Товарные запасы и их планирование

Сущность и значение товарных запасов.Процесс реализации товаров требует наличия на

предприятиях торговли товарных запасов.

Товарные запасы в предприятиях розничной торговли необходимы для обеспечения устойчивого ассортимента, бесперебойной продажи товаров, что является условием удовлет­ворения спроса населения, повышения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности предприятия.

Масса товарных запасов в торговом предприятии должна находиться в определенном соответствии с объемами оборота.

Большие объемы товарных запасов привлекательны для покупателей, но у предприятий торговли в связи с этим могут возникнуть проблемы. Наличие необоснованно больших товарных запасов ведет к замедлению оборачиваемости вложенных в них средств, росту расходов по их содержанию, может привести к потере качества товаров при хранении, к устареванию товара, к трудностям сбыта, необходимости снижения цен, и, следовательно, — к потерям оборота, доходов и прибыли.

Маленькие товарные запасы также могут привести к опасным для предприятия последствиям, так как сужают ассортимент товаров, ведут к перебоям в торговле отдельными наименованиями товаров в течение дня, и, следовательно, к уменьшению объема продаж, снижению доли рынка, потере доходов и прибыли.

Товарные запасы в предприятиях розничной торговли относятся по назначению к текущим, постоянно обновляемым запасам. Для характеристики товарных запасов используют следующие показатели:

1. Объем запасов в натуральном выражении (тоннах, штуках, литрах и т. п.) по видам товаров на определенную дату/

2. Сумма товарных запасов в денежном выражении в общем объеме и по группам товаров на определенную дату. Суммы товарных запасов в розничных торговых предприятиях отражаются в отчетности в розничных ценах.

3. Размер товарных запасов в днях оборота (рассчитыва­ется путем деления суммы товарного запаса на определен­ную дату, обычно на начало квартала, на однодневный пла­новый объем оборота в этом квартале). Размер товарного за­паса в днях характеризует обеспеченность предприятия товарами для продажи. Например, товарный запас на 1 апре­ля составляет 15 дней, это означает, что предприятие обес­печено товарами на 15 дней торговли, если не будет поступ­ления товаров.

С показателями товарных запасов связаны показатели оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы. Показателями оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, выступают скорость и время обращения. Скорость обращения — количество оборотов оборотных средств, вложенных в товарные запасы, за определенный период (квартал, год). Время обращения — средняя продолжительность одного оборота в днях. В розничной торговле — это среднее время нахождения товара в предприятии с момента оплаты счета поставщика до момента продажи.

Формирование товарных запасов в предприятиях рознич­ной торговли происходит под влиянием множества факторов. Важнейшими из них являются:

• объем и структура оборота розничной торговли;

• соотношение спроса и предложения на товар;

• организация закупок (источник поступления, способ до­ставки, средний размер поступающей партии, расходы на заказ одной партии, на доставку и др.);

• физико-химические свойства товара;

• уровень цен на товары, их динамика;

• состояние материально-технической базы предприятия;

обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами/

Следует иметь в виду, что товарные запасы, с одной стороны, элемент товарного предложения, с другой —часть оборотных средств предприятия в материальной форме. Следовательно, управление товарными запасами, их формирование имеет два аспекта — организационно-технический и финансово-экономический.

Величина товарного запаса должна быть оптимальной для каждого предприятия, соответствовать объемам оборота, задаче обеспечения бесперебойной торговли всеми видами то­варов и задаче эффективного использования оборотных средств.

Планирование товарных запасов.Задачей планирования товарных запасов является определение такого их размера, который позволит обеспечить широкий ассортимент, беспе­ребойную продажу всех наименований товаров, выполнение планов оборота при минимальных затратах на формирование и хранение запаса.

Планирование товарных запасов в розничной торговле включает:

• анализ товарных запасов и оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы в предплановом периоде;

• нормирование товарных запасов;

• расчет необходимой суммы товарных запасов и запасов в днях на каждый квартал по каждой группе товаров, каждому магазину и по торговой организации в целом;

• организацию контроля за состоянием товарных запасов, разработку мероприятий по поддержанию запасов на запланированном уровне.

Анализ товарных запасов позволяет выявить уровень обеспеченности предприятия товарными запасами в целом и по каждой товарной группе, факторы, повлиявшие в предплановом периоде на состояние товарных запасов, оборачиваемость средств, вложенных в запасы товаров.

На материалах анализа базируется опытно-статистичес­кий метод планирования. Этот метод имеет широкое распространение в хозяйственной практике. Он построен на использовании данных о фактическом состоянии товарных запасов и корректировке размеров товарных запасов в днях с учетом факторов, оказывающих на них наиболее существенное влияние.

Большое значения для управления товарными запасами имеет их нормирование — установление норм товарных запасов в днях по каждой группе товаров для каждого магазина.

Наиболее распространенным методом нормирования товарных запасов является технико-экономический. Этот метод предполагает расчет нормы товарного запаса по элементам:

Н = Р + П/2 + С, (8)

где Н — норма товарного запаса в днях;

Р — рабочий запас;

П/2 — запас текущего пополнения;

С — страховой запас.

Рабочий запас Р в розничной торговле включает запас в торговом зале, однодневный запас для работы продавца и запас товаров, проходящий подготовку к продаже. Рабочий запас — это минимальный запас.

Запас текущего пополнения необходим для регулярной торговли в период между очередными поставками товаров. Этот запас зависит от периодичности завоза, комплектности поставок. В приведенной формуле элемент П — условный период полного обновления ассортимента товаров, который определяется следующим образом.

Н

П = Тх —, (7.9)

н

где Т — период между поставками товара в днях;

Н — количество разновидностей товара, которое должно постоянно быть в продаже;

н — количество разновидностей товаров, поступающих в одной партии/

Страховой запас С создается на случай нарушения графика завоза товаров и непредвиденных колебаний спроса по дням, его размер определяется с учетом данных анализа.

Рассчитанные нормы товарных запасов по группам товаров можно использовать в течение года, если не предполагается существенных изменений во внутригрупповом ассортименте, в источниках, периодичности поступления, комплектности поставок. Нормирование товарных запасов в розничных торговых организациях, торгующих широким ассортиментом товаров, — трудоемкая операция. Поэтому на практике методом технико-экономических расчетов устанавливают нормы товарных запасов по группам товаров, занимающим высокую долю в обороте. По остальным группам товаров плановые размеры товарных запасов в днях определяют опытно-статистическим методом.

Для определения плановой суммы товарных запасов нор­мы запасов в днях по каждой

группе товаров умножают на плановые среднедневные объемы оборота в предстоящем квартале.

В современных условиях необходимым элементом плановых расчетов является увязка намечаемой суммы товарных запасов на каждый квартал с наличием собственных оборотных средств для их формирования и возможностями привлечения заемных средств.

Необходимым элементом управления товарными запасами является контроль за их состоянием. Такой контроль направлен на недопущение, во-первых, снижения размера товарных запасов ниже минимального уровня (рабочего запаса), во-вторых, превышения запланированного размера товарных запасов.

В крупных организациях могут быть использованы следующие подходы к управлению товарными запасами.

1. Управление на основе деления всех товарных запасов на три группы (метод ABC).К группе А относят запасы, требующие повседневного контроля. Это примерно 5—10% наименований товаров, которые занимают в обороте до 50—60%, пользуются постоянным спросом и постоянно должны быть в наличии в широком ассортименте. Группа В включает 20—40% наименований товаров, на долю которых приходится 15—30% оборота. Запасы этих товаров необходимо контролировать примерно раз в неделю. Группа С включает все остальные товары — большое число наименований, доля которых в обороте невелика. Эти товарные запасы можно контролировать один раз в месяц.

2. Управление на основе метода "20/80". В этом случае все товары делят на две группы. Первая группа — это примерно 20% наименований товаров, которые занимают в обо­роте до 80%. Это основная группа, которой уделяется первостепенное внимание в процессе анализа, планирования, контроля. Остальные товары (до 80% наименований, занимающие в обороте около 20%) контролируются эпизодически, в зависимости от конкретной ситуации.

Для поддержания товарных запасов на запланированном уровне в торговых организациях контролируется соблюдение графиков завоза товаров в каждый магазин, устойчивость ассортимента, соблюдение сроков хранения товаров, соответствие товаров спросу населения и др.