ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

(Временная структура)

 

 

Цикл процесса художественной деятельности мы будем рассматривать как художест­венный проект. Понятие «проект» все чаще входит в сферу искусства. Например, термин «проект» используется при создании художественных фильмов, в том числе сериалов, при театральных постановках, в частности мюзиклов и т.д. С другой стороны, создание любо­го художественного произведения - картины, романа, скульптуры и т.д. вполне попадает под определение проекта как завершенного цикла продуктивной дея­тельности.

Проект как цикл про­цесса продуктивной деятельности включает в себя три фазы: фазу проектирования, технологическую фазу и рефлексивную фазу. Соответственно этому процесс художественной дея­тельности будет рассматриваться по этим же фазам. Естест­венно, что такое разделение процесса художественной дея­тельности несколько условно.

Первую фазу - проектирование- можно описать в понятиях и структуре, единой для любой художественной деятельности. Хотя, в каждом конкретном случае в зависимости от вида искусства, условий осуществления деятельности, от личных качеств художника могут быть отклонения от общей схемы.

Логика второй фазы - технологической, в об­щем виде вряд ли может быть представлена. Во-первых, в сфере искусства она весьма специфична. Нередко технологи­ческая фаза как бы совпадает, растворяется в фазе проектирования - эти фазы идут параллельно. Во-вторых, она опреде­ляется целиком содержанием каждого конкретного вида искусства, осуществляемого каждым конкретным художни­ком, личность которого уникальна; каждый раз в совершенно конкретном комплексе условий, который так же уникален, неповторим.

Логика фазы - рефлексивной, так же как и первой - про­ектирования, более однозначна и может быть описана в еди­ных для любой художественной деятельности понятиях и структуре.

Проектирование художественных систем.Если мы го­ворим о проектировании как компоненте художественной деятельности, то возникает вопрос - а что именно подлежит проектированию, что проектируется в этом случае? На этот вопрос есть ответ - речь идет о проек­тировании художественного образа как художественной системы.

Художественный образ - это всеобщая категория худо­жественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением (например, в литературе образ персонажа, в живописи - изображение какого-либо предмета и т.п.). Но в более общем смысле образ - сам способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выра­зительности, впечатляющей энергии и осмысленности [33. С. 760].

Сущность художественного образа многоаспектна. В он­тологическом аспекте (напомним - онтология - учение о бытии) художественный образ есть факт идеального бытия, встроенный в свою материальную, вещественную основу: бронза - не человеческое тело, которую она изображает, холст картины - не трехмерное пространство, рассказ о собы­тиях - не сами события и т.д.

В семиотическом аспекте художественный образ есть знак как средство смысловой коммуникации между художни­ком и реципиентом (потребителем художественного произве­дения). В этом смысле художественный образ является фак­том воображаемого бытия: он каждый раз заново реализуется в воображении реципиента (при этом, естественно, реципиент должен быть достаточно подготовлен, образован, чтобы по­нимать язык того или иного вида искусства).

В гносеологическом аспекте художественный образ есть вымысел, допущение, гипотеза. Так, изображенное на живо­писном полотне, в отличие от самого полотна, не локализова­но в реальном пространстве и времени, остается как бы чис­той возможностью, а подчас, в случае фантастического про­изведения - и невозможностью, другой, вымышленной ре­альностью.

В собственно эстетическом аспекте художественный об­раз есть целостный организм, в котором нет ничего случайно­го и механически служебного и который прекрасен своим совершенным единством и конечной осмысленностью своих частей [33. С. 761].

Близко к последнему из перечисленных аспектов примы­кает важный в нашем случае аспект системного анализа: ху­дожественный образ может рассматриваться как художествен­ная система, имеющая свой состав, структуру и функции. Состав и структура художественного образа существенно различаются в разных видах искусства в зависимости от мате­риала (словесный, звуковой, пластический и т.д. образ), про­странственно-временных характеристик (статический, дина­мический художественный образ) и т.п. В то же время все художественные образы (если они действительно художест­венные) имеют общий набор функций - функции искусства.

Так, например, Ю.А. Лукин [17] выделяет следующие функции искусства: познавательную, социальную, ценностно-ориентационную, социально-организующую, семиотическую (сохранение и передача в системах знаков и символов художественных ценностей), коммуникативную, гедонисти­ческую (функция наслаждения), зрелищную и эстетическую. Последняя означает «побуждение реципиента к сотворчест­ву», пробуждение и формирование в нем художественных начал в результате общения с искусством как с «эстетической реальностью». Другие авторы приводят другие классификации функций искусства.

Важно другое - в аспекте методологии как учения об ор­ганизации деятельности мы, рассматривая художественный образ как художественную систему, а процесс его создания - как художественный проект, попробуем описать его в той же логике фаз, стадий и этапов, что и в методологии практиче­ской деятельности, и в методологии научной деятельности, но, естественно, с учетом специфики художественной дея­тельности.

Фаза проектирования системы включает стадии: концептуальную, моделирования, конструи­рования системы, технологической подготовки. В свою очередь, концептуальная стадия, с которой мы начинаем рассмотрение процесса создания художественной системы - художественного образа - включает этапы: выявление противоречия, формирова­ния проблемы, определение цели, выбор критериев.

Естественно, первоначально, приступая к очередному произведению, каждый художник имеет замысел - задуман­ный в самых общих чертах проект - что он хочет сделать. Для многих художников невозможность не творить свя­зана не только с личной внутренней потребностью создавать, но и с социально осознанной необходимостью сказать именно о том, что он хочет, может и обязан сказать людям. Однако в замысле, дающем художнику общее представление о содер­жании и форме художественного произведения, цель еще не совсем ясна. Так, А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» пишет: ...И даль свободного романа Через магический кристалл Еще не ясно различал.

В то же время, как известно, мотивы художественного творчества зачастую не осознаваемы художником, поскольку тайны искусства не поддаются строгому логическому анализу.

Если сравнивать практическую деятельность, научную и художественную деятельность в аспекте замыслов проектов, то в практической деятельности замысел, как правило, вполне конкретен: построить новую гидроэлектростанцию, реорганизо­вать систему здравоохранения в стране и т.д. Другое дело, что в дальнейшем приходится решать огромную череду вопросов: как это сделать, на какие средства, в какие сроки и т.д. и т.п. Но замысел проекта, повторяем, более или менее конкретен и опре­деляется, в первую очередь, объективными обстоятельствами.

В научном исследовании замысел гораздо менее конкре­тен. Во-первых, он определяется не только объективными обстоятельствами - потребностями практики в научном обес­печении или логикой развития самой науки, но и субъектив­ными факторами - предшествующим опытом исследователя, его личными вкусами и интересами и т.д.

В художественной же деятельности замысел произведе­ния часто бывает вообще весьма туманным, расплывчатым. Так, А. Михалков-Кончаловский очень образно в воспомина­ниях об А.Тарковском сказал о его творчестве: «...мучи­тельный поиск чего-то, словами не выразимого» [25. С. 225].

Но, как сказал поэт, «замысел - еще не точка». Замысел художественного произведения является стимулом, превра­щающим замысел в действие, дающим художнику возмож­ность перейти к непосредственному процессу художествен­ного творчества.

Выявление противоречия, постановка проблемы.В методологии практической деятельности, в методологии научного исследования выявление противоречия и постанов­ка, формулирование проблемы являются важнейшими этапа­ми проекта. Но имеют ли эти этапы отношение к художест­венной деятельности? Являются они обязательными этапами в художественном проекте?

Понятно, что литература, театр зачастую прямо направ­лены на человеческие проблемы - и личные, и общественные: «...Глаголом жги сердца людей». Творчество Ф.М.Досто­евского, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и многих других писателей прямо направлено на человеческие и социальные проблемы. В.Г. Белинский писал, что «поэт мыслит образами, он не доказывает истины, а показывает ее».

В то же время, если задаться вопросом - а какие пробле­мы ставят, к примеру, пейзажи И. Левитана? Напрямую вроде бы никаких. Они просто изображают природу. Но вот опо­средованное влияние этих картин огромно. Они воспитывают любовь к Родине, патриотизм. Грустно-печальные пейзажи И. Левитана способствуют национальной самоорганизации россиянина. Ему как бы вторит А. Блок: Наш путь в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь!

Так что опосредованно даже пейзаж как жанр живописи может быть направлен на человеческие и социальные про­блемы.

Искусство отражает, воспроизводит с большей или меньшей степенью опосредованности и условности самые различные сферы природной и социальной действительности, но не в их самом по себе объективном бытии, а относительно к человеческому мироотношению с его ценностными ориен­тирами. Для искусства характерно целостное отражение объективных качеств вещей в единстве с человеческими духовными, нравственными и эстетическими ценностями.

Но если в практической деятельности, в научном иссле­довании противоречия и проблемы выявляются и формули­руются для дальнейшего их разрешения, то в художественной деятельности противоречия и проблемы объективной реаль­ности вскрываются, отражаются и выражаются, но не реша­ются и не могут, не должны решаться - это не является пре­рогативой искусства.

Определение проблематики.Напомним, что определе­ние проблематики в системном анализе дается как выявление возможных последствий создания новой системы для окру­жающей среды [24]. Естественно, каждый художник, создавая новое произведение, ориентируется в той или иной мере на реципиентов - будущих «потребителей» произведения. Ху­дожник, «примеривая на себе», проектирует возможное воз­действие своего произведения на других людей.

Но, во-первых, мотивы этой ориентации у разных худож­ников сильно различаются - от стремления понравиться во что бы то ни стало, через стремление быть «оригинальным», хоть и не понятым, до полной независимости своих художе­ственных позиций. Последнее является частным случаем для крупных художников, которые своими произведениями соз­давали тем самым новые течения в искусстве.

Во-вторых, ожидания, прогнозы художника о воздейст­вии его нового произведения на людей далеко не всегда осу­ществляются, а иногда авторские ожидания оказываются диаметрально противоположными реальному воздействию на публику. Подчас, даже вызывая общественный скандал, как это, например, произошло с первой картиной импрессиониз­ма «Завтрак на траве» Э. Мане.

Сравнивая практическую, научную и художественную деятельность, в аспекте проблематики можно отметить сле­дующее:

- в научном исследовании ученый не должен ориентиро­ваться на чьи-либо интересы, потребности, он получает объ­ективное новое знание «в чистом виде»;

- в практической деятельности учитываются интересы и потребности «среды» - то есть учитывается возможная реак­ция тех или иных людей, сообществ на создание новой или изменение, реорганизацию прежней системы;

- в художественной деятельности создание художествен­ного образа непосредственно ориентировано на восприятие людей, но последнее труднопрогнозируемо.

Объект и предмет художественной деятельности. Тема произведения.В методологии научной дея­тельности объект исследования определяется как та часть объективной реальности, которая противостоит познающему субъекту. Предмет исследования - как та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования опосредован от объекта предшествующими научными теориями и исследова­тельскими подходами. Тема же научного исследования, как правило, целиком определяется его предметом. Теперь вер­немся к художественной деятельности.

Эстетика анализирует универсальное понятие «тема произведения искусства». Кстати, в первоисточнике грече­ское слово означает предмет. Тема в эстетике опреде­ляется как «... положенное в основу произведения искусства содержательное единство, вычлененное из впечатлений дей­ствительности и переплавленное эстетическим сознанием и творчеством художника» [20. С. 210]. Темой изображения могут стать различные явления окружающего мира, природы, материальной культуры, социальной жизни, конкретно-исторические события, общечеловеческие духовные пробле­мы и ценности.

В теме произведения органически слито изображение оп­ределенных сторон действительности и их специфическое, свойственное данному художественному сознанию осмысле­ние и оценка.

В эстетике утвердился взгляд, что лишенных темы про­изведений нет, если, конечно, иметь дело с настоящим искус­ством, а не с формалистической бессмыслицей. Возьмем, к примеру, «нетипический» вид искусства, как архитектура. О теме в зодчестве можно говорить не толь­ко применительно к собственно тематической архитектуре (обелиски, триумфальные арки, мемориалы), но и в отноше­нии других ее типов, в которых, например, определенное соотношение конструктивно-тектонического и декоративно-изобразительного мотивов может выражать тему монумен­тального величия, драматической сжатости, грациозной лег­кости и т.п.

Понятие художественной темы в эстетике охватывает че­тыре группы значений.

Понятие объектной темы отнесено к характеристике ре­альных истоков содержания (тема дворянства и народа, чело­века и буржуазного мира, интеллигенции и революции, природы и техники и т.д.). Сюда же относятся вечные, общечело­веческие темы: человек и природа, рабство и свобода, любовь и ревность и т.д. В этом значении тема художественного произведения аналогична объекту в научном исследовании.

Культурно-типологическая тема означает содержатель­ную предметность, ставшую художественной традицией мирового или национального искусства. В этом значении тема - это неоднократно воспроизводимые искусством анало­гичные социально-психологические коллизии, характеры и переживания, хореографические и музыкальные образы, воплотившиеся в произведениях выдающихся художников, в определенном стиле и направлении искусства, ставшие при­надлежностью жанра. Таким образом, в культурно-историческом значении тема (предмет) уже опосредована от объекта прежними традициями, стилями, жанрами и т.п.

Субъектная тема — характерные для данного художника строй чувств, персонажей и проблем (преступление и наказа­ние у Достоевского, столкновение рока и порыва к счастью у Чайковского и т.д.). В этом значении тема (предмет) опосредуется от объекта личной позицией художника.

Конкретно-художественная тема - относительно ус­тойчивая предметность содержания произведения искусства. Конкретно-художественная тема - одна из основных катего­рий, с помощью которой исследуется неповторимый мир художественного произведения, слитый с пластическим, музыкально-мелодическим, графическим, монументальным, декоративным и т.п. формальным воплощением и проникну­тый определенным типом содержательно-эстетического от­ношения к действительности (трагического, комического, мелодраматического и т.д.). В ней преобразованы аспекты объектной, культурно-типологической и субъектной темы в новое качество, присущее данному произведению данного художника. Таким образом, конкретно-художественная тема является прямым аналогом предмета исследования в методо­логии научной деятельности.

Определение цели.На основании замысла и темы ху­дожник определяет цель как прообраз желаемого художественного результата. Цель является центральным организую­щим звеном всей его деятельности.

Но характерно, что в художественной деятельности цель весьма подвижна, пластична. Так, многие живописцы утвер­ждают, что их «ведет рука». Первоначально художник-живописец имеет цель, подчас вполне конкретную. Но в дальнейшем «рука уводит» совсем в другое, чем первона­чально предполагалось.

Или, к примеру, для кинорежиссера целью является вро­де бы экранизация выбранного сценария. Но в ходе работы над фильмом сценарий часто переделывается, перерабатыва­ется. Так, в процессе работы над «Сталкером» А. Тарковский с Аркадием и Борисом Стругацкими переделывали сценарий фильма десять раз!

Или же писатели говорят, что под пером их персонажи начинают «жить своей самостоятельной жизнью» и также уводят от намеченных первоначально сюжетных линий. Ко­нечно, эти выражения нельзя понимать дословно: «рука ве­дет» и т.д. Просто в художественной деятельности чрезвы­чайно велика роль импровизации, которая и «уводит» худож­ника от первоначально намеченной цели. Тем не менее, цель, хотя и трансформируется в процессе создания художествен­ного образа, но она неотлучно присутствует в сознании ху­дожника и именно она ведет его к желаемому результату.