Право убежища и правовое положение беженцев.

Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.

В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища – это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. Согласно этих норм, в отношении некоторой категории лиц невозможно осуществить это право. К такой категории относятся:

¨ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;

¨ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;

¨ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Необходимое условие право убежища – наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие право убежища – наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:

1. между лицом, испрашивающим убежище и государством его гражданства;

2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;

3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.

Наиболее древняя форма убежища – религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права - Ватикан, Испания, Португалия- это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.

В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI –XVIIIвеков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

¨ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

¨ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

¨ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

¨ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории – например, Греция.

Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т.е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.

В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

1. дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;

оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;

о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;

правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент , в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;

укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;

при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;

государство не несет расходов по предоставлению убежища.

После окончания второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

В международном праве получает широкое распространение территориальное (политическое) убежище. 14 декабря 1967 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Декларация устанавливает, что убежище должно предоставляться всем лицам, которые имеют право ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма. Государства не должны отказывать этим лицам в возможности переходить границы, высылать их или принуждать возвращаться в страны, где они будут подвергнуты преследованию. В Декларации обращается внимание на необходимость обеспечения безопасности лицам, получившим убежище на территории данного государства

Политическое убежище в Республике Казахстан предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании общепризнанных норм международного права, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан и Положением "О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан N 3057 от 15.07.1996 г. и предназначена для практического использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Рecпублики Казахстан за рубежом. Лицо и члены его семьи, которым предоставлено политическое убежище, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о правовом положении иностранных граждан и лиц безгражданства в Республике Казахстан. Решение о предоставлении политического убежища или об отказе в предоставлении политического убежища в Республике Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан. Политическое убежище в Республике Казахстан не предоставляется, если лицо:

1) преследуется за действия (или бездействие), признаваемые законодательством Республики Казахстан преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципах Организации Объединенных Наций;

2) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда на территории Республики Казахстан;

3) проживало в третьей стране, где ему не грозило преследование;

4) предоставило заведомо ложные сведения;

5) имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;