Смена типов государства
Понятие «тип государства» отражает не только существенные признаки государства, но и дает возможность понять динамику его развития.
Смена одного типа государства другим является объективным историческим процессом, обеспечивающим поступательное развитие человеческого общества. Согласно марксистско-ленинскому учению, движущей силой развития общества и смены типов государства является классовая борьба, в процессе которой побеждает более прогрессивный класс. Он становится господствующим и обеспечивает дальнейшее прогрессивное развитие общества. Однако историческая практика показывает, что смена типов и форм государств носит более сложный характер. При этом важное значение имеет развитие производительных сил, количество продукции, производимой в обществе на душу населения, характер и порядок ее распределения между членами общества, национальные и этнические особенности народа и его отношение к государственным структурам, сущность и формы самого государства, проводимой им политики, личностные черты и свойства руководителя государства, установленный им стиль управления, роль правового регулирования деятельности государственных органов, общественных объединений и граждан, их отношение к законности, правопорядку и другие социальные факторы.
Из истории известно, что некоторые государства в одних и тех же исторических условиях процветали, другие, наоборот, утрачивали свою былую мощь, в них понижался уровень жизни населения, нарушались законность и правопорядок, принципы демократии и они распадались. Все эти процессы не могут быть объяснены только классовой борьбой и они не вписываются в жесткую схему марксистско-ленинской теории смены типов государств. Этот процесс более многоаспектный и многозначный.
Кроме того, в одних исторических типах государств, связанных, согласно марксизму-ленинизму, со свойственной этому типу государства общественно-экономической формацией, присутствуют элементы других типов государств и других общественно-экономических формаций. Например, в рабовладельческом обществе существовал не только класс рабов говорящих орудий, но были и ремесленники, полусвободные и свободные земледельцы, которые пользовались политическими правами как граждане этого государства наряду с рабовладельцами и также играли немаловажную роль в развитии экономики страны, развитии рыночных отношений, оказывали влияние на характер и деятельность государства.
Цивилизационная типология государств, рассматривая смену исторических типов государств, анализирует наряду с классовым составом общества и общественно-экономической формацией также культурные, нравственные факторы, уровень грамотности населения, характер цивилизации данного общества, взаимоотношения народа и чиновников государственного аппарата, внешнюю и внутреннюю политику государства и другие факторы.
Анализ данных факторов дает возможность понять противоречивость, непрямолинейность развития государства от низшего к высшему, отступления и возврат к прежнему состоянию, распады и объединения стран и т.д. Так, например, в настоящее время большинство бывших социалистических государств, называвшихся передовыми, вновь вернулись к рыночной экономике, свободному предпринимательству, многопартийности, разделению властей, т. е. перешли к буржуазному типу государства. Главными причинами этого перехода явились экономическое отставание от современных передовых стран, отсутствие демократии, прав и свобод граждан, низкий уровень жизни населения.
На основании изложенного можно сделать вывод, что прогрессивное развитие государств идет не только в результате революций, т. е. быстрой качественной смены одного государства другим и одной общественно-экономической формации другой, как это трактуют марксисты-ленинцы, но и путем медленных эволюционных, но всесторонних изменений, захватывающих большинство членов общества, перестройку экономических, политических, культурных, моральных и нравственных отношений, характер и формы производственных отношений и т.д.
Это означает, что процесс развития государства есть процесс его совершенствования в соответствии с представлениями людей о том, каким должно быть государство, чтобы приносить наибольшую пользу людям и отвечать вечным человеческим ценностям о добре и зле, честности, порядочности, добросовестности, трудолюбию и другим морально-нравственным критериям оценки деятельности государства, его должностных лиц.