Научная проблема и ее природа
Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес именуется проблемой [26]. Приведенные в табл. 3.1 направления прогрессивных изменений служат основой для постановки проблем в понимании «постановка проблемы для движения к позитиву»
В исследовательской деятельности под проблемой понимают сложную научную задачу, решение которой должно дать новые знания для развития теории и совершенствования практики того или вида деятельности. Но сложная задача тогда является проблемой, когда она удовлетворяет трем условиям:
во-первых, имеется несколько альтернатив решения,
во-вторых, принимаемое решение может иметь серьезные последствия,
в-третьих, стоит дилемма выбора направления или пути перехода системы в будущее состояние.
Природа проблем – это раскрытие и создание новых возможностей, ликвидация несоответствия и отставания, преодоление разрывов, нахождение «равновесия» между противоположными силами, тенденциями. Все названные импульсы и изменения определяют характер деловой ситуации и порождаются её. Деловая ситуация инициирующая постановку проблемы часто именуется как проблемной ситуацией.
В практической деятельности под проблемой часто понимается любое возникшее затруднение, трудноосуществимое мероприятие, устранение которого связано с поиском наилучшего решения. Такое понимание проблемы не совпадает с её фундаментальным понятием. С позиции исследования все рассмотренное – это проблемная ситуация, поиск решения путем постановки проблемы успешного выхода из такой ситуации.
Каждая проблемная ситуация проходит четыре стадии: скрытое развитие, очевидное развитие, превращение в отрицательное явление, превращение в факторы нарушения равновесия системы. Задача менеджера – выявление, оценка и ранжирование проблем не позднее, чем на фазе скрытого развития ситуации. Это требует развитие диагностических навыков и умения распознавать «слабые сигналы» или симптомы организационной патологии.
Для того чтобы достигнуть эффективного управления, как заявляют известные американские исследователи менеджмента Т. Питерс и Р. Уотерман [19], «процесс управления необходимо рассматривать как итеративный поток трех переменных: исследование, принятие решений и исполнение». Исследование определяет новое качественное состояние управляемого объекта, так как, владея методами исследований, возможно оперативно «прополоть» пустые альтернативы, всегда присутствующие при принятии решения.