Финансово-правовые нормы. Общая характеристика

Финансово-правовые нормы и финансо­во-правовые отношения, их особенности и виды

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания мо­гут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют юридические права и обязанности Участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, зако­нодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, ут­верждению, исполнению бюджетов, составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов разных уровней.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых мо­гут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъ­ектов — участников этих правоотношений. Например, чтобы юри­дическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности определенный доход. Осно­ва финансово-правовой нормы — диспозиция — содержит предписа­ние о том, как должны поступать участники финансовых отноше­ний, т.е. определяет их права и обязанности.

Способом зашиты правил, установленных финансово-правовы­ми нормами, являются их санкции.

Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний госу­дарства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюд­жетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банком.

В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося в финасово-правовой норме, влечет за собой нанесение материаль­ного ущерба государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, самую распространенную санк­цию в области финансового права — пеню — финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонаруше­ние. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция.

Как правило, в статьях того или иного финансового законода­тельного акта могут не содержаться все три элемента финансо­во-правовой нормы. Но гипотеза, диспозиция и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта или иногда в других нормативных актах.

По характеру воздействия на участников финансовых отноше­ний финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъ­ектов и предписывают в категорической форме совершать опреде­ленные действия, например платить налоги.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и за­конность. Так, в настоящее время предприятиям и организациям запрещается иметь в наличном обороте более установленной Бан­ком России суммы денег. Совершение сделок на наличные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовое нару­шение.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозво­ление определенным органам или должностным лицам конкретизи­ровать предписания, содержащиеся в норме.

В уполномочивающих финансово-правовых нормах категориче­ский характер предписания государства сочетается с определенны­ми полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы исходя из общих правовых принципов.

Кроме всех указанных признаков финансово-правовые нормы обладают еще и специфическими особенностями в связи с тем, что они регулируют именно финансовые отношения. Финансы выполняют в государстве определенные, присущие только им функции: распределительную, контрольную и стимулирующую. Естественно, что и нормы права, регулирующие данную область общественных отношений, также несут на себе эти нагрузки. Осо­бенно важно в настоящее время обратить внимание на стимули­рующую функцию норм финансового права: они должны в прин­ципе конструироваться так, чтобы служить не только аккумуляции средств в фондах денежных средств и их перераспределению, но при этом и содействовать развитию экономики и социальных про­цессов в государстве.

В зависимости от характера регулируемых отношений финансо­во-правовые нормы делятся на бюджетные, налоговые, финансово­го контроля, страховые и т.д.

В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть подразде­лены на нормы законов и нормы подзаконных актов.