Смена типов государства

Понятие «тип государства» отражает не только существенные признаки государства, но и дает возможность понять динамику его развития.

Смена одного типа государства другим является объектив­ным историческим процессом, обеспечивающим поступатель­ное развитие человеческого общества. Согласно марксистско-ленинскому учению, движущей силой развития общества и смены типов государства является классовая борьба, в процес­се которой побеждает более прогрессивный класс. Он стано­вится господствующим и обеспечивает дальнейшее прогрес­сивное развитие общества. Однако историческая практика по­казывает, что смена типов и форм государств носит более слож­ный характер. При этом важное значение имеет развитие про­изводительных сил, количество продукции, производимой в обществе на душу населения, характер и порядок ее распреде­ления между членами общества, национальные и этнические особенности народа и его отношение к государственным струк­турам, сущность и формы самого государства, проводимой им политики, личностные черты и свойства руководителя государ­ства, установленный им стиль управления, роль правового ре­гулирования деятельности государственных органов, общест­венных объединений и граждан, их отношение к законности, правопорядку и другие социальные факторы.

Из истории известно, что некоторые государства в одних и тех же исторических условиях процветали, другие, наоборот, утрачивали свою былую мощь, в них понижался уровень жиз­ни населения, нарушались законность и правопорядок, прин­ципы демократии и они распадались. Все эти процессы не мо­гут быть объяснены только классовой борьбой и они не вписы­ваются в жесткую схему марксистско-ленинской теории сме­ны типов государств. Этот процесс более многоаспектный и многозначный.

Кроме того, в одних исторических типах государств, связан­ных, согласно марксизму-ленинизму, со свойственной этому типу государства общественно-экономической формацией, присутствуют элементы других типов государств и других об­щественно-экономических формаций. Например, в рабовладельческом обществе существовал не только класс рабов гово­рящих орудий, но были и ремесленники, полусвободные и сво­бодные земледельцы, которые пользовались политическими правами как граждане этого государства наряду с рабовладель­цами и также играли немаловажную роль в развитии экономи­ки страны, развитии рыночных отношений, оказывали влияние на характер и деятельность государства.

Цивилизационная типология государств, рассматривая сме­ну исторических типов государств, анализирует наряду с клас­совым составом общества и общественно-экономической фор­мацией также культурные, нравственные факторы, уровень грамотности населения, характер цивилизации данного обще­ства, взаимоотношения народа и чиновников государственного аппарата, внешнюю и внутреннюю политику государства и дру­гие факторы.

Анализ данных факторов дает возможность понять противо­речивость, непрямолинейность развития государства от низше­го к высшему, отступления и возврат к прежнему состоянию, распады и объединения стран и т.д. Так, например, в настоящее время большинство бывших социалистических государств, на­зывавшихся передовыми, вновь вернулись к рыночной эконо­мике, свободному предпринимательству, многопартийности, разделению властей, т. е. перешли к буржуазному типу государ­ства. Главными причинами этого перехода явились экономи­ческое отставание от современных передовых стран, отсутствие демократии, прав и свобод граждан, низкий уровень жизни на­селения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что прог­рессивное развитие государств идет не только в результате рево­люций, т. е. быстрой качественной смены одного государства другим и одной общественно-экономической формации другой, как это трактуют марксисты-ленинцы, но и путем медленных эволюционных, но всесторонних изменений, захватывающих большинство членов общества, перестройку экономических, политических, культурных, моральных и нравственных отноше­ний, характер и формы производственных отношений и т.д.

Это означает, что процесс развития государства есть процесс его совершенствования в соответствии с представлениями лю­дей о том, каким должно быть государство, чтобы приносить наибольшую пользу людям и отвечать вечным человеческим ценностям о добре и зле, честности, порядочности, добросовестности, трудолюбию и другим морально-нравственным критериям оценки деятельности государства, его должностных лиц.