Эффективность и конкурентоспособность предприятия

Тема 6. Эффективность хозяйственной деятельности предприятий

6.1. Эффективность и конкурентоспособность предприятия.

6.2. Показатели экономической эффективности деятельности предприятий.

6.3.Особенности оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.

Эффективность и конкурентоспособность предприятия — взаимосвязанные понятия.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной по­требности по сравнению с аналогичными объектами, пред­ставленными на рынке.

Различают конкурентоспособность товара или услуги и конкурентоспособность предприятия. Эти понятия взаимосвязаны.

Конкурентоспособность предприятия означает:

во-первых, соответствие качества и ассортимента товаров и услуг запросам покупателей;

во-вторых, наличие преимуществ по сравнению с имеющимися и потенциальными конкурентами;

в-третьих, возможность выстоять в конкурентной борьбе, сохраняя эти преимущества в течение длительного времени.

Понятие "конкурентоспособность предприятия" включает комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на рынке. При оценке конкурентоспо­собности предприятия необходимо учитывать, что в ее основе лежат две составляющие:

1) конкурентоспособность товара (в торговле качество торговли, т. е. конкурентоспособность товара и качество торгового обслуживания);

2) устойчивость функционирования предприятия и его экономическая эффективность (эффективность производственной, финансовой, маркетинговой, кадровой, организационно-уп­равленческой деятельности).

Качество товаров и услуг здесь играет центральную роль, так как качество — это фактор успеха предприятия. Однако •при этом важно, какой ценой это качество достигается, т. е. какова эффективность использования ресурсов, эффективность затрат.

Оценка конкурентоспособности предприятия предполагает учет в совокупности таких показателей, как качество производимых товаров (услуг, работ), уровень цен на товары, слуги и гибкость ценовой политики, доля рынка и ее дина­мика, темпы роста объемов производства и реализации товаров, экономический потенциал предприятия и темпы его роста, эффективность использования ресурсного потенциала. Все эти показатели необходимо сопоставлять с аналогичными показателями конкурирующих предприятий.

Рыночная экономика по своей сущности стимулирует постоянное повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций. Экономическая эффективность — это многогранная по содержанию категория. Все хозяйствующие субъекты используют следующие основные системы целей:

• экономические цели, которые предусматривают завоевание и удержание определенной доли рынка, максимизацию прибыли, увеличение объемов продаж и др.;

• технические цели, которые ориентируют предприятия на постоянное повышение качества, технического уровня продукции и побуждают к постоянному обновлению оборудования, совершенствованию технологии и организации производства;

• социальные цели, предусматривающие улучшение условий труда, отдыха персонала, организации оплаты труда, системы социального обеспечения, повышения образовательного уровня, квалификации работников, гарантии занятости и др.;

• экологические цели, связанные с предотвращением ущерба окружающей среде.

Критерий эффективности деятельности предприятий предполагает достижение всех перечисленных целей в совокупности. Каждое предприятие должно стремиться к такому распределению и использованию имеющихся в его распоряжении ресурсов, которое обеспечит наилучшее достижение поставленных целей, наивысший результат.

Несмотря на то, что максимизация прибыли является важнейшей целью предприятий, это не означает, что остальные цели малозначительны. Достижение каждой цели обеспечивается с привлечением определенных финансовых ресурсов. Прибыль является основным источником формирования средств для развития предприятия и достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей.

Следует различать следующие виды эффективности деятельности предприятий:

1. Эффективность хозяйственной деятельности определяется степенью достижений целей развития и конкурентным успехом на рынке (повышение доли рынка, качества продукции, прибыли на вложенный капитал).

2. Эффективность использования отдельных видов ресурсов характеризуется сопоставлением результатов хозяйственно-финансовой деятельности (объемов реализации про­дукции, прибыли) с величиной применяемых ресурсов (основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов).

3. Эффективность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг выражается минимизацией затрат на производство. единицы продукции (работ, услуг), а также повышением рентабельности производства (соотношения прибыли и затрат на производство отдельных видов продукции).

На эффективность деятельности предприятий влияет множество внешних и внутренних факторов. Это обстоятельство и то, что существуют различные аспекты оценки эффективности деятельности предприятий, являются причиной того, что для характеристики эффективности используется множество показателей.