Разработка стратегии развития предприятия

Выбор сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды представляет собой стратегическое планирование

Разработка стратегии развития предприятия имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

• определение миссии организации, ее предназначения, роли и места в экономике региона;

• формулировка целей и задач функционирования организации;

• анализ и оценка внешней среды, выявление благоприятных возможностей и угроз для организации на пути к поставленным целям;

• анализ и оценка внутренних возможностей организации, ее сильных и слабых сторон;

• разработка и анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии;

• реализация стратегии.

Формирование стратегии включает: разработку общей стратегии организации, конкурентной (деловой) стратегии, функциональных стратегий.

Разработка общей стратегиирешает две задачи: определение направления развития предприятия и установление роли каждого подразделения предприятия в осуществлении стратегии и определение способов распределения ресурсов между ними.

Основными типами общей стратегии являются:

• стратегия роста (наступательная стратегия, часто через проникновение на новые рынки);

• стратегия стабильности (используется крупными организациями, доминирующими на рынке);

• стратегия сокращения (используется в периоды спада, когда выживание организации находится под угрозой, при необходимости реструктуризации).

Конкурентная стратегияпредприятия направлена на формирование конкурентных преимуществ. Различают следующие виды универсальных конкурентных стратегий:

• преимущество в издержках (стратегия снижения издержек);

• дифференциация (стратегия создания товаров и услуг с уникальными свойствами для удовлетворения особых потребностей покупателей);

• фокусирование (сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей, определенной группе товаров, определенном географическом рынке).

Выбор той или иной конкурентной стратегии зависит от доли рынка, которую занимает предприятие, от масштабов производства, от возможностей использовать передовые тех­нологии, от видов производимых товаров и других факторов.

Если предприятие занято только одним видом деятельности, то конкурентная стратегия является частью его общей стратегии. Если предприятие имеет в своем составе несколько стратегических хозяйственных подразделений, то для каждого из них может быть разработана своя конкурентная стратегия.

Функциональные стратегииразрабатываются специально для каждой функциональной области предприятия. Так, на предприятиях разрабатывают маркетинговую стратегию, производственную стратегию, стратегию управления персо­налом, финансовую стратегию, стратегию информатизации и др. Например, маркетинговая стратегия заключается в определении товаров, услуг и рынков, которым они могут быть предложены, и наиболее эффективного состава комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта). Фи­нансовая стратегия акцентирует внимание на вопросах финансовых показателей стратегического плана, оценки инвестиционных проектов, планирования продаж, формирования и распределения финансовых ресурсов.

Разработанная стратегия должна быть реализована. Для этого на предприятиях создается механизм реализации стратегических планов, который охватывает следующие вопросы:

• совершенствование организационных структур управления с ориентацией на решение стратегических задач;

• управление по целям;

• разработка бюджетов;

• разработка согласующихся со стратегиями тактических планов.