Совет, предложение

Замечание, предупреждение

― Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)...

― К (большому) сожалению (огорчению) должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)...

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходи­мым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:

- Все (вы) обязаны (должны)...

Вам непременно следует поступить так...

— Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать...

Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:

— Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)...

— Разрешите предложить вам...

— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (пред­ложить) вам...

— Я посоветовал бы (предложил бы) вам...

— Я советую (предлагаю) вам...

Обращение с просьбойтоже должно быть деликатным, предель­но вежливым, но без излишнего заискивания:

— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...

— Если вам не трудно (вас это не затруднит)...

— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...

— (Не) могу ли я попросить вас...

— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне... Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:

— Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)...

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

— Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

— Согласен отпустить вас.

— Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете.

При отказе используются выражения:

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.

— В настоящее время это (сделать) невозможно.

— Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой).

— Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.

— Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).

Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно
важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота, рыбалка, выезд на природу, следует приглаше­ние на дачу, в ресторан, сауну. В соответствии с обстановкой меня­ется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобре­тает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер.

Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допуска­ется фамильярный тон выражений, речевая «распущенность».

Немаловажным компонентом речевого этикета является компли­мент.Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппонен­ту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знаком­стве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда при­ятен. Опасен только неискренний, чрезмерно восторженный комплимент, комплимент ради комплимента.

Комплимент относится к внешнему виду адресата, свидетельству­ет о его отличных профессиональных способностях, высокой нрав­ственности, дает общую положительную оценку:

— Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

— Вы не меняетесь (не изменились, не стареете).

— Время вас щадит (не берет).

— Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчи­вы, рассудительны, практичны).

— Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специа­лист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).

— Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хо­зяйство (дело, торговлю, строительство).

— Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людь­ми, организовывать их.

Примеры деловых комплиментов:

1. Знаете, Ваша энергия просто заряжает других!

2. Я поражаюсь Вашему трудолюбию!

3. Смотреть, как Вы работаете, одно удовольствие!

4. Верно говорят, что у Вас золотая голова (руки).

5. Не скромничайте, Ваши способности известны.

6. У Вас энциклопедическая память!

7. Ваша эрудиция просто поразительна!

8. Как Вам удается так располагать к себе людей?

9. Я знал, что Вы тонко и хорошо разбираетесь в людях!

10. Ваша улыбка просто обезоруживает!

11. Всегда бы иметь такого приятного партнера (со­беседника)!

12. До чего же приятно с Вами разговаривать!

13. Общаясь с Вами, можно многому научиться.

14. У Вас поразительная наблюдательность!

15. Меня всегда поражает широта Вашего кругозора!

16. У Вас удивительная способность видеть пре­красное там, где другие ничего не замечают! / Только Вы способны видеть во всем прекрасное.

17. Как Вы смогли воспитать в себе такую сдержан­ность? / Ваша сдержанность вызывает уважение.

18. Я очень признателен Вам за хороший совет, кото­рый помог мне достичь успеха.

Фразы, приглашающие к сотрудничеству (косвенные комплименты):

1. Я жду от Вас предложений.

2. Я уверен в Вашей компетентности.

3. Я надеюсь на Вашу помощь.

4. Ваши рекомендации будут необходимы.

5. Я знаю, что Вы дадите самый лучший совет (вари­ант).

6. Изложите, пожалуйста, Ваше мнение.

7. Как бы Вы предложили решать этот вопрос?

8. Какие могут быть, по Вашему мнению, варианты действий в этой сложной ситуации.

9. Что для Вашей компании было бы более приемлемо в этом случае?

10.Уверен, что Вы знаете, как лучше действовать, чтобы восстановить наши хорошие отношения.

11.При совместных усилиях мы получим большую прибыль и сэкономим время. Какие у Вас идеи ПО координации действий?

12.Благодаря Вашим идеям мы обойдем конкурентом, Что еще мы можем решить на будущее?

13.Наверняка у Вас в запасе есть несколько вариантов.

14.Как бы нам объединить наши усилия и таланты?

Фразы, выражающие сочувствие, участие (скрытые комплименты):

1. Я знаю Ваши проблемы.

2. Вам трудно мне объяснить детали, пока эмоции
накалены.

3. Мне близки Ваши заботы.

4. Сложно сохранять спокойствие в этой ситуации.

5. Мне понятна Ваша проблема (претензия).

6. Если бы решение этого вопроса зависело от меня,
то я бы сделала все возможное.

7. Мне понятно Ваше раздражение.

8. Я сожалею (сочувствую), что так получилось.

9. Я знаю, как это неприятно.

10. Извините, что так получилось.

11. Я очень хочу Вам помочь, но не знаю, с чего начать.

12. Понимаю, что Вам это неприятно.

13. Как бы я хотела быстро Вам помочь.

14. Сожалею, что доставил Вам неудобства.

15. Понимаю, как для Вас это было важно, и сожалею, что мы не можем полностью выполнить свои обя­зательства.

16. Вы правы, выражая так свои чувства.

17. Как бы я хотел, чтобы этого с Вами не про­изошло.