Операции со знаниями как текстовая деятельность

3.

2.

Содержание знания

– главный воздействующий фактор образования

 

ВОПРОС 2: ЧТО ИМЕННО ТРАНСЛИРОВАТЬ?Что именно из хранилища человеческой культуры (которая есть «весь мир предметов и идей») необходимо отображать в образовании, потому что ВСЕ вместить в него нельзя.

Стабильные периоды общества надолго закрепляют отборные, важнейшие знания, создают лучшие образцы учебных программ и учебников.

Учебные программы – одна из самых консервативных вещей на свете (была до последнего времени). По учебнику арифметики Магницкого в школах учились лет двести. И сейчас есть старые учебники, которые лучше новых.

Вместе с тем в министерстве образования признают, что 80% школьных учебников сегодня содержат грубые ошибки.

Однако: РОСТ ЗНАНИЙ ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ИСТОРИИ, НАУКИ, ИСКУССТВА И ПР. – Мы вынуждены говорить «во все возрастающих объемах», со второй половины XX века – ВЗРЫВООБРАЗНО, по экспоненте. КАК СПРАВЛЯЕТСЯ С ЭТИМ ОБРАЗОВАНИЕ?

§ увеличением длительности периодов обучения

§ путем введения в учебные программы новых учебных дисциплин

§ путем разработки стандартов образования

Казалось бы, действительно: ну, БУДЕМ УЧИТЬСЯ ДОЛЬШЕ. Во многом так и происходит. Общее и профессиональное образование занимают сегодня 16-20 лет. Однако, бесконечному удлинению периода обучения есть ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕДЕЛЫ:

§ сроки человеческой жизни

§ и возможности общества, которому нужны производители благ, а не «вечные студенты».

На поверку оказывается, что все это – СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Увеличение сроков учебы ПРОЛОНГИРУЕТ

§ социальную незрелость,

§ несамостоятельность молодых людей,

§ старение студенчества,

§ все более поздние сроки создания семей и проблемы с рождаемостью...

Одно упоминание возможности 12-летнего срока школьного обучения вызвало чуть ли не общественные волнения. Приходит в противоречие со слишком многими фактами общественного устройства:

§ проблемы АРМИИ

§ СЕМЬЯ не готова лишний год платить за обучение, да и лишний год кормить взрослых, но еще не работающих детей.

И все-таки учеба на продолжении всей жизни (ПОЖИЗНЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) так или иначе СТАНОВИТСЯ НОРМОЙ НА НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ. Поэтому, в конечном счете решение проблемы ищут в:

1. ИНТЕНСИФИКАЦИИ процесса ОБУЧЕНИЯ (изобретение новых форм обучения, технологизация)

2. и ОТБОРЕ: (признание одних и игнорирование других знаний, разработка «ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ»

В конечном счете эти ГОССТАНДАРТЫ и ПРОГРАММЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В «ЧАСЫ», отводимые на изучение тех или иных предметов. См. Приложение 1. БЮДЖЕТЫ ВРЕМЕНИ в образовании.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы сохранить единое образовательное пространство, Госстандарт включает т.н. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ и изменяемый РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ учебных планов и программ   Что определяет государственный стандарт не всегда ясно. В документах – нередко взаимоисключающие формулировки: от «НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА» – до «ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА, ЭТАЛОНА ОБРАЗОВАННОСТИ». Критерии этого отбора очень слабые, документы крайне расплывчатые, путаные и противоречивые, с ними – по признанию учителей – неудобно работать. ЧЕТЫРЕ ПОПЫТКИ создания государственных стандартов окончились ничем. Сегодня школа работает фактически без утвержденных стандартов. А там, где они есть, иной раз лучше бы не было. ГОССТАНДАРТ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ, в разделе «научно-исследовательская практика» предлагает в этом качестве чтение специальной литературы.

СОЗДАНИЕ ГОССТАНДАРТОВ – ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА. Должна отражать и социальный запрос и государственный заказ. А раз экспертная – значит, во многом ТЕНДЕНЦИОЗНАЯ (или ПАРАДИГМАЛЬНАЯ), ибо эксперты сегодня у каждой общественной силы – свои. (Модель ток-шоу «Судите сами» и Максим Шевченко).

Привожу только один пример того, как это может выглядеть. Другие вопросы, связанные с тестированием PISA – либо в других лекциях, либо на семинаре.

Руководитель Временного научного коллектива “Образовательный стандарт” Министерства образования и науки РФ, академик Российской академии образования Эдуард ДНЕПРОВ (См. также Приложение 2): Сегодня содержание школьного образования представляет собой крайне перенасыщенный механический набор сведений, предназначенный для формального экзамена, а не для того, чтобы стать основой благополучной жизни. Вот образчик из “обязательного минимума” по географии, предложенный Российской академией образования. Каждый ученик должен знать, что такое: § четвертичное оледенение, зональная и азональная ландшафтная дифференциация, аналитическое применение моделей изучения геосистем и т.д. И так по всем предметам. Если сравнивать школьные программы, то, к примеру, по физике наши учебники для 5—11-х классов содержат 1300 понятий, тогда как английские — 600, а американские — всего 300. Между тем нобелевских лауреатов по физике в США — 61, в Англии — 20, в России — всего 9. Исследование Министерства образования РФ показало, что 50 процентов детей не усваивают более половины содержания дисциплин естественнонаучного цикла (математики, химии, физики, биологии). Материалы для семинара см. в конце конспекта

 

Вопрос 3. Каким образом объяснять неоднозначные события? Как расставлять оценки в спорных ситуациях? – Проблема интерпретации

ЗНАНИЯ, ЦЕНЗУРА И БОРЬБА ГРУПП за содержание учебных программ: Разные группы общества ведут БОРЬБУ ЗА ЦЕННОСТИ, которые нужно усваивать в школе.

ПРИМЕРЫ:

1) Обезьяньи процессы (борьба сторонников и противников преподавания теории эволюции Дарвина (в 1920 гг. запрещена для преподавания в американской школе решением суда штата Теннеси как «ересь»).

Признанная сегодня, она, с точки зрения фундаменталистов, все-таки должна быть уравновешена изучением Сотворения мира по Закону Божию.

Процесс Маша Шрайбер против Министерства образования (2007 г.)

 

Вера не исключает принятия эволюционной теории и даже участия в ее разработке. Один из самых видных эволюционистов ХХ века, знаменитый Зубр – Николай Тимофеев-Ресовский до конца жизни оставался православным христианином. С другой стороны, католическая церковь еще со времен энциклики Пия XII Humani Generis (1950) признает, что теория эволюции приемлема для объяснения происхождения человеческого тела. А монах и ученый, куратор Ватиканской коллекции метеоритов брат Гай Консольманьо даже назвал креационистов язычниками, приписывающими христианскому богу черты и функции племенных божков. Так что Машу Шрайбер, сбежавшую-было из безбожной России в католическую Доминиканскую республику, может ждать горькое разочарование: в католических школах тоже проходят эволюцию

.

2) В 1960-е гг. группы родителей в Америке добились изъятия ряда учебников, в которых они нашли изложение расистских, антиамериканских. антисемитских и антихристианских взглядов. Учебники по этим предметам были составлены заново.

3) В Италии в 2003 г. резкий протест со стороны академических кругов встретила попытка левого крыла парламента поставить под государственный контроль содержание школьных учебников по истории.

УМБЕРТО ЭКО: «Попытка ввести цензуру исторических книг недостойна демократического государства. Таким образом власть пытается вернуть нас в недавнее прошлое, когда правом на цензуру пользовались фашисты, нацисты и сталинисты». В поддержку этого обращения выступили 6 тысяч человек. (Родительское собрание / Московские новости, № 3, 2004.

4) Оur problem is сексуальное воспитание. Несмотря на большое число крайне отрицательных последствий, в том числе, преступлений, связанных с сексуальной безграмотностью, попытки начать в школе половое просвещение закончились едва ли не войной родителей против этих планов. Вопрос решался в Думе.

5) Весной 2004 г. – скандал с одним из учебников современной отечественной истории, в котором в критическом ключе освещалась деятельность уже современной кремлевской администрации.

Происходит это потому, что СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ, влияющий на воспроизводство и культуры данного общества,

Содержание культуры и качество учебников.

ТРИ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНИКОВ

1. Большое число грубых ошибок (по результатам работы академической комиссии, инициированной Минобрнауки называют до 80% учебников АИФ, № 40 (1353), 4-120 октября 2006 г., с.5. )

2. Дидактико-педагогическое качество (сложность, непонятность, несвязанность с другими разделами учебных программ)

3. Интерпретации, т.е. конфликт интересов

 

Из статьи Андрея Здравомыслова «Трансформация смыслов в национальном дискурсе». К дискуссии о преподавании истории и задачах воспитания (в т.ч. что такое патриотизм в контексте многозначности трактовки исторических событий) Историческая память - это не только "хранилище событий и фактов". Благодаря тому, что она вплетена в культуру народа, она связана с определенной интерпретацией реальной последовательности и значения событий. К числу таких вопросов относятся 1) оценка петровских реформ: "прогресс" или "насилие", "окно в Европу" или "попрание традиций", "смелый государственный реформатор, прервавший историческую спячку народа" (как считали А. Пушкин и А. Толстой) или "Антихрист", отправивший на казнь собственного сына (как писал Д. Мережковский вслед за протопопом Аввакумом); 2) оценка царствования Екатерины II: просвещение нравов (Г. Державин) или расширение империи и расцвет абсолютизма (Е. Тарле); 3) оценка восстания декабристов: первое героическое выступление против самодержавия или же первое преступление против сакральных основ российской государственности; 4) оценка дискуссии западников и славянофилов, которая сама по себе заложила и сформулировала противоположные ценностные ориентации российской культуры (А. Герцен и В. Белинский против братьев Киреевских, А. Хомякова и И. Аксакова). 5) Еще больше споров вокруг событий и политических деятелей ХХ столетия - роли России в двух мировых войнах, оценке ее революций, семидесятилетней советской истории.  

 

Все вышеизложенное показывает, что СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ – ГЛАВНЫЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ.

И мы видим В СОЦИАЛЬНОМ ЗАПРОСЕ УБЕДИТЕЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО этого тезиса:

- прочные знания по предметам,

- знания по дополнительным дисциплинам,

- общекультурный кругозор

основные требования к результату образования («Что должна давать детям школа») – 70-86% ответов старшеклассников, учителей, родителей.

(для 5-го курса)