Совет, предложение
Замечание, предупреждение
― Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)...
― К (большому) сожалению (огорчению) должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)...
Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:
- Все (вы) обязаны (должны)...
—Вам непременно следует поступить так...
— Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать...
Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:
— Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)...
— Разрешите предложить вам...
— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам...
— Я посоветовал бы (предложил бы) вам...
— Я советую (предлагаю) вам...
Обращение с просьбойтоже должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:
— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...
— Если вам не трудно (вас это не затруднит)...
— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...
— (Не) могу ли я попросить вас...
— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне... Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:
— Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)...
Согласие, разрешение формулируется следующим образом:
— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).
— Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).
— Согласен отпустить вас.
— Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете.
При отказе используются выражения:
— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.
— В настоящее время это (сделать) невозможно.
— Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой).
— Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.
— Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).
Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно
важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота, рыбалка, выезд на природу, следует приглашение на дачу, в ресторан, сауну. В соответствии с обстановкой меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер.
Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая «распущенность».
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент.Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний, чрезмерно восторженный комплимент, комплимент ради комплимента.
Комплимент относится к внешнему виду адресата, свидетельствует о его отличных профессиональных способностях, высокой нравственности, дает общую положительную оценку:
— Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.
— Вы не меняетесь (не изменились, не стареете).
— Время вас щадит (не берет).
— Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).
— Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).
— Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).
— Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
Примеры деловых комплиментов:
1. Знаете, Ваша энергия просто заряжает других!
2. Я поражаюсь Вашему трудолюбию!
3. Смотреть, как Вы работаете, одно удовольствие!
4. Верно говорят, что у Вас золотая голова (руки).
5. Не скромничайте, Ваши способности известны.
6. У Вас энциклопедическая память!
7. Ваша эрудиция просто поразительна!
8. Как Вам удается так располагать к себе людей?
9. Я знал, что Вы тонко и хорошо разбираетесь в людях!
10. Ваша улыбка просто обезоруживает!
11. Всегда бы иметь такого приятного партнера (собеседника)!
12. До чего же приятно с Вами разговаривать!
13. Общаясь с Вами, можно многому научиться.
14. У Вас поразительная наблюдательность!
15. Меня всегда поражает широта Вашего кругозора!
16. У Вас удивительная способность видеть прекрасное там, где другие ничего не замечают! / Только Вы способны видеть во всем прекрасное.
17. Как Вы смогли воспитать в себе такую сдержанность? / Ваша сдержанность вызывает уважение.
18. Я очень признателен Вам за хороший совет, который помог мне достичь успеха.
Фразы, приглашающие к сотрудничеству (косвенные комплименты):
1. Я жду от Вас предложений.
2. Я уверен в Вашей компетентности.
3. Я надеюсь на Вашу помощь.
4. Ваши рекомендации будут необходимы.
5. Я знаю, что Вы дадите самый лучший совет (вариант).
6. Изложите, пожалуйста, Ваше мнение.
7. Как бы Вы предложили решать этот вопрос?
8. Какие могут быть, по Вашему мнению, варианты действий в этой сложной ситуации.
9. Что для Вашей компании было бы более приемлемо в этом случае?
10.Уверен, что Вы знаете, как лучше действовать, чтобы восстановить наши хорошие отношения.
11.При совместных усилиях мы получим большую прибыль и сэкономим время. Какие у Вас идеи ПО координации действий?
12.Благодаря Вашим идеям мы обойдем конкурентом, Что еще мы можем решить на будущее?
13.Наверняка у Вас в запасе есть несколько вариантов.
14.Как бы нам объединить наши усилия и таланты?
Фразы, выражающие сочувствие, участие (скрытые комплименты):
1. Я знаю Ваши проблемы.
2. Вам трудно мне объяснить детали, пока эмоции
накалены.
3. Мне близки Ваши заботы.
4. Сложно сохранять спокойствие в этой ситуации.
5. Мне понятна Ваша проблема (претензия).
6. Если бы решение этого вопроса зависело от меня,
то я бы сделала все возможное.
7. Мне понятно Ваше раздражение.
8. Я сожалею (сочувствую), что так получилось.
9. Я знаю, как это неприятно.
10. Извините, что так получилось.
11. Я очень хочу Вам помочь, но не знаю, с чего начать.
12. Понимаю, что Вам это неприятно.
13. Как бы я хотела быстро Вам помочь.
14. Сожалею, что доставил Вам неудобства.
15. Понимаю, как для Вас это было важно, и сожалею, что мы не можем полностью выполнить свои обязательства.
16. Вы правы, выражая так свои чувства.
17. Как бы я хотел, чтобы этого с Вами не произошло.