Формирование доходов от торговых надбавок, наценок в предприятиях торговли, питания
Торговая надбавка (наценка в предприятиях питания) представляет собой элемент цены товара. Для любого предприятия понятия доход и цена товара неразрывны. Ценовая политика является главной составляющей системы управления доходами. Ценовая политика предприятий сферы товарного обращения влияет на формирование объемов оборота и суммы доходов от торговых надбавок, на формирование имиджа организации, на ее финансовое состояние. Ценовая политика должна быть направлена на обеспечение высоких темпов роста оборота, стабилизацию рыночной позиции организации, максимизацию прибыли от продаж.
В формировании ценовой политики организаций сферы товарного обращения, в отличие от промышленных организаций, есть специфика. Основы ценовой политики на товар на потребительском рынке формирует производитель, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. В связи с этим торговые организации вынуждены в значительной степени ориентироваться на ценовую политику производителей. Предметом ценовой политики торговых организаций (розничных, оптовых) выступает не вся цена, а только торговая надбавка.
Торговые надбавки устанавливают в процентах к ценам приобретения товаров без НДС.
В современных условиях организации сферы товарного обращения самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок.
Степень свободы организаций при установлении торговых надбавок имеет экономические границы. Нижняя граница, отправная точка, — это цена закупки товара (цена производителя или оптового посредника). Верхний предел — это цена спроса конечных покупателей. Эта верхняя граница может варьировать за счет уровня торгового обслуживания. Поскольку конечная цена содержит налоговые платежи (НДС), диапазон формирования торговой надбавки сужается. Устанавливая торговую надбавку, организация влияет на цену реализации через управление издержками обращения и через изменение размеров своей прибыли в цене товара.
Процесс формирования торговой надбавки включает следующие этапы:
Выбор цели формирования ценовой политики. Цели могут быть разными: ориентация на покупателя и развитие оборота в соответствии с конъюнктурой рынка; ориентация на издержки обращения и повышение эффективности текущих затрат; ориентация на получение максимальной прибыли.
Оценка сложившегося размера торговых надбавок и выявление минимального размера торговой надбавки, ниже которого она не может быть установлены. При этом анализируют: средний размер надбавки и его динамику; дифференциацию размеров надбавок по группам товаров; достаточность доходов от торговых надбавок; соотношение в составе надбавки издержек обращения и прибыли; возможности снижения издержек обращения. Минимальный базовый размер торговой надбавки определяется издержками обращения.
Оценка потребительского рынка. В процессе оценки рынка анализируют: возможности дифференциации цен в разрезе покупателей с учетом уровня их торгового обслуживания; возможности расширения объемов продажи товаров за счет снижения цен на них (с учетом ценовой эластичности спроса). В процессе оценки рынка определяется верхний предел формирования продажной цены на товар и возможности дифференциации цен, а следовательно, размеров торговых надбавок.
Выбор модели расчета уровня торговой надбавки. При ориентации на спрос — базовый элемент расчета размера торговой надбавки — возможная цена реализации.
Пример 1.Товар закуплен у производителя по цене 900 руб. за единицу (без НДС). С учетом спроса покупателей товар может быть продан по 1300 руб. за единицу. НДС — 18%.
Розничная цена товара без НДС — 1101,7 руб. (1300 : 118 х х 100).
Сумма торговой надбавки — 201,7 руб. (1101,7 - 900).
Размер торговой надбавки— 22,4% (201,7 : 900 х 100).
При ориентации на текущие затраты в основе расчета размера торговой надбавки лежат издержки обращения и приемлемая для организации рентабельность текущих затрат.
Пример 2.План оборота розничной торговли на предстоящий год установлен в организации 29 500 тыс. руб. Плановая сумма издержек обращения — 3600 тыс. руб. С учетом данных анализа прибыль от продаж может составлять 30% к издержкам обращения. НДС — 18%.
Необходимая сумма дохода от торговых надбавок — 4680 тыс. руб. (3600 + 0,30 х 3600).
Выручка от реализации товаров без НДС — 25 000 тыс. руб. (29 500 : 1,18).
Расчетная стоимость реализуемых товаров по ценам приобретения (без НДС) — 20 320 тыс. руб. (25 000 - 4680).
Средний размер торговой надбавки — 23% (4680 : 20 320 х х 100).
При ориентации на целевую прибыль в основе расчета торговой надбавки лежит определенная сумма прибыли или рентабельность.
Пример 3.Целевая сумма прибыли от продаж в торговой организации на предстоящий год 2000 тыс. руб. Доля прибыли в торговой надбавке — 25%. План оборота, обеспечивающий получение целевой прибыли — 75 600 тыс. руб., НДС 18%.
Необходимая сумма дохода от торговых надбавок — 8000 тыс. руб. (2000 : 0,25)
Расчетная стоимость реализуемых товаров по ценам приобретения — 56 057,8 тыс. руб. (75 600 : 1,18 - 8000).
Средний размер торговой надбавки — 14,3% (8000 : 56 057,8 х 100).
Размеры торговых надбавок могут быть едиными для торговой организации или дифференцированными по магазинам, группам товаров. Для дифференциации торговых надбавок по группам товаров необходима информация об издержкоемкости их реализации.
В организациях потребительской кооперации, имеющих много магазинов, торговые надбавки могут быть установлены для каждого магазина с учетом конкретных условий работы, конъюнктуры местного рынка. Так, в отдаленных населенных пунктах, где проживают люди с низкими доходами, устанавливают минимальные торговые надбавки, обеспечивающие безубыточную торговлю. В городах, где высокий спрос на товары, применяют более высокие торговые надбавки.
В настоящее время в отдельных областях, краях, республиках Российской Федерации органами местной исполнительной власти устанавливаются предельные размеры торговых надбавок по ограниченному перечню социально значимых товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, детское питание, молоко, некоторые молочные продукты и др.)
В предприятиях питания устанавливают наценки раздельно на сырье и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары. При установлении наценок в предприятиях питания большое значение имеют такие факторы, как методы обслуживания, степень материально-технического оснащения, ассортимент блюд и другой продукции собственного производства, квалификация персонала, объем и характер дополнительных услуг.
В предприятиях оптовой торговли при установлении торговых надбавок могут учитываться объемы поставок по договорам разным клиентам. Крупным покупателям товар может быть продан по более низкой цене.
Наценки устанавливают по принципу "издержки плюс прибыль", учитывая конъюнктуру рынка.