Применяемые методы исследований
Общая структура и содержание категорий диссертационного исследования
Диссертация (лат.dissertation)– это научное исследование и ничего больше. Диссертация – научный труд, адресованный специализированному совету, который компетентен и правомочен квалифицировать его содержание и выносить решение о соответствии полученных научных результатов требованиям к уровню компетентности по искомой ученой степени. Диссертация – квалификационная научно-исследовательская работа.Организация познания по диссертационному исследованию представляет собой методологию исследования, выполняемого по магистерской диссертации. Начальная ступень научной квалификации – магистр. Требования к магистерской диссертации: она должна содержать свидетельство способности магистранта к получению нового знания в контексте изучаемого объекта.
Основные категории методологии магистерского исследования.
Тема исследований вводит исполнителя магистерской диссертациив проблемную ситуацию, определенную парадигмой, или в круг очевидных проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержит в себе направленность на принятия решения. Тема исследований может отражать содержание нескольких проблемили совпадать с содержанием единственной проблемы и носит первоначальное толкование поставленной цели. Проблемы извлекаются из деловой ситуации или проблемной ситуации.Проблемная ситуация – это такое состояние, когда трудности и противоречия мешают нормальному ходу дел, снижают продуктивность конкретной деятельности.Проблемная ситуация – это ситуация, в которой возникает познавательная потребность и порождает познавательный мотив, иначе порождает постановку научной проблемы для разрешения.
Каждая проблема осознается как вопросы и задачи, требующие их правильной постановки и разрешения. Важно понимать жизнеспособность, конструктивность проблемы, чтобы избежать мнимых проблем. Природой проблемы и её следствием и определяется актуальность темы исследования.
Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. В качестве объекта исследованиявыступают различные организационные образования: промышленное предприятие, торговая фирма, предприятие малого бизнеса, а также виды деятельности и технологии, все то, что можно представить в качестве целого.
Предмет исследований– определенная сторона, свойство или часть объекта, подлежащие непосредственному изучению. Предмет исследования очерчивает границу поиска решений. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное
Цель исследованияопределяет результаты, которые надо получить в процессе исследования, и последствия реализации полученных результатов. В формулировке цели научного исследования конкретизируется, раскрывается направленность познавательной деятельности и результаты, обеспечивающие определенный эффект.
n Цель – разработать методы рационального использования ресурсов, обеспечивающие требуемый уровень качества продукции и снижение ее себестоимости. n Цель - разработка концепции и инструментария управления интеграцией ключевых операционных стратегий, обеспечивающих повышение экономической эффективности деятельности промышленного предприятия. n Цель – формирование кадрового потенциала маркетинга фирмы, как средства адаптации её к изменившимся рыночным условиям n Цель – обеспечить эффективное выполнение функций маркетинга для укрепления позиций фирмы на рынке и её общего имиджа |
Научная идея. Исследование является творческим процессом – результатом человеческого мышления и начинается с отдельной идеи либо гипотезы, которая затем трансформируется в последовательный ряд результатов, направленных на создание новой или более совершенной интеллектуальной или материальной продукции. У вас не возникнет новая идея, если перед вами не стоит проблема или задача». Идея – это импульс для создания новых возможностей». У вас не возникнет новая идея, если перед вами не стоит проблема или задача». Идея – это импульс для создания новых возможностей». У вас не возникнет новая идея, если перед вами не стоит проблема или задача». Идея – это импульс для создания новых возможностей». Согласно словарному определению, идея– это замысел, ясно сформулированная мысль, то, что существует в мозгу потенциально или фактически как результат мышления.
Идея, выдвинутая для исследования, должна быть новой и отвечать двум основным требованиям:
– удовлетворять каким-то реально существующим или воображаемым потребностям или желаниям;
– содержать способы достижения поставленных целей, которые могут быть еще неявно выраженными, но должны, по крайней мере, представляться реализуемыми.
Научная концепция – руководящая научная идея (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний об исследуемой области деятельности. Концепция в ряде случаев предопределяет закономерность, а также подтверждается ею. Примеры истоков и формулирования концепции приведены в разделе система научных знаний.
Задачи исследованияформулируются как конкретные целевые установки этапов решения поставленной проблемы и являются содержательной детализацией цели. Каждой исследовательской задаче соответствуют определенные познавательные действия - это теоретические или экспериментальные исследования, методы - формальные и неформальные, а также средства - вычислительные и информационные технологии.
Пример формулирования задач исследования.
1) исследовать сущность, теоретические основы и понятийный аппарат……
2) выявить социально - экономические предпосылки к развитию……
3) исследовать организационно - экономический механизм………………
4) обобщение зарубежного и отечественного опыта в развитии………
5) разработать методические приемы и процедуры анализа и оценки……..
6) сформулировать рекомендации и предложения по разработке ……………
Содержание научно-исследовательской работы как представления аргументированных доказательств и утверждений по теме исследования. Содержание работы в рамках магистерской диссертации представляется введением, тремя главами, заключением и приложениями.
Заключение – «выводное» знание, результаты исследований, выносимые на обсуждение. Заключение состоит из констатации (поставленная проблема или поставленные задачи полностью решены), затем по каждой задаче дается результат ее решения и отмечается оригинальность рабочей идеи или гипотезы, новизна методов решения, область практического использования и перспективы.
Выводное знание по диссертационному исследованиюпредставляется следующими умозаключениями, утверждениями, оценками и результатами апробации.
Научные положения, выносимые на защиту. Научное положение – это выведенные умозаключения с доказательствами, составляющие основу полученного теоретического знания. Теоретическое знание представляется в виде существенных связей и отношений между отдельными свойствами, факторами, противоречиями и другими изучаемыми проявлениями, обеспечивающих продвижение к цели и создающих новый эффект. Научное положение – хорошо аргументированное умозаключение.
Научная новизна.Научная новизна полученных результатов- научные утверждения об установлении неизвестных ранее зависимостей, о разработке оригинальной концепции и модели, о дополнении методики и алгоритма, об уточнении содержания понятия, о представлении процесса преобразования и др. Новизна – это хорошо аргументированные утверждения.Аргумент – это довод, который служит для обоснования истинности.
Принять научное утверждениекак истинное позволяют необходимые и достаточные теоретические и эмпирические основания. Утверждение - положение, которым доказывают, утверждают что-либо. утверждение, возможно как правильное. Так и ошибочное. Формулировка утверждений о научной новизне начинается со слов:
- разработана методика, позволяющая…
- обоснована концепция, направленная на преодоления противоречий…..
- предложен инструмент, определяющий влияние…..
- дополнена методика оценки экономической эффективности инвестиций……
- уточнено содержание понятия «?»
Теоретическая ценность.Основными составляющими теоретической ценности являются оригинальность и новизна идеи, открывающая новые горизонты науки, особенно в части создания новых способов, методов, законов, закономерностей и других форм знаний.
Практическая значимость. Практическая значимость исследований зависит от области масштаба приложения научных результатов и проявляется в научно обоснованных и экспериментально доказанных методах и средствах, направленных на техническое, экономическое или социальное развитие общества.
- методы научного обобщения;
- методы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий;
- методы анализа: вертикального,горизонтального, операционного, структурного, инвестиционного;
- методы математической статистики и теории вероятностей;
- методы математического моделирования, вычислительный эксперимент;
- методы экспертных оценок.
Апробация результатов исследований. Апробация – это особая процедура, естественный элемент научной работы, относящийся к её результатам. Апробация – научные публикации, доклады и сообщения на конференциях, научных семинарах, а также тестирование или участие в эксперименте в условиях практической деятельности.