Философия как мировоззрение
Мировоззрение. Мифология. Религия. Философия.
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир в целом и себя в этом мире, а также основанную на этих взглядах позицию по отношению к миру.
Мировоззрение – это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а отсюда – делает вывод об идеалах, основных жизненных принципах, по определению В. Дильтея (1833 – 1911).
Формы (типы) мировоззрения:
· мифологическое
· религиозное
· философософское
· научное
· обыденное (в основе обыденного знания – опыт повседневности и здравый смысл),
· художественное
Структура любого мировоззрения включает в себя картину мира, идеалы и оценку жизни.
Философия является теоретической формой мировоззрения. Философия направлена на поиск всеобщего в системе отношений «человек и мир» и выражает результаты этого поиска в рациональной, понятийной форме.
Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.
МИФОЛОГИЯ – форма мировоззрения, совмещающая в себе рациональное и фантастическое восприятие мира.
Основные вопросы:
· происхождение мира и человека;
· объяснение природных явлений;
· проблемы жизни, смерти, судьбы, деятельности человека;
· вопросы чести, достоинства, долга, морали, права.
Характерные черты мифа:
· образно-эмоциональное восприятие мира;
· очеловечивание природы (антропоморфизм);
· наличие фантастических богов, их отношений с человеком;
· практическая направленность на решение конкретных жизненных задач;
· отсутствие рефлексии;
· обшественные иллюзии.
Миф – предание, сказание, передающееся из поколения в поколение. Он содержит готовое знание, которое необходимо усвоить и передать следующим поколениям. Язык мифа прост и доступен для запоминания, изложения и передачи.
Функции мифологии:
· мировоззренческая;
· организующая;
· регулятивная;
· осуществление связи прошлого, настоящего и будущего;
· закрепление системы ценностей (в определённом обществе).
Мир мифологии - обыденный мир, боги антропоцентричны: похожи на людей, обладают сходными привычками, желаниями, потребностями
РЕЛИГИЯ как форма мировоззрения
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий его мир. Это образно-эмоциональная , как и мифология, форма восприятия мира. Она исследует те же вопросы, что и мифология.
Функции религии:
· мировоззренческая;
· объединительная (консолидирует общество вокруг себя);
· нормативная или нравственно-воспитательная (культивирует в обществе определённые идеалы, ценности, представления о смысле мира и жизни);
· культурологическая (способствует распространению определённой культуры);
Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Национальные религии (крупнейшие): иудаизм, синтоизм, индуизм.
Различия:
Философия | Религия |
При построении картины мира опирается на опыт, научное объяснение; стремится к общезначимости, подвергает сомнению даже бесспорное утверждение здравого смысла. | При построении картины мира опирается на традиции, внутренний опыт верующих, а главное, на авторитет священных книг. |
Познавательная функция является главной В иерархии ценностей самое высокое место занимает ценность свободного познания. | Главная функция – нормативная (задать образцы отношения к миру, Богу, человеку). Акт познания происходит в рамках определённых нравственно-этических нормативов. Понимающий разум играет подчинённую роль. Выше разума – любовь и вера (христианство), страх и вера (иудаизме), догматизированное знание и ритуал (конфуцианство). |
Начало философии – удивление, сомнение. Философское познание – это движение от вопроса к вопросу, ответ на эти вопросы не только не задан, а зачастую не постижим. | Движение верующего происходит от ответа к ответу, сопровождаемое запретом на критику и сомнение. В основе ответа – авторитет сверхъестественного, надчеловеческого. Главные признаки религии – эмоциональная вера в сверъестественное и общение с ним, культ (ритуалы, обряды), система догм (абсолютных истин) |
Философия – как абсолютно свободное дело отдельной личности подвергать критическому исследованию разумом «последние вопросы бытия», не имеет социальной защищённости. | Религия – это определённый социальный институт, регулирующий отношения между людьми и постоянно воспроизводящийся в культуре. |
3. Философия как наука: является ли философия наукой?
Существуют три точки зрения:
1) философия – это наука,
2) философия принципиально отличается от науки,
3) философия – это наука особого рода.
Все они имеют право на существование.
НАУКА: её цель – объективные знания о реальности, пригодные для практического применения.
Критерии научного знания:
· систематизированность,
· непротиворечивость,
· доказательность,
· интерсубъективность,
· опытная проверяемость и воспроизводимость;
предмет научного познания – то, «что есть» (область сверхчувственного, сверхъестественного предметом научного познания не является);
Основные черты науки:
· рационализм,
· практическая значимость,
· объективность знания.
Сходство философии и науки:
· стремление к выработке рационального и системного знания;
· ориентация на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;
· понятийно-категориальный аппарат;
· в отличии от мифологии, религии и обыденного мировоззрения, истины которых не требуют доказательств, научные и философские истины логически обосновываются / доказываются.
Если исходить из критериев научности, то можно сказать, что философия не является наукой, т. к. большая часть философских утверждений эмпирически не проверяема и не опровергаема. В философии никогда не было господствующей парадигмы, т. е. совокупности ценностей, технических средств, способов решения исследовательских задач и установок, разделяемых всем сообществом. В ней всегда шла борьбатечений, школ, направлений. Философские аксиомы не предполагаютэмпирических обоснований. Большинство философских утверждений невозможно оценивать как истинные или ложные.
Если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то философия, бесспорно, является гуманитарной наукой. Философия как гуманитарная наука говорит не о законах, а о смыслах, не о первой, а о второй природе (культуре).
Если философия и указывает на законы, то эти законы являются всеобщими, т. е. такими, которым подчиняется развитие и природы, и общества, и познания.
Различия
Философия | Наука |
Существует в виде текстов, философских систем, философских теорий | Существует в культуре в виде законов, теорий, гипотез |
Философское знание доказывается логически, связано с личным жизненным опытом автора | Научное знание должно быть доказано посредством эксперимента. Требование – повторяемость результата, общезначимость эксперимента. |
Философия направлена на постижение сущности явлений и в этом смысле стремится к объективности. Однако философское творчество глубоко личностно, а потому философское знание субъективно: философская система несет на себе отпечаток жизненного опыта, способа мышления, личных особенностей ее автора. Филос. творчество индивидуально. Философское знание плюралистично. Философская истина объективна, но она предназначена для индивидуального пользования и переживается каждым по-своему. | Стремясь к объективности своего знания, наука пытается свести к минимуму воздействие субъекта на процесс формирования законов и теорий и максимально соотнести полученное знание с реальной действительностью. Наука – коллективное творчество. Научное знание однозначно. Научная истина объективна, а потому всеобща. |
Эмпирические методы не используются. Философские методы: диалектика, метафизика, интуиция, критическая рефлексия, герменевтика. Философские идеи в своей основе сверхрациональны и сверхлогичны. | В науке используются эмпирические методы – наблюдение, измерение, эксперимент. |
Цель – объективная картина мира + человек. Предмет философии – отношения в системе «человек и мир». | Цель – создание объективной картины мира. Предмет науки – объективная реальность. |
В философии существует общепринятый тезаурус, но каждый философ волен переосмыслить значение какого-либо термина и раскрыть его в собственном значении. | В науке существует общепринятый тезаурус – словарь терминов и каждый ученый им руководствуется |
Социальная функция философии – мировоззренческая (прежде всего). | Социальная функция науки – утилитарная. |
Примечание: в отношении науки в современной философии сложились две позиции – сциентизм и антисциентизм (наука как ценность / наука как причина современных проблем).