобровольных или насильственных исчезновениях; Рабочая группа правительственных экспертов по праву на развитие. Кроме того, Комиссия активно использует разнообразные методы рассмотрения нарушений прав человека, такие как сбор информации группами экспертов для изучения ситуации в области прав человека либо определенных странах, либо в связи с конкретными случаями нарушений прав человека. Эти нарушения, как правило, касаются казней без судебного разбирательства, религиозной нетерпимостью, массовыми убийствами, наемничеством. Комиссия по правам человека создает рабочие группы для оказания ей содействия в подготовке международных деклараций и конвенций.

В 1947 году была учреждена подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Как и Комиссия по правам человека, она действует в соответствии с Правилами процедуры функциональных комиссий Экономического и Социального Совета. Подкомиссия учредила три рабочие группы, которые собираются обычно перед каждой ежегодной сессией для оказания помощи в осуществлении некоторых задач. Например, Рабочая группа по сообщениям рассматривает информацию, касающуюся нарушений прав человека и свидетельствующих о систематических грубых нарушений прав человека. Рабочая группа по вопросу о рабстве рассматривает ход событий в области рабства и работорговли, включая практику эксплуатации детского труда. Рабочая группа по вопросам коренного населения рассматривает ход событий в области защиты прав коренного населения.

Кроме того, Подкомиссия в своей структуре имеет сессионные рабочие группы, занимающиеся вопросами содействия принятию документов по правам человека, по вопросам задержания и тюремного заключения, по вопросу о лицах, подвергаемому задержанию на основании психических заболеваний.

В 1977 году создается Комитет по правам человека, созданный в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного Пакта о гражданских и политических правах. В его состав входят 18 граждан государств-участников Пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах отдельные лица, сделавшие заявление о том, что имело место нарушение какого-либо из прав, изложенных а Пакте, и что были испробованы и исчерпаны все доступные внутренние средства, могут передать письменные сообщения на рассмотрение в Комитет по правам человека. Эти сообщения принимаются только от государств, являющихся участниками Пакта и Факультативного протокола. На каждой своей сессии Комитет рассматривает доклады государств-участников Пакта о принятых им мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и о конкретных результатах в использовании этих прав, а также тех факторах и затруднениях, влияющих на выполнение прав, изложенных в Пакте.

Комиссия по положению женщин осуществляет свою деятельность с 1946 года в соответствии с Правилами процедуры функциональных комиссий ЭКОСОС. В ее непосредственные функции входит подготовка рекомендаций и докладов о правах женщин в политической, экономической, гражданской , социальной областях и сфере образования, а также дача рекомендаций по наиболее важным проблемам, требующим немедленного рассмотрения в области прав женщин. В 1982 году был учрежден Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов. В соответствии со статьей 17 Конвенции основная задача Комитета состоит в рассмотрении докладов о результатах, достигнутых в области ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины.

В 1951 году Генеральная ассамблея ООН создало Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), которое уполномочено под эгидой ООН обеспечивать международную защиту беженцев. Это осуществляется следующим образом:

¨ содействие заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдения за выполнением постановлений этих конвенций и предложения необходимых поправок к ним;

¨ содействие при помощи специальных соглашений с правительствами выполнению любых мероприятий, имеющих своей целью облегчение положения беженцев и сокращению числа беженцев, нуждающихся в защите;

¨ содействие усилиям, направленным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах;

¨ облегчение допуска беженцев на территории других государств;

¨ получения от правительства информации относительно числа беженцев на их территории и их правового положения;

¨ установление и поддержание тесного контакта с заинтересованными правительствами, межправительственными организациями, занимающимися вопросами о беженцах.

УВКБ может выполнять функции, связанные с репатриацией и расселением по решению Генеральной Ассамблеи, а также выполнять определенные функции по оказанию помощи лицам без гражданства в соответствии с Конвенцией о сокращении безгражданства.

Система специализированных учреждений ООН направляет свою работу на защиту прав и основных свобод человека. Например, созданная в 1919 году в качестве автономной организации, связанной с Лигой Нации, Международная Организация Труда (МОТ) считает основной задачей формулирование международных норм в области труда и их эффективное осуществление. Международные конвенции и рекомендации в области труда касаются таких проблем прав человека, как запрещение принудительного труда, защита права на организацию, включая права профсоюзов; ликвидация дискриминации в области труда, применение принципа равного вознаграждения за равный труд мужчин и женщин, поощрение полной занятости, безопасности и гигиены труда, а также социального обеспечения. Задача Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в соответствии с ее Уставом заключается в том, чтобы «способствовать укреплению мира и безопасности, усиливая сотрудничество народов путем образования, науки и культуры ради обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, признанным Уставом ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии». Согласно Преамбуле Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обладание наивысшим достижением уровня здоровья является одним из основных прав всякого человека, и правительства несут ответственность за здоровье своих народов, которое может быть сохранено только благодаря предоставлению соответствующих мер в области здравоохранения и социального обеспечения. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) обеспечивает свой вклад в развитие мировой экономики и свободу человечества от голода. Организация в основном занимается вопросами, связанными с улучшением питания и повышения жизненного уровня, обеспечением повышения производительности труда и лучшего распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства, улучшением условий жизни сельского населения, способствуя тем самым развитию мировой экономики. Ее деятельность направлена на содействие решению одной из основных проблем, с которыми сталкивается человечество, а именно, всемирной продовольственной проблемой.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – общеевропейская организация, которая занимается вопросами безопасности. Эта региональная организация обеспечивает предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер. Она занимается вопросами, связанными с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность. В целом, все перечисленные направления деятельности ОБСЕ в конечном итоге обеспечивают основные права и свободы человека в той или иной сфере отношений. Непосредственно это обеспечивается деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Это структурное подразделение ОБСЕ осуществляет наблюдение за проведением выборов и содействует становлению национальных избирательных органов и институтов по правам человека.