На процессном подходе

Методология исследования систем, основанная

Суть методологии процессного представления реальности сводится к познанию того, из чего система получается или из чего она организуется. Это нечто называют системообразующей средой. Такая среда содержит:

1) вещество, это то, что циркулирует в системе: энергия, информация, материальные и денежные потоки и др.

2) процесс это преобразование вещества, его графическая модель – «черный ящик», т.е. объект, имеющий вход и выход;

3) связь- это передача вещества с выхода одного процесса на вход другого;

В итоге имеем, что процесс – это образующая систему и имеющая функцию достижения цели посредством преобразования ресурсов в продукцию. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выход, рассматривается как процесс. Любой вид деятельности – это процесс.

Процесс – действия по преобразования входных ресурсов в продукцию (выходы). Продукция – результат процесса. Вещество, процессы и связи объединяются в циклы, которые в принципе являются самоподдерживающимися. Чтобы циклы стали таковыми, необходимы правильные связи и достаточные «коэффициенты передачи» вещества от одного процесса к другому.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы, а также при комбинации и взаимодействии.

Применение процессного подхода усиливает:

– понимание и выполнение требований;

– рассмотрение процессов с точки зрения добавленной ими стоимости;

– достижение запланированной результативности процессов;

– постоянное улучшение процессов и качества продукции, основанных на объективном измерении.

Концептуальная модель управления процессами показана на рис. 4.9.

 

Рис. 4.9. Концептуальная модель процессного подхода в управлении – материальные, информационные и финансовые потоки.

Реализация процессного подхода производиться по следующему алгоритму.

1. Определить процессы, составляющие каждый из ключевых бизнес-процессов, для конкретной организации.

2. Определить цели каждого из процессов.

3. Построить структурную модель, отображающую взаимосвязи процессов с выделением входа и выхода.

4. Установить структуру входов и выходов процесса. Входы – ресурсы, изменяющиеся и потребляемые в ходе процесса. Выходы – это результаты процесса (продукция и услуги), показатели результативности и эффективности.

5. Определить ответственных лиц за планирование улучшения и эксплуатацию процессов.

6. Разработать карту бизнес-процессов, раскрывающую виды и регламент исполнения процессов.

7. Разработать методы и рекомендации по регулированию процесса для устранения несоответствия продукции требованиям.

8. Разработать документацию на управление процессами: планирование, контроль, корректирование, улучшение.

9. Разработать документацию на процессы контроля: измерение, испытание, экспертиза и оценка полученных характеристик продукции или услуги на соответствие требованиям.

Графическое представление процессной модели основывается на методологии структурного анализа. Методология структурного анализа претендует на общность предложенного метода описания и анализа системы с помощью структурных SADT- моделей и использование их для систем широкого профиля. SADT- модель – это описание системы с помощью специального графического языка (блоков и дуг-связей), текста и глоссария (краткое пояснение). По сравнению с графическими языками кибернетики и общей теории систем получаем менее формализованное, доступное для понимания широкому кругу специалистов в области управления описание системы. Особенности построения SADT-модели системы как совокупности взаимосвязанных процессов приводится на рис. 4.8.

 

 

 

 


 

Рис. 4.10. Фрагмент процессной SADT- модели операционной деятельности

 

Примером использования процессного подхода является построение модели функциональных потоков горизонтального цикла управления операционной деятельностью (рис. 4.11). Такая модель отражает передачу некоторого действия, как правило, посредством перемещения материальных (Т), финансовых (D) и информационных (I) потоков между функционально зависимыми процессами.

 

Планирование закупок и заказов продукции
Оплата поставщикам
Поступление и хранение продукции
Преобразование продукции для поставки  
Распределение продукции по потребителям
Доставка продукции потребителям  
Оплата продукции   оставщикам
t1
t4
t3
t2
t7
t6
t5
D,I
T,DI,I
T,DII, I
T,DIII,I
T,DIV,I
T,DV, I
T,DVI,I I


Рис. 4.11 Модель функциональных потоков

 

Глава 5. Организация знаний по диссертационному исследованию