Введение в методологию научных исследований

 

Диалектика внесла в науку учение о принципах построения, формах и методах научного познания и их организации при изучении теоретической и практической деятельности, именуемое методологией. Определение методологии с философской точки зрения – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Отметим особенно Аристотеля, который подверг анализу принципы построения суждений, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания. Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как «органон» - универсальное орудие истинного познания.

В новое время в качестве образца научной методологии признавались принципы механики, ставшими руководящими для Галилея и Декарта. Декарт (французский философ и математик, 1596 – 1650) развил идею о представлении знаний в виде системы, а не собрания случайных истин, о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии. Декарт считал абсолютно несомненным суждением «мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sun). Cogito – мыслящая субстанция. Основой и образцом метода Декарта является математика

Особая роль в развитии методологии отводится научным трудам Канта, Гегеля, Локка. Г. Гегель (немецкий философ,1770-1831г) трактовал диалектику как умение отыскивать противоположности в самой действительности. Гегель сформулировал закон перехода накопленных количественных изменений в качественные изменения. Гегель определил такие философские категории как качество, количество и мера.

В 20 веке рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобщены и переработаны, обогащены новыми достижениями науки. Этот век отличается ростом методологических исследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике, в науке, технике и в других сферах жизни. Если раньше понятие методология охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то в 20 веке ему соответствует дифференцированная и специализированная область знаний. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего его содержательное основание, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания.

Методология, созданная диалектикой, именуется как всеобщая. Её определение: всеобщая методология – учение о принципах построения, формах, методах и организации научного познания.

Методология, используемая в научных исследованиях прикладного характера, рассматривается как общая, под которой понимается совокупность принципов, методов, приемов, выстроенная их последовательность, определяющая ход и уровень исследований в конкретной области знаний.

Научное познание– это поиск знаний, который осуществляется посредством мышления, владеющего системой знаний. Интеллектуальная деятельность человека, позволяющая совершенствовать познание окружающего мира не как изолированные события, а на основе изучения глубинных связей и закономерностей , рассматривается как системное мышление. Концентрация мышления на одном событии, действительно важном, – это конвергентное мышление. Мышление, охватывающее широкий круг событий, распыляя умственные и физические ресурсы, относят к дивергентному мышлению.

Методология развивается синхронно с развитием науки. Методология организует знания любого характера исследований и при изучении любого объекта. На рис. 1.1. дана укрупненная схема контекста развития и применения методологии.

 

Рис. 1.1. Структура контекста применения методологии

 

В науке сформировался в некотором историческом диапазоне времени ряд методологических подходов и их аппаратной реализации, что и составляет методологию исследования. Наиболее известные и широко применяются в научной деятельности в области экономики и управления следующие методологии:

¾ причинно-следственный подход и его аппаратная реализация, содержащая методы научного познания и факторный анализ;

¾ системный подход и его аппаратная реализация – это системный анализ с привлечением методов исследования операций;

¾ ситуационный подход и его аппаратная реализация –ситуационный анализ с привлечением методов диагностики, прогнозирования, математической статистики и следования операций;

¾ кибернетический подход и его аппаратная реализация – структурный анализ, математическая статистика, методы оптимального управления;

¾ процессный подход и его аппаратная реализация – структурный анализ и методы теории массового обслуживания и математической статистики.