Сущность и модель процесса исследования

Научное исследование– это познавательная деятельность, направленная на поиск и выработку новых научных знаний на основе всестороннего и достоверного изучения объекта, процесса и явления, а также на создание и внедрение в производство (практику) новых, полезных для общества фундаментальных и прикладных разработок. Поиск и выработка новых научных знаний вышли на уровень осознанных, определенным образом организованных умственных действий.

Представим на первом шаге процесс исследования в виде агрегатной модели, используя методологию структурного анализа (рис.3.1).

 

 

Рис. 3.1. Агрегатная модель процесса исследования

Входом в процесс исследования являются: проблемная ситуация и поставленная проблема, накопленные знания по изучаемому направлению и научная информация из публикаций, монографий и др. источников. К факторам, управляющими процессом преобразования, относят: парадигму, концепцию, методологию, мировой уровень обработки информации и проведения исследований. В качестве механизма поддержания хода исследований выступает некая система – это люди, ресурсы, техника, информация, инвестиции и др. Результаты исследования как продукция процесса представляются моделью будущей инновационной разработки, новыми знаниями, научными публикациями.

Поясним аббревиатуру «НИР». НИР - процесс преобразования информации о проблемной ситуации с подключением системы знаний для разрешения проблемы по преодолению сложившейся ситуации. НИР – это научно-исследовательская работа, проводимая в рамках научных учреждений и коллективов. По высказыванию Д.Лихачева «научная работа – это рост растения: в начале, она ближе к почве (к материалу, к источникам), затем, она поднимается до обобщений».

Входом в процесс исследования является поставленная проблема для разрешения, система накопленных научных знаний и научная информация, изложенная в монографиях, статьях, учебных пособиях. Фундаментальное понятие проблемы: объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес. Решение проблемы должно дать новые знания для развития теории и совершенствования практики того или вида деятельности.

Управляющие факторы процессом исследования: парадигма, концепция и методология, мировой уровень исследований, план.

Механизм исполнения – люди, ресурсы, техника, инвестиции

Выход процесса исследований – модель будущей разработки, новые знания, публикации.