История развития международных организаций. Правовая природа Лиги Нации – прообраза Организации Объединенных Наций.

Признаки международных организаций появились в древней Греции, где были союзы городов и общин – Пелопонесская и Афинская симмахии. Отношения между этими двумя древнегреческими союзами были враждебными и закончились Пелопонесской войной, в результате которой установилась гегемония Спарты в греческом мире. Афинская симмахия была распущена. Другой формой международной организации были древнейшие международные объединения – древнегреческие амфиктионии – религиозные политические союзы племен и городов с общей казной, правилами ведения войны. Для амфиктионий была характерна четкая внутренняя структура.

Необходимость в создании межгосударственных объединений, в которой обнаруживаются зачатки современных международных организаций, обуславливается экономическими и политическими причинами. Эта закономерная связь прослеживается и на последующих этапах развития международных отношений.

Существуют различные точки зрения на предмет того, какое из международных объединений 19 века можно считать первой международной организацией. Например, к числу первых таких международных объединений относят:

· Священный Союз, созданный в 1815 году.

· Центральная комиссия судоходства по Рейну.

· Международное бюро мер и весов – 1875 г.

· Всемирный почтовый Союз – 1874 г.

Первые международные организации со всеми признаками, перечисленными выше, появились в эпоху капитализма. Принадлежащие к одной социальной системе по своей правовой природе, они были далеки от соблюдения и реализации в их практической деятельности принципа суверенного равенства участников. Кроме того, положение колоний и зависимых территорий в ряде организаций характеризовалось открытой дискриминацией.

В системе международных отношений того времени международные организации играли, главным образом, роль вспомогательного средства в вопросах международного сотрудничества. Вместе с тем, их возникновение явилось существенным этапом на пути расширения международных отношений.

Одной из характерных черт современных международных отношений является быстрое развитие и увеличение межгосударственных организаций. В начале ХХ века появляются многочисленные проекты создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войны. За период первой мировой войны было составлено более полусотни подобных проектов.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Нации, так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества в целях сохранения мира и поддержания безопасности государств. Однако истинные цели создателей Лиги Наций не имели ничего общего с тем, что было заявлено в Преамбуле ее Устава. Окончательный вариант Устава Лиги Наций был выработан на основе англо-американского проекта и согласован между тремя империалистическими державами: США, Англией, Францией. Остальные участники Парижской Конференции приняли Устав без обсуждения.

Устав Лиги Нации, принятый 28 апреля 1919 года, подписали 44 государства, в том числе 31 государство, принимавшие участие в первой мировой войне на стороне Антанты. Эти цифры убедительны для определения классового характера международной организации. Первоначальным членом данной организации являлись США. Но впоследствии американцы не вошли в состав Лиги Нации, так как американский Сенат не ратифицировал Версальский договор, тем самым и Устав Лиги Нации. Вторая группа государств, так называемые «приглашенные», включала 13 государств, которые в период первой мировой войны придерживались политики нейтралитета. Среди подписавших устав Лиги Нации были и британские доминионы, что явилось результатом давления английских правящих кругов, крайне заинтересованных в том, чтобы страны, входившие в Британскую империю, стали членами Лиги Нации.

Лига Нации состоял из следующих главных органов:

· Собрание (Ассамблея). Этот орган работал по сессиям, проходившим в сентябре. Этот главный орган был уполномочен рассматривать все вопросы, входящие в его компетенцию. Резолюции, рекомендации, принимались Собранием (Ассамблеей) единогласно.

· Совет Лиги Наций – орган, состоящий из постоянных и непостоянных органов. К постоянным органам относились – Великобритания, Франция, Япония, Италия, позже – Германия, с 1934 года – СССР.

· Секретариат – исполнительный орган Лиги Нации, численность его аппарата была около 600 человек.

· В 1920 году был создан судебный орган – постоянная палата международного правосудия. Статут Постоянной Палаты международного правосудия был подвергнут редакционной поправке и впоследствии использован к Статуту Международного Суда ООН.

· В состав главных органов Лиги Наций входила международная организация труда, когда как в рамках Организации Объединенных Наций – это специализированное учреждение.

Таким образом, существовавшая система главных органов Лиги Наций была повторена Организацией Объединенных Наций, в частности: вместо Собрания (Ассамблеи) Лиги Нации была создана Генеральная Ассамблея ООН; Совет Лиги Наций преобразовался в Совет Безопасности; Секретариат Лиги Нации был одноименно обозначен в структуре главных органов ООН; Организационная структура Международного Суда повторила структуру Постоянной палаты международного правосудия.

Анализируя правовой статус Лиги Нации, отмечаем следующие недостатки этой организации.

· Наличие принципа единогласия при вынесении политических решений. Последнее означало, что любой член Лиги Нации, за исключением спорящих сторон, имел право наложить вето, таким образом, решение не принималось.

· Между главными органами – Собранием (Ассамблеей) и Советом отсутствовала четкая регламентация компетенции.

· Устав Лиги Нации не содержал категоричного запрещения агрессивной войны.

· Устав Лиги Наций оговаривал идею разоружения только до минимума, необходимого для выполнения своего долга перед другими государствами. Тезис о полном и окончательном разоружении рассматривается в международном праве несколько позже.

· Легализация колониальной системы, путем передачи мандатов на управление.

· В основе деятельности Лиги Наций существовала единая основа – антисоветизм. СССР стал полноправным членом данной организации через 15 лет. Но до вступления в Лигу Наций, СССР принимал участие в ряде конференций, проводимых под эгидой Лиги Наций. Например, участие СССР в ряде сессий, посвященных вопросам разоружения, способствовало созданию проектов конвенций о всеобщем, полном и немедленном разоружении; прогрессивно-пропорциональном сокращении вооружения

Неспособность Лиги Наций принять какие-либо эффективные меры против японских агрессоров в 1931 году в Северо-восточном Китае (Манчжурия) подорвала авторитет международной организации на международной арене. Именно в этот период, значительное число стран было заинтересовано в участии СССР. В 1933 году из состава Лиги Нации вышли фашистская Германия и милитаристическая Япония. Приглашение СССР на членство в Лигу Нацию поступило от 30 государств-членов организации. Таким образом, факт приглашения СССР являлся огромным ростом авторитета государства. Несмотря на короткий срок пребывания, (в 1939 году СССР был исключен из состава организации по обвинению в нападении на Финляндию), СССР прилагал все усилия для того, чтобы международная организация стала центром сплочения миролюбивых сил и создания коллективной системы защиты мира.

Лига Наций за время своего существования не смогла урегулировать ни одного значительного конфликта, в конечном итоге, оказалась неспособной предотвратить новую мировую войну. Таким образом, первый опыт по созданию международной межправительственной организации, призванной обеспечить мир и безопасность, оказался неудачным. Организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволил эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами –членами, вести поиск мирных путей для развития международных отношений.