ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
(Временная структура)
Цикл процесса художественной деятельности мы будем рассматривать как художественный проект. Понятие «проект» все чаще входит в сферу искусства. Например, термин «проект» используется при создании художественных фильмов, в том числе сериалов, при театральных постановках, в частности мюзиклов и т.д. С другой стороны, создание любого художественного произведения - картины, романа, скульптуры и т.д. вполне попадает под определение проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности.
Проект как цикл процесса продуктивной деятельности включает в себя три фазы: фазу проектирования, технологическую фазу и рефлексивную фазу. Соответственно этому процесс художественной деятельности будет рассматриваться по этим же фазам. Естественно, что такое разделение процесса художественной деятельности несколько условно.
Первую фазу - проектирование- можно описать в понятиях и структуре, единой для любой художественной деятельности. Хотя, в каждом конкретном случае в зависимости от вида искусства, условий осуществления деятельности, от личных качеств художника могут быть отклонения от общей схемы.
Логика второй фазы - технологической, в общем виде вряд ли может быть представлена. Во-первых, в сфере искусства она весьма специфична. Нередко технологическая фаза как бы совпадает, растворяется в фазе проектирования - эти фазы идут параллельно. Во-вторых, она определяется целиком содержанием каждого конкретного вида искусства, осуществляемого каждым конкретным художником, личность которого уникальна; каждый раз в совершенно конкретном комплексе условий, который так же уникален, неповторим.
Логика фазы - рефлексивной, так же как и первой - проектирования, более однозначна и может быть описана в единых для любой художественной деятельности понятиях и структуре.
Проектирование художественных систем.Если мы говорим о проектировании как компоненте художественной деятельности, то возникает вопрос - а что именно подлежит проектированию, что проектируется в этом случае? На этот вопрос есть ответ - речь идет о проектировании художественного образа как художественной системы.
Художественный образ - это всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением (например, в литературе образ персонажа, в живописи - изображение какого-либо предмета и т.п.). Но в более общем смысле образ - сам способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности [33. С. 760].
Сущность художественного образа многоаспектна. В онтологическом аспекте (напомним - онтология - учение о бытии) художественный образ есть факт идеального бытия, встроенный в свою материальную, вещественную основу: бронза - не человеческое тело, которую она изображает, холст картины - не трехмерное пространство, рассказ о событиях - не сами события и т.д.
В семиотическом аспекте художественный образ есть знак как средство смысловой коммуникации между художником и реципиентом (потребителем художественного произведения). В этом смысле художественный образ является фактом воображаемого бытия: он каждый раз заново реализуется в воображении реципиента (при этом, естественно, реципиент должен быть достаточно подготовлен, образован, чтобы понимать язык того или иного вида искусства).
В гносеологическом аспекте художественный образ есть вымысел, допущение, гипотеза. Так, изображенное на живописном полотне, в отличие от самого полотна, не локализовано в реальном пространстве и времени, остается как бы чистой возможностью, а подчас, в случае фантастического произведения - и невозможностью, другой, вымышленной реальностью.
В собственно эстетическом аспекте художественный образ есть целостный организм, в котором нет ничего случайного и механически служебного и который прекрасен своим совершенным единством и конечной осмысленностью своих частей [33. С. 761].
Близко к последнему из перечисленных аспектов примыкает важный в нашем случае аспект системного анализа: художественный образ может рассматриваться как художественная система, имеющая свой состав, структуру и функции. Состав и структура художественного образа существенно различаются в разных видах искусства в зависимости от материала (словесный, звуковой, пластический и т.д. образ), пространственно-временных характеристик (статический, динамический художественный образ) и т.п. В то же время все художественные образы (если они действительно художественные) имеют общий набор функций - функции искусства.
Так, например, Ю.А. Лукин [17] выделяет следующие функции искусства: познавательную, социальную, ценностно-ориентационную, социально-организующую, семиотическую (сохранение и передача в системах знаков и символов художественных ценностей), коммуникативную, гедонистическую (функция наслаждения), зрелищную и эстетическую. Последняя означает «побуждение реципиента к сотворчеству», пробуждение и формирование в нем художественных начал в результате общения с искусством как с «эстетической реальностью». Другие авторы приводят другие классификации функций искусства.
Важно другое - в аспекте методологии как учения об организации деятельности мы, рассматривая художественный образ как художественную систему, а процесс его создания - как художественный проект, попробуем описать его в той же логике фаз, стадий и этапов, что и в методологии практической деятельности, и в методологии научной деятельности, но, естественно, с учетом специфики художественной деятельности.
Фаза проектирования системы включает стадии: концептуальную, моделирования, конструирования системы, технологической подготовки. В свою очередь, концептуальная стадия, с которой мы начинаем рассмотрение процесса создания художественной системы - художественного образа - включает этапы: выявление противоречия, формирования проблемы, определение цели, выбор критериев.
Естественно, первоначально, приступая к очередному произведению, каждый художник имеет замысел - задуманный в самых общих чертах проект - что он хочет сделать. Для многих художников невозможность не творить связана не только с личной внутренней потребностью создавать, но и с социально осознанной необходимостью сказать именно о том, что он хочет, может и обязан сказать людям. Однако в замысле, дающем художнику общее представление о содержании и форме художественного произведения, цель еще не совсем ясна. Так, А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» пишет: ...И даль свободного романа Через магический кристалл Еще не ясно различал.
В то же время, как известно, мотивы художественного творчества зачастую не осознаваемы художником, поскольку тайны искусства не поддаются строгому логическому анализу.
Если сравнивать практическую деятельность, научную и художественную деятельность в аспекте замыслов проектов, то в практической деятельности замысел, как правило, вполне конкретен: построить новую гидроэлектростанцию, реорганизовать систему здравоохранения в стране и т.д. Другое дело, что в дальнейшем приходится решать огромную череду вопросов: как это сделать, на какие средства, в какие сроки и т.д. и т.п. Но замысел проекта, повторяем, более или менее конкретен и определяется, в первую очередь, объективными обстоятельствами.
В научном исследовании замысел гораздо менее конкретен. Во-первых, он определяется не только объективными обстоятельствами - потребностями практики в научном обеспечении или логикой развития самой науки, но и субъективными факторами - предшествующим опытом исследователя, его личными вкусами и интересами и т.д.
В художественной же деятельности замысел произведения часто бывает вообще весьма туманным, расплывчатым. Так, А. Михалков-Кончаловский очень образно в воспоминаниях об А.Тарковском сказал о его творчестве: «...мучительный поиск чего-то, словами не выразимого» [25. С. 225].
Но, как сказал поэт, «замысел - еще не точка». Замысел художественного произведения является стимулом, превращающим замысел в действие, дающим художнику возможность перейти к непосредственному процессу художественного творчества.
Выявление противоречия, постановка проблемы.В методологии практической деятельности, в методологии научного исследования выявление противоречия и постановка, формулирование проблемы являются важнейшими этапами проекта. Но имеют ли эти этапы отношение к художественной деятельности? Являются они обязательными этапами в художественном проекте?
Понятно, что литература, театр зачастую прямо направлены на человеческие проблемы - и личные, и общественные: «...Глаголом жги сердца людей». Творчество Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и многих других писателей прямо направлено на человеческие и социальные проблемы. В.Г. Белинский писал, что «поэт мыслит образами, он не доказывает истины, а показывает ее».
В то же время, если задаться вопросом - а какие проблемы ставят, к примеру, пейзажи И. Левитана? Напрямую вроде бы никаких. Они просто изображают природу. Но вот опосредованное влияние этих картин огромно. Они воспитывают любовь к Родине, патриотизм. Грустно-печальные пейзажи И. Левитана способствуют национальной самоорганизации россиянина. Ему как бы вторит А. Блок: Наш путь в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь!
Так что опосредованно даже пейзаж как жанр живописи может быть направлен на человеческие и социальные проблемы.
Искусство отражает, воспроизводит с большей или меньшей степенью опосредованности и условности самые различные сферы природной и социальной действительности, но не в их самом по себе объективном бытии, а относительно к человеческому мироотношению с его ценностными ориентирами. Для искусства характерно целостное отражение объективных качеств вещей в единстве с человеческими духовными, нравственными и эстетическими ценностями.
Но если в практической деятельности, в научном исследовании противоречия и проблемы выявляются и формулируются для дальнейшего их разрешения, то в художественной деятельности противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются и не могут, не должны решаться - это не является прерогативой искусства.
Определение проблематики.Напомним, что определение проблематики в системном анализе дается как выявление возможных последствий создания новой системы для окружающей среды [24]. Естественно, каждый художник, создавая новое произведение, ориентируется в той или иной мере на реципиентов - будущих «потребителей» произведения. Художник, «примеривая на себе», проектирует возможное воздействие своего произведения на других людей.
Но, во-первых, мотивы этой ориентации у разных художников сильно различаются - от стремления понравиться во что бы то ни стало, через стремление быть «оригинальным», хоть и не понятым, до полной независимости своих художественных позиций. Последнее является частным случаем для крупных художников, которые своими произведениями создавали тем самым новые течения в искусстве.
Во-вторых, ожидания, прогнозы художника о воздействии его нового произведения на людей далеко не всегда осуществляются, а иногда авторские ожидания оказываются диаметрально противоположными реальному воздействию на публику. Подчас, даже вызывая общественный скандал, как это, например, произошло с первой картиной импрессионизма «Завтрак на траве» Э. Мане.
Сравнивая практическую, научную и художественную деятельность, в аспекте проблематики можно отметить следующее:
- в научном исследовании ученый не должен ориентироваться на чьи-либо интересы, потребности, он получает объективное новое знание «в чистом виде»;
- в практической деятельности учитываются интересы и потребности «среды» - то есть учитывается возможная реакция тех или иных людей, сообществ на создание новой или изменение, реорганизацию прежней системы;
- в художественной деятельности создание художественного образа непосредственно ориентировано на восприятие людей, но последнее труднопрогнозируемо.
Объект и предмет художественной деятельности. Тема произведения.В методологии научной деятельности объект исследования определяется как та часть объективной реальности, которая противостоит познающему субъекту. Предмет исследования - как та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования опосредован от объекта предшествующими научными теориями и исследовательскими подходами. Тема же научного исследования, как правило, целиком определяется его предметом. Теперь вернемся к художественной деятельности.
Эстетика анализирует универсальное понятие «тема произведения искусства». Кстати, в первоисточнике греческое слово означает предмет. Тема в эстетике определяется как «... положенное в основу произведения искусства содержательное единство, вычлененное из впечатлений действительности и переплавленное эстетическим сознанием и творчеством художника» [20. С. 210]. Темой изображения могут стать различные явления окружающего мира, природы, материальной культуры, социальной жизни, конкретно-исторические события, общечеловеческие духовные проблемы и ценности.
В теме произведения органически слито изображение определенных сторон действительности и их специфическое, свойственное данному художественному сознанию осмысление и оценка.
В эстетике утвердился взгляд, что лишенных темы произведений нет, если, конечно, иметь дело с настоящим искусством, а не с формалистической бессмыслицей. Возьмем, к примеру, «нетипический» вид искусства, как архитектура. О теме в зодчестве можно говорить не только применительно к собственно тематической архитектуре (обелиски, триумфальные арки, мемориалы), но и в отношении других ее типов, в которых, например, определенное соотношение конструктивно-тектонического и декоративно-изобразительного мотивов может выражать тему монументального величия, драматической сжатости, грациозной легкости и т.п.
Понятие художественной темы в эстетике охватывает четыре группы значений.
Понятие объектной темы отнесено к характеристике реальных истоков содержания (тема дворянства и народа, человека и буржуазного мира, интеллигенции и революции, природы и техники и т.д.). Сюда же относятся вечные, общечеловеческие темы: человек и природа, рабство и свобода, любовь и ревность и т.д. В этом значении тема художественного произведения аналогична объекту в научном исследовании.
Культурно-типологическая тема означает содержательную предметность, ставшую художественной традицией мирового или национального искусства. В этом значении тема - это неоднократно воспроизводимые искусством аналогичные социально-психологические коллизии, характеры и переживания, хореографические и музыкальные образы, воплотившиеся в произведениях выдающихся художников, в определенном стиле и направлении искусства, ставшие принадлежностью жанра. Таким образом, в культурно-историческом значении тема (предмет) уже опосредована от объекта прежними традициями, стилями, жанрами и т.п.
Субъектная тема — характерные для данного художника строй чувств, персонажей и проблем (преступление и наказание у Достоевского, столкновение рока и порыва к счастью у Чайковского и т.д.). В этом значении тема (предмет) опосредуется от объекта личной позицией художника.
Конкретно-художественная тема - относительно устойчивая предметность содержания произведения искусства. Конкретно-художественная тема - одна из основных категорий, с помощью которой исследуется неповторимый мир художественного произведения, слитый с пластическим, музыкально-мелодическим, графическим, монументальным, декоративным и т.п. формальным воплощением и проникнутый определенным типом содержательно-эстетического отношения к действительности (трагического, комического, мелодраматического и т.д.). В ней преобразованы аспекты объектной, культурно-типологической и субъектной темы в новое качество, присущее данному произведению данного художника. Таким образом, конкретно-художественная тема является прямым аналогом предмета исследования в методологии научной деятельности.
Определение цели.На основании замысла и темы художник определяет цель как прообраз желаемого художественного результата. Цель является центральным организующим звеном всей его деятельности.
Но характерно, что в художественной деятельности цель весьма подвижна, пластична. Так, многие живописцы утверждают, что их «ведет рука». Первоначально художник-живописец имеет цель, подчас вполне конкретную. Но в дальнейшем «рука уводит» совсем в другое, чем первоначально предполагалось.
Или, к примеру, для кинорежиссера целью является вроде бы экранизация выбранного сценария. Но в ходе работы над фильмом сценарий часто переделывается, перерабатывается. Так, в процессе работы над «Сталкером» А. Тарковский с Аркадием и Борисом Стругацкими переделывали сценарий фильма десять раз!
Или же писатели говорят, что под пером их персонажи начинают «жить своей самостоятельной жизнью» и также уводят от намеченных первоначально сюжетных линий. Конечно, эти выражения нельзя понимать дословно: «рука ведет» и т.д. Просто в художественной деятельности чрезвычайно велика роль импровизации, которая и «уводит» художника от первоначально намеченной цели. Тем не менее, цель, хотя и трансформируется в процессе создания художественного образа, но она неотлучно присутствует в сознании художника и именно она ведет его к желаемому результату.