Этико-правовые основы деятельности государственных служащих

Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранитель­ная. Специфика организации и функционирования каждого из видов государственной службы устанавливается федеральным за­коном. Специфика организации гражданской службы отражена Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданс­кой службе Российской Федерации». Военная и правоохрани­тельная служба до принятия федеральных законов регулируется Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов Российской Федерации.

Общие принципы. Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения госу­дарственных служащих»3 определены нравственные ориентиры служебного поведения на государственной службе. Указ содержит не только конкретные правовые нормы, но и устанавливает своего рода нравственные границы, которые государственный служащий не должен нарушать. Общие принципы, представлен­ные в Указе, закладывают основы поведения государственных служащих, которыми они обязаны руководствоваться при испол­нении должностных (служебных) обязанностей.

Государственные служащие, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффектив­ной работы государственного органа. Государственный служащий обязан осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа.

Возведение обозначенного этического принципа в разряд зако­нодательных предписаний отражает требования ст. 4 Конституции РФ, в которой закрепляется верховенство Конституции РФ и фе­деральных законов на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В основу деятельности государственного служащего должен быть положен принцип законности. Принцип законности направлен на обеспечение точного соблюдения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов всеми органами государственного управления, должностными лицами и государственными служащими, обеспе­чивает стабильность, согласованность и единство действий органов государственного управления, единство и целостность экономи­ческого и правового пространства Российской Федерации.

Каждый конкретный государственный служащий обязан защи­щать верховенство Конституции РФ и федеральных законов, осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках полно­мочий государственных органов, должностных обязанностей, установленных должностным регламентом, соблюдать установ­ленные законами запреты и ограничения.

Следующее этическое предписание обязывает государствен­ного служащего исходить из того, что признание, соблюдение и за­щита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и каждого конкретного государственного служащего.

Конституцией РФ (ст. 2) человек, его права и свободы призна­ются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина отражает требования Венской Всемирной конференции по правам че­ловека, общечеловеческих стандартов прав и свобод личности.

Обязательность признания, соблюдения и защиты прав и сво­бод человека и гражданина проистекает из ст. 18, 45, 46 Конституции РФ. Именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов государственного управления. А государственная служба как социальный и публич­но-правовой институт призван при реализации функций органов государственного управления обеспечивать признание, соблюде­ние и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину Рос­сийской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод. Государственные служащие в рамках полномочий орга­нов государственного управления обязаны содействовать граж­данам в реализации их прав. Обязанностью органов государст­венного управления, государственных служащих является своев­ременное рассмотрение обращений граждан. Это право граждан обусловлено Конституцией РФ (ст. 33), в соответствии с кото­рой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об­ращения в государственные органы. Очень важной в этой связи является проблема правового регулирования на законодательном уровне порядка рассмотрения обращений и заявлений граждан. В настоящее время эти вопросы регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»'. (Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обраще­ний граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060).

Государственный орган или должностное лицо:

• обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

• запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

• принимает меры, направленные на восстановление или за­щиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

• дает письменный ответ по существу поставленных в обра­щении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ (не указаны обратный адрес заявителя, заявление не поддается прочтению и дру­гие случаи);

• уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответст­вии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный ор­ган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письмен­ного обращения. В исключительных случаях руководитель госу­дарственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмот­рения гражданина, направившего обращение.

Личный прием граждан в государственных органах проводит­ся их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Содержание устного обращения заносится в карточку лично­го приема гражданина. В случае, если изложенные в устном об­ращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согла­сия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу пос­тавленных в обращении вопросов.

Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлен порядок обжалования в суде действий, нарушающих права и законные интересы граждан.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание еще одного тре­бования к служебному поведению государственных служащих. Государственные служащие не должны оказывать предпочте­ния каким-либо профессиональным или социальным группам и ор­ганизациям, должны быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций. Указанный принцип отражает требования целого ряда статей Конституции РФ. А именно: каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает всеми правами и свобо­дами (ст. 6), все равны перед законом и судом (ст. 19), общест­венные объединения равны перед законом (.13), религиозные объединения равны перед законом (ст. 14), осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17) и целый ряд других статей Конституции РФ.

 

Государственные служащие обязаны проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения. В силу публичного характера про­фессиональной служебной деятельности государственным слу­жащим приходится общаться с самыми разными людьми, осу­ществлять различного рода взаимодействия. Это порождает оп­ределенные требования к навыкам общения и правилам делового этикета у государственных служащих. Знание правил делового этикета, умение их применять в конкретных служебных и внеслужебных ситуациях способствуют не только формирова­нию положительного имиджа государственных служащих, авто­ритета государственной службы, но и оказывают влияние на эф­фективность государственного управления в целом.

Государственные служащие обязаны соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений. Государственным служащим запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, рели­гиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организаци­ям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Государственным служащим запре­щается создавать в государственных органах структуры полити­ческих партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

Государственные служащие обязаны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социаль­ных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Государство гарантирует ра­венство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, националь­ной, языковой или религиозной принадлежности (Конституция РФ, ст. 19). Учитывая, что Россия является полиэтническим го­сударством, в котором представлены различные религии и ре­лигиозные направления, государственные служащие обязаны проявлять определенную гибкость в вопросах консолидации российского общества, особенно если это касается националь­ных или религиозных вопросов.

Государственные служащие обязаны соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих. Федераль­ным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской служ­бе» (ст. 16, 17, 18) устанавливаются ограничения, запреты и тре­бования к служебному поведению гражданских служащих.

Указом № 885 «Об утверждении общих принципов служебно­го поведения государственных служащих» устанавливается также ряд требований к действиям государственного служащего, кото­рые могут препятствовать добросовестному исполнению служеб­ных обязанностей или компрометировать государственного слу­жащего. А именно, государственный служащий обязан:

• исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, Препятствующих добросовестному исполнению должност­ных (служебных) обязанностей;

• воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а так­же избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

• не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органи­заций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся.

Целый ряд требований, содержащихся в Указе № 885, касает­ся публичных выступлений государственных служащих.

Государственные служащие обязаны воздерживаться от пуб­личных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельнос­ти государственных органов, их руководителей, если это не входит в их должностные (служебные) обязанности. Обозначенный зап­рет подкрепляет принцип политической нейтральности государ­ственного служащего. Как гражданин государственный служа­щий имеет право состоять в политической партии, имеет право иметь свою точку зрения о политических процессах, о деятель­ности органов государственной власти, о деятельности руково­дителей. В то же время государственный служащий должен уметь дистанцироваться от политических пристрастий и публич­ной критики в адрес органов государственной власти и должнос­тных лиц. На государственной службе исключается так называе­мое «бегство к общественности» даже в тех случаях, когда исчер­паны все возможные методы и средства урегулирования сложившейся конфликтной ситуации.

Государственные служащие обязаны соблюдать установлен­ные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Конституцией РФ закрепляется право граждан на достоверную информацию, зат­рагивающую их права и свободы (ст. 24), о фактах и обстоятель­ствах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41), о состоя­нии окружающий среды (ст. 42). В обязанности государственных служащих входит не просто предоставлять информацию, но и умело сочетать предъявляемые к этому требования: сообщать информацию, но в то же время сохранять государственную, слу­жебную и иную охраняемую законом тайну. Государственные служащие в публичных выступлениях, при предоставлении ин­формации обязаны не разглашать сведения, составляющие госу­дарственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство. Государственные служащие обязаны воздержи­ваться в публичных выступлениях, в том числе в средствах мас­совой информации, от обозначения в иностранной валюте (ус­ловных денежных единицах) стоимости на территории Российс­кой Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы Российской Федерации, размеров государственных и му­ниципальных заимствований, государственного и муниципаль­ного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательст­вом Российской Федерации, международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота.

Государственные служащие обязаны уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по ин­формированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содейст­вие в получении достоверной информации. Федеральным законом от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой ин­формации», Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информа­ции»2 регулируются отношения, возникающие в связи с распрост­ранением информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

В целях обеспечения реализации прав граждан и организа­ций на доступ к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти Постановлени­ем Правительства РФ от 12.02.2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и фе­деральных органов исполнительной власти»3 утверждается пе­речень сведений о деятельности Правительства Российской Фе­дерации и федеральных органов исполнительной власти, обяза­тельных для размещения в информационных системах общего пользования.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 98 федераль­ные органы исполнительной власти обязаны:

• обеспечивать доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной влас­ти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным Поста­новлением;

• своевременно и регулярно размещать указанные информа­ционные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет;

• систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Государственные служащие обязаны при угрозе возникновения конфликта интересовситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение дол­жностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непос­редственному руководителю и выполнять его решения, направлен­ные на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов. Конфликт интересов на государственной службе нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп. Это сложное социальное явление, в основе которого находится мно­жество различных факторов объективного и субъективного свой­ства, определенных условий исполнения государственными слу­жащими должностных обязанностей, институциональных пог­решностей в организации государственной службы.

Государственная гражданская служба. К требованиям к слу­жебному поведению гражданского служащего (ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») добавляются конкретные запреты, свя­занные с прохождением гражданской службы (ст. 17 Федераль­ного закона № 79-ФЗ).

Гражданскому служащему запрещается состоять членом орга­на управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Под коммерческой организацией следует понимать организа­ции, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие эту прибыль между участ­никами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГК РФ, ст. 50).

Гражданским служащим не запрещено участвовать на плат­ной основе в органе управления некоммерческой организации. Под некоммерческими организациями следует понимать органи­зации, не преследующие в качестве цели извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создавать­ся в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотво­рительных и иных фондов, а также в других формах, предусмот­ренных законом (ГК РФ, ст. 50).

Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

• избрания или назначения на государственную должность;

• избрания на выборную должность в органе местного самоуп­равления;

• избрания на оплачиваемую выборную должность в органе про­фессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе. Государственные должности Российской Федера­ции и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для не­посредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и должностных лиц. А также дол­жности, устанавливаемые конституциями (уставами), зако­нами субъектов Российской Федерации для непосредствен­ного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Не все государственные должности являются должностями го­сударственной службы. Указом Президента РФ от 11.01.1995 г. № 32 утвержден сводный перечень государственных должностей РФ. К государственным должностям отнесены такие должности, как: Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председа­тель Счетной палаты, аудитор Счетной палаты и целый ряд других государственных должностей Российской Федерации, которые не являются должностями государственной службы. Лица, замещающие перечисленные в Указе № 32 государственные должности, не являются по статусу государственными служащими.

Реестр должностей федеральной государственной службы об­разуют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни типовых воинских должностей, переч­ни должностей правоохранительной службы. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей феде­ральной государственной гражданской службы» устанавливается перечень должностей федеральной государственной гражданской службы. Перечни воинских должностей и перечни должностей правоохранительной службы будут утверждены указами Прези­дента РФ после принятия федеральных законов о военной и правоохранительной государственной службе.

Реестрами субъектов Российской Федерации установлены пе­речни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Государственные служащие могут совмещать деятельность на должностях государственной гражданской службы и государственных должностях только в случаях, предусмотренных указом Президента РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления включены муниципальные должности, замеща­емые на основе выборов:

• депутаты — члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутриго­родской территории города федерального значения;

• должностные лица местного самоуправления — выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного само­управления;

• выборные должностные лица местного самоуправления — должностные лица местного самоуправления, избирае­мые на основе всеобщего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

• члены выборного органа местного самоуправления — вы­борные должностные лица органа местного самоуправле­ния, сформированного на муниципальных выборах.

Гражданские служащие не могут одновременно находиться на гражданской службе и замещать вышеобозначенные муниципальные должности.

Гражданским служащим запрещается осуществлять предпри­нимательскую деятельность. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринима­теля (ст. 23 ГК РФ).

Гражданские служащие не могут в качестве индивидуального предпринимателя заниматься производством, приобретением и реализацией товаров, оказанием услуг. Гражданские служащие в связи с предпринимательской деятельностью не могут владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (здания, оборудова­ние, земельные участки и др.). Гражданским служащим запре­щено получать доходы от предпринимательской деятельности.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности при отсутствии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является уголовным преступлением (ст. 289 УК РФ).

В то же время гражданским служащим не запрещается зани­маться производством, приобретением и реализацией товаров, оказанием услуг в качестве наемного работника в коммерческой организации.

Гражданским служащим запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данный запрет приз­ван предупредить возможный конфликт интересов гражданского служащего и, как следствие, злоупотребление должностным положением.

Поверенным согласно ст. 971 ГК РФ следует считать сторону договора поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают не­посредственно у доверителя.

Коммерческим представителем является лицо, постоянно и са­мостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской дея­тельности. Коммерческое представительство осуществляется на ос­новании договора, заключенного в письменной форме и содержа­щего указания на полномочия представителя, а при отсутствии та­ких указаний — также и доверенности (ГК РФ, ст. 184).

Доверенностью признается письменное уполномочие, выда­ваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляе­мым непосредственно соответствующему третьему лицу (ГК РФ, ст. 185). Если доверенность адресована государственному органу, в котором поверенный состоит на гражданской службе, или третьим лицам, подчиненным и подконтрольным гражданскому служащему, она является недействительной. В иных структурах гражданский служащий может выступать представителем при со­вершении сделки, если сделка не подпадает под признаки пред­принимательской деятельности.

Гражданским служащим запрещается получать в связи с испол­нением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаг­раждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировка­ми и с другими официальными мероприятиями, признаются со­ответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в го­сударственный орган, в котором он замещает должность граждан­ской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.

Дарением признается безвозмездная передача или обязательс­тво передачи другой стороне (одаряемому) вещи в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождение или обязательство освободить от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ГК РФ, ст. 572).

Подарок можно рассматривать как безвозмездную передачу гражданскому служащему физическим или юридическим лицом материальных и имущественных ценностей, а также освобожде­ние от имущественных обязательств.

Указанный запрет также включает в себя оказание каких-ли­бо услуг гражданскому служащему, предоставление кредитов и ссуд по заниженным процентам, передачу в пользование квар­тир, домов, автомобилей, оплату отдыха и лечения и другие виды вознаграждения.

Гражданским служащим не запрещается принимать подарки как частным лицам, т. е. не в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей.

Вознаграждение считается принятым в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей в следующих случаях:

• если в документах, сопутствующих вознаграждению (дого­вор дарения, договор на приобретение имущества и Другие документы) или подарке будет указана должность граждан­ского служащего;

• вознаграждение вручено по месту работы или во время ме­роприятий, на которых должностное лицо представляет соответствующий государственный орган;

• если установлена прямая или косвенная взаимосвязь между интересами дарителя и действиями гражданского служаще­го в связи с исполнением им своих должностных обязан­ностей.

Получение указанных вознаграждений близкими родственни­ками (супруга, родители, дети) в связи с должностным положением гражданского служащего также может быть расценено как нарушение установленного запрета.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с про­токольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муници­пальной собственностью и передаются муниципальным служа­щим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы.

Согласно ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключе­нием обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Гражданский служащий в связи с протокольными мероприятия­ми может получить подарок, стоимость которого не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Гражданским служащим запрещается выезжать в связи с ис­полнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц. Исключение сос­тавляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государст­венной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международ­ными и иностранными организациями.

Цель установления данного запрета заключается в обеспече­нии независимости государственных органов от граждан, организаций, отношениями которых они управляют.

Гражданским служащим запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства ма­териально-технического и иного обеспечения, другое государствен­ное имущество, а также передавать их другим лицам.

Под рабочим местом гражданского служащего рассматривается оснащенная необходимыми организационными и техническими средствами пространственная зона. Использование не по назначе­нию оргтехники, средств коммуникаций, иных средств и имущест­ва может быть расценено как причинение ущерба работодателю.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для ра­ботодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества (ст. 238 ТК РФ).

За причиненный ущерб гражданский служащий несет матери­альную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной мест­ности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Федеральным законом может быть установлен особый поря­док определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

В настоящее время особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба и его возмещения на государственной службе не установлен, вследствие чего возможно ис­пользование положений трудового законодательства (ст. 247, 248 ТК РФ), регулирующих данный вопрос.

Гражданским служащим запрещается разглашать или исполь­зовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, став­шие ему известными в связи с исполнением должностных обязан­ностей.

Согласно Конституции РФ (ст. 23) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Гражданскому служаще­му запрещено разглашать ставшие ему известными в связи со служебной деятельностью сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Федеральным законом от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государ­ственной тайне» определен состав сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. К государственной тайне могут быть отнесены сведения в военной области, в сфе­ре экономики, науки и техники, внешней политики, разведыва­тельной и оперативной розыскной деятельности, контрразвед­ки. Федеральным законом № 5485-1 определен также порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и целый ряд других вопросов.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении зако­нодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Гражданские служащие, допущенные к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут ответст­венность в соответствии с действующим законодательством.

Руководителем государственного органа определяется состав служебной тайны, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну состав­ляет несекретная информация, касающаяся деятельности государственного органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функционирования государственного органа.

Порядок предоставления информации гражданам, круг сведе­ний, не подлежащих предоставлению, порядок защиты информации, а также целый ряд других вопросов регламентируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:

• на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой инфор­мации;

• соблюдение конфиденциальности информации ограничен­ного доступа;

• реализацию права на доступ к информации. Обладатель информации, оператор информационной системы

в случаях, установленных законодательством Российской Феде­рации, обязаны обеспечить:

• предотвращение несанкционированного доступа к инфор­мации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

• своевременное обнаружение фактов несанкционированно­го доступа к информации;

• предупреждение возможности неблагоприятных последст­вий нарушения порядка доступа к информации;

• недопущение воздействия на технические средства обра­ботки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

• возможность незамедлительного восстановления информа­ции, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

• постоянный контроль за обеспечением уровня защищен­ности информации.

В то же время государственные органы, гражданские служа­щие не имеют права ограничивать доступ граждан:

• к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение органов местного са­моуправления;

• информации о состоянии окружающей среды;

• информации об органах местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведе­ний, составляющих государственную или служебную тайну);

• информации, накапливаемой в открытых фондах библио­тек, музеев и архивов, а также в государственных, муници­пальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физичес­ких лиц) и организаций такой информацией;

• иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы обязаны обеспечивать доступ к ин­формации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российс­кой Федерации в соответствии с федеральными законами, зако­нами субъектов Российской Федерации. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 «Об утвержде­нии Перечня сведений конфиденциального характера» к сведе­ниям конфиденциального характера отнесены:

• сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведе­ний, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

• сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводст­ва, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федераль­ным законом от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголов­ного судопроизводства» и другими нормативными правовы­ми актами РФ;

• служебные сведения, доступ к которым ограничен органа­ми государственной власти в соответствии с ГК РФ и феде­ральными законами (служебная тайна);

• сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституци­ей РФ и федеральными законами (врачебная, нотариаль­ная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных пе­реговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

• сведения, связанные с коммерческой деятельностью, дос­туп к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и феде­ральными законами (коммерческая тайна);

• сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации ин­формации о них.

Разглашение, передача или утечка информации, которая яв­ляется конфиденциальной, влечет за собой дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина гражданские служащие, работающие с персональными данными государственных гражданских служащих, обязаны соблюдать об­щие требования, установленные трудовым законодательством и Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональ­ных данных».

При передаче персональных данных гражданского служащего должны соблюдаться следующие требования:

• не сообщать персональные данные гражданского служаще­го третьей стороне без его письменного согласия. Исключе­ние составляют случаи, когда это необходимо в целях пре­дупреждения угрозы жизни и здоровью муниципального служащего, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами;

• не сообщать персональные данные гражданского служаще­го в коммерческих целях без его письменного согласия;

• предупреждать лиц, получающих персональные данные гражданского служащего, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные граж­данского служащего, обязаны соблюдать режим секретнос­ти (конфиденциальности);

• осуществлять передачу персональных данных гражданского служащего в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись;

• разрешать доступ к персональным данным гражданских служащих только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные гражданских служащих, которые необходимы для выполнения конкретных функций;

• не запрашивать информацию о состоянии здоровья граж­данского служащего, за исключением случаев, установлен­ных Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (п. 4. ч. 1 ст. 13), которые относятся к вопросу о возможности выполнения гражданским служа­щим трудовых функций;

• передавать персональные данные гражданского служащего его представителям в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту ин­формацию только теми персональными данными граждан­ского служащего, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получе­ние, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными закона­ми, а также привлекаются к гражданско-правовой, администра­тивной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 90 ТК РФ).

Гражданским служащим запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных орга­нов, их руководителей, включая решения вышестоящего государст­венного органа либо государственного органа, в котором гражданс­кий служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. Данным запретом определены границы лояльности гражданского служащего к государственному органу или руководителю. Если гражданский служащий не разделяет политику своего руководителя, недово­лен ситуацией, которая складывается в государственном органе, в котором он работает, он должен уйти с государственной служ­бы. «Вынесение сора из избы» не лучший способ выхода из кон­фликтной ситуации, а свои интересы и права гражданский слу­жащий может отстаивать в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Гражданским служащим запрещается принимать без письмен­ного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных госу­дарств, международных организаций, а также политических пар­тий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Получение наград или почетных званий от иностранных госу­дарств и международных организаций означает определенные заслуги гражданского служащего перед ними. Характер этих зас­луг должен быть прозрачным и ни в коем случае не ставить гражданского служащего в двусмысленное положение.

Гражданским служащим запрещено использовать преимущест­ва должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

Гарантии избирательных прав и права на участие в референ­думе установлены Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Гражданский служащий как гражданин Российской Федера­ции участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гражданский служащий не может воспользоваться указанным правом в случае вступления в силу решения суда о лишении его права занимать государственные должности в течение опреде­ленного срока. В этом случае гражданский служащий не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Гражданский служащий не может использовать должностное положение для предвыборной агитации. Предвыборная агита­ция — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая изби­рателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, спис­ки кандидатов или против него (них).

Гражданский служащий не имеет права использовать органи­зационные, финансовые и информационные средства для подготовки агитационных материалов. Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам рефе­рендума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании ре­ферендума.

Гражданский служащий не имеет права привлекать лиц, на­ходящихся в его подчинении, к предвыборной агитации, подго­товке агитационных материалов, а также к агитации по вопро­сам референдума.

Агитация по вопросам референдума — деятельность, осущест­вляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на рефе­рендуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референ­дум вопрос.

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Референдум местный (местный референдум) — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иными федеральными зако­нами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Референдум РФ — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Референдум РФ проводится среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жи­тельства которых расположено на территории РФ, а также граждан РФ, проживающих или находящихся за пределами террито­рии РФ.

Референдум субъекта РФ — референдум, проводимый в соот­ветствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иными федеральными законами, консти­туцией (уставом), законом субъекта РФ среди обладающих пра­вом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства ко­торых расположено на территории субъекта РФ.

Гражданским служащим запрещено использовать должност­ные полномочия в интересах политических партий, других общест­венных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

Конституцией РФ (ст. 13) признается идеологическое и поли­тическое многообразие, многопартийность.

Установленный запрет ни в коем случае не ограничивает сво­боду слова, мысли и совести гражданского служащего. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (Конституция РФ, ст. 29). Цель установленно­го запрета заключается в обеспечении объективности и нейт­ральности деятельности государственных органов по отношению ко всем гражданам и организациям.

Гражданскому служащему не запрещается быть членом поли­тической партии, муниципальному служащему запрещается:

• противопоставлять интересы какой-либо партии, общест­венной или религиозной организации публичным интере­сам, действовать в интересах одной партии;

• при принятии управленческих решений руководствоваться интересами и решениями какой-либо политической пар­тии, общественной или религиозной организации;

• собирать средства, используя свое должностное положение, для той или иной политической партии, общественной или религиозной организации;

• использовать должностные полномочия в интересах той или иной политической партии, общественной или религи­озной организации;

• заниматься пропагандой политических программ, идей той или иной политической партии, общественной или религи­озной организации;

• создавать в органах местного самоуправления, иных муни­ципальных органах структуры политических партий, рели­гиозных и других общественных объединений.

Гражданским служащим запрещено создавать в государствен­ных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, вете­ранских и иных органов общественной самодеятельности) и религи­озных объединений или способствовать созданию указанных структур.

Под общественным объединением следует понимать добро­вольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, соз­данное по инициативе граждан, объединившихся на основе об­щности интересов для реализации общих целей, указанных в ус­таве общественного объединения.

Политическим объединением является общественное объеди­нение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, участие в организации и деятельности указанных органов.

Гражданскому служащему не запрещено участвовать в созда­нии профессиональных союзов.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граж­дан, связанных общими производственными, профессиональны­ми интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и ин­тересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов ис­полнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления и их дол­жностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может пов­лечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятство­вать законному осуществлению их уставной деятельности.

Гражданским служащим запрещено прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Особый характер функционирования государственной граж­данской службы, особый уровень ответственности, возложенной на государственные органы, диктуют невозможность отказа гражданских служащих от исполнения должностных обязаннос­тей в целях урегулирования трудового спора.

В то же время законность и обоснованность установления данного запрета неоднозначны и вызывают много споров. В практике МОТ общие запреты на участие в забастовках расце­ниваются как препятствие для реализации трудящимися их прав и законных интересов.

Согласно Конституции РФ (ст. 55, п. 2) в Российской Феде­рации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляю­щие права и свободы человека и гражданина. С другой сторо­ны, права и свободы человека и гражданина могут быть ограни­чены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституция РФ, ст. 55, п. 3). В то же время согласно ст. 56 Конституции РФ установление отдельных ограничений прав и свобод осуществляется в соответствии с федеральным консти­туционным законом в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционно­го строя и с указанием пределов и срока действия этих ограни­чений. Более того, согласно п. 3 ст. 56 Конституции РФ целый ряд прав и свобод (право на свободу, на неприкосновенность частной жизни, свободу совести и т. д.) не подлежит вообще никакому ограничению.

Исходя из вышеизложенного, данное ограничение вряд ли можно признать абсолютным. Согласно Конституции РФ (ст. 56) право на жизнь не может быть ограничено. Согласно ТК РФ (ст. 36) каждый работник имеет право на отказ от выполне­ния работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Следовательно, в этом случае муниципальный служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

Запрет на прекращение исполнения должностных обязаннос­тей со стороны гражданского служащего требует более четкой правовой регламентации.

Гражданским служащим запрещено входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных ор­ганов иностранных некоммерческих неправительственных органи­заций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено междуна­родным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Под иностранной некоммерческой неправительственной ор­ганизацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Иностранная некоммерческая неправительственная организа­ция осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной неком­мерческой неправительственной организации признается фор­мой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ.

Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Феде­рации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном ст. 13.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

Гражданским служащим запрещено заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачивае­мой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Фе­дерации или законодательством Российской Федерации.

Данный запрет нацелен на обеспечение прозрачности госу­дарственной гражданской службы, ликвидации коррупционных явлений. Гражданский служащий имеет право заниматься ука­занной деятельностью в трех случаях:

• с разрешения представителя нанимателя (работодателя);

• если указанная деятельность частично финансируется рос­сийской стороной;

• если эта деятельность предусмотрена международным дого­вором РФ или законодательством Российской Федерации.

Гражданские служащие обязаны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в слу­чае если владение ценными бумагами может привести к конф­ликту интересов.

После увольнения с гражданской службы гражданский служа­щий не вправе:

• замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного уп­равления данными организациями непосредственно входи­ли в его должностные обязанности;

• разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Военная и правоохранительная служба. В настоящий момент не приняты федеральные законы, регулирующие организацию и функционирование военной и правоохранительной службы как видов федеральной государственной службы, которые были установлены Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государ­ственной службы Российской Федерации». В связи с этим военнослужащие и лица, осуществляющие профессиональную дея­тельность в правоохранительных органах, не являются по статусу государственными служащими в том определении, которое было дано Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». В то же время действующее законода­тельство предъявляет ряд требований к служебному поведению лиц, находящихся на военной и правоохранительной службе. Так, например, Федеральным законом «О статусе военнослужа­щих» устанавливается ряд требований к служебному поведению военнослужащих. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получе­нию и распространению информации, не вправе разглашать го­сударственную и военную тайну, обсуждать и критиковать при­казы командира. Участие военнослужащих в забастовках, а рав­но иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с про­хождением военной службы, запрещаются.

Военнослужащие в свободное от военной службы время впра­ве участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Военнослужащие не вправе отказываться от ис­полнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для про­паганды того или иного отношения к религии. Создание религи­озных объединений в воинской части не допускается. Религиоз­ные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Военнослужащие не вправе:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за иск­лючением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обя­занностей военной службы. При этом педагогическая, на­учная и иная творческая деятельность не может финанси­роваться исключительно за счет средств иностранных го­сударств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военно­служащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

• использовать в целях, не связанных с исполнением обязан­ностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущест­во, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

• получать гонорары за публикации и выступления, связан­ные с исполнением обязанностей военной службы;

• получать от физических и юридических лиц вознагражде­ния (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязан­ностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми воен­нослужащие награждаются в порядке поощрения в соответ­ствии с общевоинскими уставами;

• принимать без разрешения Президента РФ награды иност­ранных государств, международных и иностранных органи­заций;

• выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служеб­ных командировок, осуществляемых в соответствии с меж­дународными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответ­ствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

• использовать служебное положение в интересах политичес­ких партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также дня пропаганды отношения к ним;

• входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и дейст­вующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» лица, впервые назначаемые на должность прокуро­ра или следователя, принимают Присягу прокурора (следовате­ля) следующего содержания:

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

• свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, за­коны и международные обязательства Российской Федера­ции, не допуская малейшего от них отступления;

• непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективнос­ти прокурорского надзора и предварительного следствия;

• активно защищать интересы личности, общества и государ­ства;

• чутко и внимательно относиться к предложениям, заявле­ниям и жалобам граждан, соблюдать объективность и спра­ведливость при решении судеб людей;

• строго хранить государственную и иную охраняемую зако­ном тайну;

• постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкуп­ности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальней­шим пребыванием в органах прокуратуры».

Законодательно установленные требования к служебному по­ведению государственных служащих призваны сориентировать государственного служащего в выборе должного поведения: «Ведь большинство, скорее, послушны принуждению, нежели рассуждению, а взысканию — скорее, нежели прекрасному».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое управленческая культура и каковы ее основные парамет­ры?

2. Охарактеризуйте управленческие аномалии на государственной службе.

3. Чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

4. Обозначьте наиболее яркие проявления бюрократизма на госу­дарственной службе.

5. Охарактеризуйте основные признаки карьеризма.

6. Какие требования предъявляются к служебному поведению госу­дарственных служащих? Какими нормативными правовыми актами они регламентируются?

7. Какова цель запретов, связанных с прохождением государствен­ной гражданской службы?