Вопрос 4.

Конституция, отдавая дань японскому традиционализму, на первое место ставит императора, ему посвящено 8-мь статей, но уже в ст.1 говорится, что император является символом единства нации, его статус определяется народом, которому принадлежит суверенитет, таким образом, уже в первой статье подчеркивается, что это только номинальный глава государства, действительно объединяющий японский народ.

Действует салическая система престолонаследия, эта система полностью исключает из круга престолонаследников женщин, если в семействе имеется несколько семей, то вполне естественно, что престолонаследником является старший, год вступления наследника в должность объявляется новой эрой и с этого года начинается новое летоисчисление. Напр., император Хирохито вступил на престол в 1926-ом году, была объявлена новая эра - эра Села (эра лучезарного мира) и все дети, которые родились после 1 января 1926-го года, им будут писать в свидетельстве о рождении 1 января 1 года эры Селы. Это показывает, что император до сих пор обожествляется.

А если нет наследника? Дворец императора Окохито неоднократно объявлял, что его величество ждет наследника, но он все не появляется и не появляется. И если он не появится, то право избрать нового монарха предоставляется парламенту, он избирает мужчину и положит начало совершенно новой династии. Но в прессе Японии идут дискуссии, а не изменить ли конституцию, чтобы правом императорства обладали женщины.

Во-вторых, Император Японии политикой не занимается.

В-третьих, обладает формальными полномочиями. В Японии премьер-министра избирает парламент, и такой премьер просто навещает императора, отдает долг вежливости и говорит: "Я избран премьером и приступают к формированию правительства". Император отвечаю: "Желаю успехов".

Император только по предложению кабинета назначает главного судью верховного суда. Формально утверждает сформированное правительство, но ни имеет права вносить изменения. Только по предложению кабинета назначает чрезвычайных и полномочных послов. Только по рекомендации кабинета принимает верительные грамоты.

В области внешних сношений император имеет право только высказывать свое мнение по тем или иным принципиальным вопросам, но мнение это формируется кабинетом. По предложению правительства он созывает парламент на сессии и по предложению правительства распускает палату представителей. Подписывает проекты закона только после министерской скрепки, т.е. первую подпись ставит министр, который будет исполнять этот закон, потом подпишет проект премьер-министр, и подпись императора третья по счету.

Всеми делами императорского двора ведает совет императорского двора, в состав которого входят ближайшие родственники монарха и обязательно премьер-министр, они осуществляют управление всеми делами императора. Когда на престол взошел император Окохито, он неожиданно совершил визит почти во все страны тихоокеанского бассейна, такого в послевоенной истории Японии не было, чтобы монарх официально посещал зарубежные страны.

Т.к. монарх фигура декоративная, то он за свои действия ответственности не несет.

Парламент в Японии является самым квалифицированным и профессиональным в мире. В 2000-ом году был принят закон, согласно которому в палате представителей не может быть более 500-т депутатов, независимо от численности населения. Избираются на основании мажоритарной системы относительного большинства по партийным спискам. Избирательным пассивным правом обладает любой гражданин Японии. Срок действия палаты представителей 4-ре года.

Существует и верхняя палата - палата советников (252 чела), избирается на 6-ть лет, но каждые 3-и года обновляется наполовину, кандидаты должны быть не моложе 35-ти лет. Избираются по мажоритарной системе относительного большинства.

В Японии применяется система залога - в палату советников 2 миллиона йен, в палату представителей 3 миллиона йен, если кандидат не набирает достаточного количества голосов, то эти деньги достаются государству. Этот институт очищает выборы от недобросовестных кандидатов, от самовыдвиженцев и просто выскочек.

У них процедура выборов исключительно цивилизованная. Никто не вправе высказываться против соперников, нужно повышать свой рейтинг, не понижая рейтинг других. На телевидении дается всего 3-и минуты (каждому кандидату на халяву), и купить дополнительное время нельзя никому.

Организационная структура парламента. Формируются определенные рабочие органы, избирают председателя палаты представителей, его заместителей, генерального секретаря (он не является депутатом), спикера. Такие же органы формируются и в палате советников.

Вторая группа органов формируется по четкому партийному принципу (большинство, меньшинство, средняя партия). Постоянные комитеты - в каждой палате создается от 12-ти до 18-ти комитетов.

Причины квалифицированности японского парламента:

1. Все депутаты обязаны приступить к повышению юридической квалификации сразу после избрания.

2. Библиотека парламента Японии насчитывает около 4-х миллионов книг по специальности, и около 2000-ч диссертаций, причем благодаря компьютеризации, депутаты быстро получают любую интересующую их справку. В библиотеке работает несколько тысяч работников, которые делают рефераты для депутатов и готовят проекты выступлений для депутатов (с учетом индивидуальных выражений, оборотов, дикции и т.д.).

3. Каждый депутат имеет по двое помощников, которые также высоко квалифицированны.

Полномочия парламента:

1. Осуществление законодательной деятельности.

2. Утверждение бюджета.

3. Избрание премьер-министра.

4. Осуществление контрольных полномочий.

Законодательный процесс очень напоминает американский:

1. Выявление объективной необходимости в принятии закона, поэтому законы в Японии очень эффективны.

2. Обсуждение проекта закона, точно выделяется три чтения.

3. Голосование по регламенту. Голосуют поименно, к бюллетеню, каждый обязан прикрепить свою визитную карточку и опускать бюллетень с визиткой. Второй способ, при помощи электронной техники. Третий - путем вставания, хотя по существу, вставание - это опрос.

Между палатами японского парламента могут возникать разногласия:

1. По кандидатуре премьер-министра - кандидатом считается тот, кого выдвинула палата представителей, но если палата советников выдвинула своего кандидата, могут возникнуть проблемы.

2. Проект бюджета вносится только в палату представителей. Если в течение 30-ти дней палата советников не высказалась по бюджету, то решение палаты представителей считается окончательным. Во всех других случаях создается согласительная комиссия или вето палаты советников преодолевается палатой представителей большинством в 2/3 голосов.

Контрольные полномочия японского парламента:

1. Утверждение программы правительства - если его программа не утверждается, правительство обязано уйти в отставку

2. Обычные депутатские вопросы - они могут быть адресованы, в основном, членам правительства и премьер-министру, ответ дается немедленно, а если требуется дополнительная информация, то ответ даётся в течение трех дней.

3. Депутатский запрос - адресуется всем должностным лицам страны, за исключением императора и самих депутатов. Если поступил запрос, то мало дать на него исчерпывающий ответ, обязательно по запросу в парламенте начинаются дебаты и выносится резолюция (одобрение деятельности правительства, или порицание деятельности коллегиального органа или конкретного должностного лица).

4. Право выносить вотум недоверия правительству - если правительство не смогло разработать хороший бюджет и ему выносится вотум недоверия парламентом, оно должно сразу же уйти в отставку. Во всех случаях либо правительство уходит в отставку, либо назначаются новые выборы в палату представителей.

Высшим исполнительным органом государственной власти является кабинет правительства. В Японии удивительно компактное правительство (премьер, и 12-ть министров, и 8-мь государственных министров). Государственные министры - это министры без портфелей. Там тщательно соблюдается этикет, каждый одевается соответственно своему должностному положению. И по одежде можно отличить обычных министров и государственных министров и т.д.

Министры в Японии не специалисты в соответствующих отраслях и сферах управления, они политики и представляют интересы своей партии, у каждого министра есть административный заместитель, который действительно профессионал в своей сфере.

Премьер-министр прямо избирается парламентом. В состав правительства не входит министр обороны и министр внутренних дел, и в законе о правительстве Японии записано, что туда не могут входить лица, зараженные фашисткой и милитаристской идеологией, т.е. правительство в силу ст.9 Конституции должно быть полностью гражданским.

Осуществление делегированного законодательства - парламент принимает рамочный закон, в нём перечислены вопросы, по которым правительство имеет право принимать декреты, имеющие силу закона. Как любое правительство, правительство Японии координирует деятельность министерств и ведомств.

Правительство разрабатывает проект бюджета. В Японии выделяются правительственные законопроекты, раз они правительственные, то им отдается приоритет, они рассматриваются вне очереди, а если имеется инициативный законопроект который исходит, например, от депутатов, то он откладывается на второй план.

Правительство Японии обеспечивает охрану законности и правопорядка. Обеспечивает оборону Японии, для этого содержит войска самообороны. Правительство Японии полностью самостоятельно осуществляет внешнюю политику. Премьер-министр подписывает и межгосударственные и межправительственные соглашения. Первые соглашения подлежат ратификации, вторые - не подлежат ратификации. Поэтому правительство Японии может назвать любое соглашение межправительственным, даже если оно регулирует многосторонние отношения, и обойтись без ратификации соглашения парламентом.

За свою деятельность правительство несет коллегиальную ответственность. Т.е. если хотя бы только одному премьер-министру выражается недоверие, то все правительство уходит в отставку.

Верховный суд. Главный судья верховного суда назначается императором по представлению кабинета правительства. 14-ть судей верховного суда назначаются кабинетом. Требования к кандидатам:

· Должны быть выдающимися знатоками национального и международного права.

· Иметь не менее 10-летнего стажа практической работы в органах суда или прокуратуре.

· Нравственных требований к судьям не предъявляется.

В Японии есть интересная особенность. Каждые 10-ть лет проводится референдум по всем членам верховного суда, избиратели подтверждают их полномочия или высказываются против дальнейшей их деятельности. Референдум проводится по каждому члену персонально. Судьи верховного суда народу известны, а если неизвестны, то человек голосует по общему своему отношению к суду. Это самый эффективный способ контроля за верховным судом.

В Японии действует только исковое судопроизводство, по вопросу о признании того или иного закона неконституционным. Это означает, что любой поданный Японии (юридическое или физическое лицо) могут обратиться в окружной суд с иском о признании того или иного закона неконституционным. Окружной суд рассматривает это дело и выносит предварительное решение (напр., признает закон неконституционным) и передает материалы дела в верховный суд, решение которого является окончательным.

Существует мнение, что верховный суд консервативен, и что за всю историю существования, он удовлетворил всего несколько исков о признании закона неконституционным, но это объясняется только высокой квалификацией парламента и законодательства Японии.