История создания Организации Объединенных Наций. Цели, принципы, вопросы членства в ООН.

Стратегическая концепция Североатлантического Союза (НАТО).

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Республика Казахстан - член Организации Объединенных Наций.

Структура Организации Объединенных Наций.

История создания Организации Объединенных Наций. Цели, принципы, вопросы членства в ООН.

ТЕМА 6. Правовой статус ООН

 

Организация Объединенных Наций /ООН/ - универсальная международная организация, в состав которой входят 189 государств. За время своего существования ООН претерпела существенную эволюцию. В настоящее время 2/3 ее членов составляют государства, когда-то находившиеся в колониальной зависимости, развивающиеся государства. Организация Объединенных Наций не является абсолютно безупречной организацией. Необходимо отметить, что эта организация, объединившая в 1945 году 51 государство, сохранила до сегодняшних дней свою структуру, применяет в своей работе ту же процедуру, несмотря на то, что количество ее членов увеличилось больше, чем в три раза. Вся деятельность всемирной организации направлена на решение одной проблемы: соотношение национальных интересов каждой из входящих в нее стран и интересов международного сообщества в целом. В рамках этой основной проблемы в деятельности Организации Объединенных Наций можно выделить три основных направления:

Ø Первое – поддержание международного мира и безопасности.

Ø Второе – повседневные усилия ООН по преобразованию мира.

Ø Третье - планирование или прогнозирование будущего человечества с учетом перспективы налаживания глобального сотрудничества между народами.

Крупнейшая политическая международная организация современности ООН возникла в результате разгрома сил агрессии и фашизма в ходе второй мировой войны. Подготовка к учреждению ООН велась в годы войны державами антигитлеровской коалиции и представляла собой одно из важнейших мероприятий по обеспечению прочного мира в послевоенный период. ООН создавалась в условиях, когда народы мира испытывали на себе пагубные последствия провала деятельности Лиги Нации (фактически прекратившее свое существование в 1940 году, в 1946 году -формально). Лига Наций не смогла предотвратить второй мировой войны и тем самым не выполнила главной задачи, стоявшей перед ней как организации, обеспечивавшей международную безопасность. Потребность в учреждении новой, международной организации, которая была бы свободна от пороков Лиги Нации и стала бы эффективным инструментом международного мира и безопасности, ощущалась в этих условиях особенно остро.

Созданию Организации Объединенных наций предшествовали следующие конференции:

Ø 12 июня 1941 года в Лондоне была подписана Союзническая декларация, где подтверждалось стремление союзников «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». Данная встреча была первым шагом для создания ООН. Советское правительство уже на ранней стадии второй мировой войны поставило вопрос о целесообразности создания в послевоенный период эффективной международной организации безопасности.

Ø 14 августа 1941 года была подписана Атлантическая хартия. Президентом Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт и премьер-министром Соединенного Королевства Уинстон Черчилль были предложены свод принципов международного сотрудничества и поддержания мира и безопасности.

Ø 1 января 1942 года в Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Наций. Ее участниками были представители 26 государств, поддержавших положения Атлантической Хартии. Президент Рузвельт предложил наименование новой организации «Объединенные Нации». В Декларации Объединенных Наций впервые было использовано официальное название.

Ø 30 октября 1943 года – подписание Московской Декларации правительствами СССР, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Китая. В данном документе прозвучал призыв к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности.

Ø 1 декабря 1943 года проводилась Тегеранская конференция руководителей Соединенных Штатов, СССР и Соединенного Королевства, где вновь подтверждалась цель скорейшего создания международной организации для поддержания мира и безопасности.

Ø С 21 сентября по 7 октября 1944 года в Думбартон-Оксе (Вашингтон) на двух сериях заседаний СССР, Соединенное Королевства, Соединенные Штаты и Китай договорились о целях, структуре и функциях этой организации. Конференция выработала «Предложения относительно создания всеобщей международной организации безопасности». В Предложениях определялась структура организации, ее цели, принципы, членство, функции главных органов. Структура определялась следующим образом. Главные органы – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, который должен был состоять из постоянных и непостоянных членов; Секретариат, Международный Суд, Экономический и Социальный Совет. Вопрос о порядке голосования в Совете Безопасности – одном из главных органов по поддержанию международного мира и безопасности – оставался открытым. Необходимо было добиться такого установленного порядка, чтобы Совет Безопасности не использовался вопреки интересам мира или в ущерб законным интересам тех или иных государств. Руководитель делегации США предложил, чтобы для принятия решений, касающихся применения принудительных мер, осуществлялся принцип единогласия всех его постоянных членов. Соединенные Штаты Америки были инициаторами так называемого права вето. Мнения участников совещания разошлись при обсуждении порядка решений в тех случаях, когда кто-либо из постоянных членов оказывался стороной спора. СССР исходил из того, что принцип единогласия постоянных членов должен сохраняться при принятии Советом Безопасности любых политических решений. Иначе нарушение этого принципа приведет к ликвидации ООН, как это уже было с Лигой Нации. США настаивали на том, чтобы голос постоянного члена Совета, являющегося стороной в споре, не учитывался при голосовании. Советский Союз отказался принять такой порядок, так как это не обеспечивало гарантиями против злоупотреблений. Вопрос голосования в Совете Безопасности остался не решенным. Было определено название организации – рекомендовалось сохранить термин «Объединенные Нации», введенный Декларацией от 1 января 1942 года.

Ø 11 февраля 1945 года в Ялте состоялась встреча президента Рузвельта, премьер-министра Черчилля и Иосифа Сталина. Руководители государств заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности». На этой встрече вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности рассматривался вновь. В основном, была одобрена формула, предложенная Рузвельтом. Она предусматривала единогласие пяти постоянных членов Совета при решении всех политических вопросов, за исключением вопросов процедурных и при решении споров, когда член Совета является его участником.

Ø С 25 апреля по 26 июня 1945 года проводилась конференция в Сан-Франциско - Совещание Объединенных Наций по вопросам международных организаций. «…282 делегата представляли 50 стран. Всего же в работе конференции принимали участие почти 5 тысяч человек. Она прошла под знаком единства союзных держав: СССР, США, Англии. Устав ООН был утвержден в тех же формулировках, которые были выработаны в ходе совещаний в Думбартон-Оксе и переговоров в Ялте между руководителями трех великих держав…» так описывает эти исторические события Кутаков Л., работавший заместителем Генерального Секретаря ООН по политическим вопросам и делам Совета Безопасности.

Конференция в Сан-Франциско работала в течение двух месяцев, завершилась принятием Устава ООН. Делегаты конференции подготовили учредительный документ международной универсальной организации из 111 статей, который был единогласно принят 25 июня 1945 года. На следующий день, т.е. 26 июня был подписан Устав ООН в здании Мемориала ветеранов войны. В соответствии с п. 3 статьи 110 «Настоящий Устав вступит в силу по сдаче на хранение ратификационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки и большинством других государств, подписавших Устав…». Если провести несложные арифметические подсчеты, то «большинство других государств» – это 24 государства (51-5=46:2 +1=24). К этому количеству большинства государства прибавляются голоса пяти государств, обозначенных в содержании статьи. Таким образом, для вступления в законную силу учредительного документа ООН необходимо было собрать 29 ратификационных грамот. Последняя ратификационная грамота была сдана 24 октября 1945 года. По условиям вышеупомянутой статьи этот день считается днем создания Организации Объединенных Наций.

Первоначальными государствами-членами ООН было 51 государство. Условиями членства в ООН являются:

1/.государство должно быть суверенным, миролюбивым;

2/.государство обязано принять на себя обязательства в соответствии с уставными требованиями;

3/.государство может и желает выполнять взятые обязательства.

Прием государства в члены организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. При систематическом нарушении принципов ООН, государство может быть исключено из ООН Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Рекомендации Совета Безопасности по данным вопросам принимаются на основе принципа единогласия, т.е. необходимо не менее 9 голосов членов Совета, включая голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности. В уставных положениях не нашел отражение тезис о добровольном выходе. Делегация Уругвая в Сан-Франциско предлагала запретить выход из ООН. Это предложение не было поддержано участниками конференции. В 1960 году Индонезия подала заявление о выходе из ООН. Был дан годичный срок для приведение в исполнение всех обязательств государства. Через 6 месяцев Индонезия забрала свое заявление.

В настоящее время членами Организации Объединенных Наций является 189 государств. Данная организация существует за счет членских взносов государств. Проблема нехватки денежных средств в ООН, финансирование которой, как было указано, зависит исключительно от взносов стран-членов, не нова. Эта проблема преследует ООН с момента ее создания. Многие государства не платят взносы вовремя и полностью по различным причинам, начиная с технических бюджетных проблем и заканчивая элементарной бедностью. Продолжающийся финансовый кризис ООН включает все эти компоненты, но размах ее становится все более серьезным. Так, например, по данным представительства ООН в Казахстане, на 30 сентября 1998 года страны-члены задолжали ООН более 2,5 миллиардов долларов по текущим и прошлым взносам: 1,8 млрд. долларов на миротворческие цели, 683 млн. долларов в регулярный бюджет ООН и 22 млн. долларов на международные трибуналы. Только 100 государств выплатили свои взносы вовремя и полностью. США на тот период имели задолженность на сумму 1,6 млрд. долларов по текущим и прошлым суммам взносов, т.е. две трети всех долгов в ООН. Эта задолженность остается, несмотря на то, что в 1998 году США внесли 228 млн. долларов, включая 563 млн. долларов в регулярный бюджет и 1.04 млрд. на миротворческие операции. ООН постоянно требуются наличные средства, для покрытия расходов своего регулярного бюджета организация вынуждена брать в долг средства из бюджета на миротворческие операции. В связи с этим, Организация Объединенных Наций не всегда своевременно возмещает расходы странам, предоставляющим снаряжение и воинский личный состав для миротворческих целей. В 1998 году ООН была должна 864 млн. долларов около 70 странам за предоставление воинского контингента и снаряжения. В соответствии со статьей 19 Устава ООН, если на начало года страна должна сумму, равную или большую ее общей задолженности за предыдущие два года, она автоматически теряет право голоса в Генеральной Ассамблеи. Однако, Генеральная Ассамблея может разрешить государству-члену ООН участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельства.

Целями Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 1 являются:

Ø поддержание международного мира и безопасности;

Ø принятие эффективных мер для предотвращения и устранения угрозы мира и подавления актов агрессии;

Ø разрешение международных споров или ситуаций мирными средствами;

Ø развитие дружественных отношений между народами на основе соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов;

Ø осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

Ø быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

В своей деятельности ООН руководствуется следующими принципами.

1. Принцип суверенного равенства всех членов организации.

2. Принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств.

3. Разрешение возникших споров мирными средствами.

4. Принцип неприменения силы или угрозой силой.

5. Принцип оказания всемерной помощи ООН во всех ее действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом.

6. Принцип обеспечения того, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с принципами ООН, т.к. это может оказаться необходимым для поддержания мира и безопасности.

7. Принцип невмешательства ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства.

Таким образом, цели и система принципов универсальной международной организации не противоречит содержанию и основным принципам международного права.