Основные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки грузов различными видами транспорта

Классификация и характеристика грузовых перевозок и видов перевозимых грузов в цепях поставок. Сравнительная характеристика различных видов транспорта с позиций логистики и УЦП

Трубопроводный транспорт

Воздушный транспорт

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном — массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог. На сегодняшний день самой высокой протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.

Характеристика данного вида транспорта:

- Транспортные средства: локомотивы и вагоны;

- Пути сообщения: железнодорожный путь, мосты, тоннели;

- Сигнализация и управление: железнодорожная сигнализация;

- Транспортные узлы: железнодорожные станции и вокзалы;

- Энергетическое обеспечение: контактная сеть и тяговые подстанции (на электрифицированных ЖД), пункты заправки и экипировки локомотивов.

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояния свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.

Характеристика данного вида транспорта:

- Транспортные средства: самолёты и вертолёты;

-Пути сообщения: воздушные коридоры;

-Сигнализация и управление: авиамаяки, диспетчерская служба;

-Транспортные узлы: аэропорты.

Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции.

Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твёрдых грузов — пневмопочта, мусоропровод. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.

 

 

В период становления рыночной экономики в нашей стране изменилось отношение к процессу оказания услуг транспортными предприятиями, основное внимание стало уделяться не выполнению планового задания, а наиболее полному удовлетворению требований потребителей. При этом технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Однако транспорт был и остается ключевой частью логистической цепи.

Транспорт - это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вторых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Транспортная система - комплекс различных видов транспор­та, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при вы­полнении перевозок.

Под единой транспортной системой подразумевают совокуп­ность всех видов транспорта, связанных экономическими, техно­логическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоот­ношениями. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, следовательно, и свою сферу деятельности, свою сферу эффек­тивного использования.

Рынок транспортных услуг - экономическая система отноше­ний со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируются отно­шения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг (рис. 1.1).

     
 
 
 

 


Рис. 1.1. Структурно-функциональная схема рынка транспортных услуг

Перевозка грузов является сложным процессом, состоящим из ряда операций. Это и погрузка, и перемещение груза, и его выгрузка. При доставке возникает необходимость приема груза у грузоотпра­вителя и выдачи его грузополучателю, оформления документов, сопровождения груза и др. Учитывая, что условия выполнения гру­зовых перевозок и виды перевозимых грузов достаточно многооб­разны, грузовые перевозки принято классифицировать по ряду при­знаков.

По экономическому содержанию перевозки разделяют на:

- перевозки в сфере личного потребления, они связаны с удовлетворением потребностей населения в перевозках грузов;

- перевозки в сфере обращения, которые разделяются на пе­ревозки в сфере потребления (доставка готовой продукции до предприятий торговой сети и конечных потребителей) и перевозки в сфере производства;

- технологические перевозки (промышленный транспорт), предназначенные для обслуживания производственных процессов: перевозки из склада в цех, из цеха в цех, из цеха на склад, внутри цеха.

Перевозки в сфере производства принято разделять по отрас­левому признаку на перевозки в добывающей отрасли, строитель­стве, промышленности и сельском хозяйстве. Особенности обслу­живающих отраслей производства влияют на особенности выпол­нения перевозок. Так, в добывающих отраслях требуется перево­зить грузы от мест добычи, в строительстве отсутствует перевозка готовой продукции, в промышленности и сельском хозяйстве пере­возятся готовая продукция и материалы (сырье), перевозки в сель­ском хозяйстве характеризуются сезонностью.

Другими признаками классификации грузовых перевозок яв­ляются:

- размер партии грузов (мелкопартионные, массовые пере­возки);

- территориальный признак или дальность перевозки (город­ские, пригородные, междугородные, международные перевозки);

- способ выполнения (прямые, смешанные перевозки);

- время освоения (постоянные, сезонные, временные пере­возки);

- коммерческий признак (коммерческие, некоммерческие пе­ревозки) и др.

Перевозки грузов характеризуются объемом, расстоянием и временем перемещения. Объем перевозок показывает количество груза, которое требуется перевезти. Он характеризуется величиной, структурой и временем выполнения (год, квартал, месяц). В качест­ве единицы измерения объема перевозок принята тонна. Транс­портный путь - расстояние между пунктами производства и по­требления груза. Единицей измерения транспортного пути является километр. Транспортным временем называется промежуток време­ни, необходимый для процесса перевозки. Единицами измерения являются час или сутки.

В зависимости от условий выполнения перевозок значительно различаются требования к подвижному составу, технологии вы­полнения и организации перевозок, методикам планирования и средствам контроля над перевозочной деятельностью.

Большое значение при рассмотрении вопросов управления транспортировкой имеет характеристика различных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт— универсальный вид транспорта для обслуживания отраслей хозяйства и удовлетворения потреб­ности населения в перевозках вне зависимости от погоды, климатических условий и времени года. Используют железнодорожный транспорт для перевозки массо­вых недорогих грузов, в том числе сырьевых ресурсов. В пассажир­ских перевозках его используют прежде всего на средних рассто­яниях и в пригородном сообщении.

Особенности и достоинства железнодорожного транспорта:

• высокая пропускная и провозная способности;

• низкие энергозатраты;

• надежность работы благодаря независимости от климатичес­ких условий, сезона и времени суток, что обеспечивает беспере­бойную перевозку грузов в любое время года (95 % путей сообще­ния работает без сбоев при перепадах температуры; исключения приходятся на обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях типа снежных заносов или буранов);

• возможность сооружения путей на любой территории, в том числе водной при наличии железнодорожных паромов;

• возможность непосредственной связи с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями различных отраслей эко­номики, что позволяет организовать систему доставки «от двери до двери»;

• массовость перевозок дешевых сырьевых ресурсов в сочета­нии с низкой себестоимостью;

• относительно высокая скорость доставки, особенно на боль­шие расстояния;

• более короткий путь по сравнению с водными видами транс­порта.

К относительным недостаткам нужно отнести следующее:

• ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее;

• высокая первоначальная стоимость основных фондов;

• высокая металлоемкость;

• зависимость от географического расположения территорий, что затрудняет создание непрерывной сети для перевозок;

• необходимость переформирования поездов по пути следова­ния.

Автомобильный транспорт— это вид транспорта, осуществля­ющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.

Автомобильный транспорт наиболее распространенный для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности — перевозка грузов различной стоимости как в прямом, так и в мультимодальном (смешанном) сообщении, где он выполняет обычно подвозящую роль.

Автомобильный транспорт широко используют для перевозки специфических грузов, в том числе скоропортящихся, где сроки сбора грузов для отправки и сроки их перевозки должны быть минимальными, или крупногабаритных тяжеловесных, ограниче­ния по которым несколько проще устранимы, чем на железной дороге.

Особенности и достоинства автомобильного транспорта:

• маневренность, мобильность, большая подвижность;

• доставка грузов и пассажиров по принципу «от двери до две­ри» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следо­вания;

• автономность движения единицы транспортного средства;

• высокая скорость доставки;

• широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

• возможность определенной регулярности, ритмичности;

• более короткий путь следования по сравнению с естествен­ными путями водного транспорта.

К относительным недостаткам надо отнести следующие:

• большая себестоимость единицы продукции;

• большие топливо- и энергоемкость, металлоемкость;

• низкая производительность единицы подвижного состава;

• наибольшая трудоемкость, так как на единицу подвижного состава требуется 1 — 2 водителя;

• зависимость от качества дорожной сети и ее сооружений;

• значительное загрязнение окружающей среды.

Внутренний водный (речной) транспорт— один из старейших видов транспорта, особое значение имеет для регионов, прилега­ющих к рекам, и тех регионов, где низка плотность железных и автомобильных дорог.

Особенности и достоинства внутреннего водного транспорта следующие:

• высокая провозная и пропускная способность глубоководных путей;

• сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % де­шевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевоз­ка нефти дешевле в 3 раза, леса — в 5 раз);

• удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на железнодо­рожном и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

• высокая производительность;

• меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транс­порт (примерно в 10 раз);

• меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

К относительным недостаткам внутреннего водного транспор­та нужно отнести следующие:

• сезонность работы: на юге России примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере — 120 — 150 дней из-за ледостава; в дру­гих странах сезон длится больше благодаря более благоприятным климатиче­ским условиям;

• невысокая скорость судов и большие сроки доставки грузов;

• разобщенность речных бассейнов;

• использование рек в естественном состоянии, характеризу­емом неравномерностью глубин, извилистостью пути и др.;

• необходимость углубления фарватера для прохода судов боль­шей грузоподъемности;

• применение специальной техники для продления сроков на­вигации;

• необходимость строительства гидротехнических сооружений;

• возможное воздействие воды и испарений, а также качки на грузы, что требует более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств;

• расформирование команды при окончании периода навига­ции.

Морской транспорт— вид транспорта, осуществляющий пере­возку грузов и пассажиров морскими судами на внутренних и международных линиях.

Особенности и достоинства морского транспорта:

• возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;

• небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

• низкая себестоимость перевозки;

• незначительные затраты энергии (топлива) благодаря ров­ности пути;

• высокая производительность;

• практически неограниченная пропускная способность;

• высокий уровень механизации перегрузочных работ;

• при использовании большого каботажа в несколько раз эф­фективнее железнодорожных перевозок.

К относительным недостаткам нужно отнести следующие:

• довольно низкие скорости (для грузовых судов 18...20 узлов);

• некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, ледоставов в устьях портов и др.;

• ограниченное применение в прямом сообщении;

• необходимость строительства дорогостоящих портовых хо­зяйств с высоким уровнем механизации;

• невысокая эффективность при использовании малого кабо­тажа;

• возможные экологические проблемы при перегрузке грузов и обработке судов, особенно вне пределов порта;

• агрессивность морской воды и качка, что требует более тща­тельного отношения к сохранности груза и его упаковке и более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств, особенно для работы в открытых морях и океанах.

Воздушный транспортиспользуют преимущественно для пере­возки пассажиров на средние и дальние расстояния и лишь для отде­льных видов грузов. Роль его повышается при недостаточной обеспеченности отдельных регионов транспортом или при его от­сутствии. Объем грузовых перевозок незначительный, номенкла­тура ограничена.

Особенности и достоинства воздушного транспорта следу­ющие:

• высокая скорость доставки грузов и пассажиров;

• маневренность и оперативность, особенно при открытии но­вых линий;

• возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотока;

• передислокация для помощи другим видам транспорта в слу­чае аварий на них;

• высокая сохранность груза в пути при более простой таре и упаковке;

• более низкие размеры страхования груза в пути;

• большая беспосадочность перелетов (до 10000 км);

• кратчайший путь следования;

• экономия общественного времени благодаря ускоренной пе­ревозке на большие расстояния;

• неограниченные провозные возможности (ограничивается только мощностью аэропорта как пункта приема-отправки);

• относительно небольшие капиталовложения (на 1 км пути примерно в 30 раз меньше, чем в железнодорожный путь).

К относительным недостаткам воздушного транспорта нужно отнести следующие:

• высокая себестоимость перевозок, делающая данный вид транспорта неэффективным для перевозки грузов;

• зависимость от погодно-климатических условий и работы на­земных служб по безопасности движения;

• удаленность аэропортов от мест приема груза.

Трубопроводный транспортотличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособ­ленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод».

Особенности и достоинства трубопроводного транспорта сле­дующие:

• прокладка трубопроводов возможна на земле и над землей; под водой; на болотистых местах и участках вечной мерзлоты;

• неограниченность объемов перекачки;

• полная сохранность качества и количества грузов благодаря полной герметизации труб и специальных насосных и охлажда­ющих станций;

• отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

• высокий уровень автоматизации операций по сливу-наливу и перекачке;

• самая низкая себестоимость перевозки грузов;

• эффективность на любых расстояниях;

• самая высокая производительность труда, что связано с не­большой численностью обслуживающих работников;

• независимость от климатических условий;

• непрерывность процесса перекачки;

• небольшие капитальные вложения.

 

Главными документами международного права являются кон­венции, соглашения, двух- или многосторонние договоры, резо­люции международных организаций по вопросам перевозок, на­циональное законодательство отдельных стран, судебная и арбитражная практика, торговые обычаи, если ситуа­ция не отражена в законах.

Наземные виды транспорта работают на основе Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Кроме того, автомобильный транспорт в работе обязан учитывать требования Европейского соглашения о работе экипажей транс­портных средств, осуществляющих международные автомобиль­ные перевозки (ЕСТР).

Работой по регулированию мультимодального (смешанного) сообщения занимаются такие организации, как Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), основанная в 1926 г. и обеспечивающая интересы экспедитора в международ­ном сообщении, прежде всего для контейнерных перевозок как наиболее интенсивно развивавшегося интермодального вариан­та, и Международный союз объединений по железнодорожно-автомобильным перевозкам (МСЖА).

Работой железнодорожного транспорта занимаются в междуна­родном сообщении такие организации, Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1884 г.); Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ, 1902 г.); Международ­ный союз железнодорожного транспорта (МСЖД, 1922 г.); Меж­дународная организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД, 1956 г.);

Вопросами автомобильного транспорта, наиболее часто при­меняемого как часть мультимодального сообщения, занимаются около 40 международных организаций, среди которых наиболее значимыми являются Международная автомобильная федерация (ФИА); КВТ ЕЭК ООН и Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ, 1948 г.).

Работа всех видов транспорта России регламентирована ГК РФ от 1995 г. (гл. 40 «Перевозка» и 41 «Транспортная экспедиция»), отдельными нормами УК РФ от 1996 г., Уголовно-процессуаль­ного кодекса в редакции 1995 г., Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях и нормы национального права по конкретным видам транспорта. Существует Федераль­ный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 1994 г. о сдаче в аренду или продаже транспортного средства.

На каждом виде транспорта России существуют свои основ­ные документы. Деятельность автомобильного транспорта регла­ментируется Уставом автомобильного и городского наземного электрического транспорта РФ (2007 г.); железнодорожного — Уставом железнодорожного транспорта РФ (2003 г.); морского — Кодексом торгового мореплавания РФ (1999 г.); внутреннего водного — Уставом внутреннего водного транспорта СССР (1955 г.); воздушного — Воздушным кодексом РФ (1997 г.).

С 1936 г. издается сборник «Между­народные коммерческие термины Инкотермс», т. е. правила для толкования торговых терминов, облегчающие международную торговлю и определяющие обязанности сторон и уменьшающие риск юридических трудностей. В Правилах описаны главным образом моменты перехода ответственности (риска) за груз и возможности его страховки.

Необходимо помнить, что международные перевозки, как пра­вило, связаны с пересечением государственных границ. Перевоз­ки через границу (напрямую в соседнюю страну или через ее тер­риторию в третьи страны) возможны лишь при наличии соответс­твующих взаимоотношений между этими странами, подтвержден­ными рядом документов. При этом число перевозок или грузов квотируется, т. е. их объем может ограничиваться дополнительны­ми международными соглашениями, регулирующими внешнюю торговлю и транспортное сообщение.

Проезд через границу государства оформляется рядом доку­ментов, одним из которых должен быть документ на право проез­да территории иностранного государства. Кроме того, вопрос идентификации водителей при проезде границ достаточно серье­зен, особенно на морском транспорте.

При перевозке крупногабаритных, тяжеловесных, опасных и скоропортящихся грузов оформляют специальные разрешения на перевозку грузов.

Транспортные средства всех видов транспорта должны в обязательном порядке иметь отличительные знаки государства, на тер­ритории которого они зарегистрированы, что проверяется на гра­нице самым тщательным образом.

Все необходимые документы проверяют на границе параллель­но с визуальным и при необходимости инструментальным конт­ролем, после чего выдается талон контроля, дающий право въезда на территорию государства.

Для выполнения перевозки, особенно в мультимодальном (смешанном) сообщении, необходим ряд документов, не только подтверждающих факт договора, но и дающих определенные пра­ва перевозчику (экспедитору, оператору) на период перевозки.

При мультимодальных (смешанных) перевозках согласно Кон­венции о международных смешанных перевозках грузов от 1980 г. оформляют «документ смешанной перевозки, удостоверяющий договор перевозки, принятие груза оператором в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условия­ми этого договора», который является доказательством prima facie принятия груза оператором.

Договор, или контракт, — документ, определяющий взаимные обязательства договаривающихся сторон: ответственность, обя­занности и права заказчиков транспортных услуг и транспортного предприятия. Фактически договор — это документ, по которому одна сторона (грузоотправитель) передает груз для доставки его за вознаграждение в определенное время и место другой стороне, в качестве которой может быть перевозчик или оператор (экспеди­тор). Договор может быть рядовым, обычным, срочным, с особым местом поставки и др., одноразовым или на какой-либо срок.

После заключения договора отправитель оформляет накладную на груз, согласно которой грузоотправитель в момент отправки спишет с баланса своего предприятия стоимость отправленных грузов, а получатель в момент получения оприходует их. Наклад­ная является доказательством заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком. Один эк­земпляр накладной сопровождает груз.

Большой проблемой при внедрении интермодальной техноло­гии стало создание такого транспортного документа для сопро­вождения груза по всей цепи мультимодальной системы, который давал бы право при переходе с одного вида транспорта на другой распоряжаться грузом его держателю или оператору такой пере­возки, ответственному за организацию транспортировки, риски и т. п. За рубежом при введении системы с участием экспедитора с самого начала был создан документ — сквозной коносамент, удостоверяющий ответственность за доставку груза от продавца к покупателю. Фактически коносамент определяет правоотноше­ния между всеми участниками, т. е. между перевозчиком и грузо­владельцами.

Кроме основного документа на мультимодальную перевозку, как сказано ранее, оформляют при необходимости целый ряд других.

Перевозки сопровождают следующими товаросопроводитель­ными документами.

Инвойс — это обязательный счет-фактура, содержащий пере­чень товаров с указанием их стоимости, основных характеристик, условий поставки и сведения о грузовладельцах. Выписывают его после получения груза. Инвойс может быть использован в каче­стве накладной, сопровождающей товар, являясь одновременно сертификатом о происхождении товара, что особенно важно для прохождения таможенного контроля.

Упаковочный лист — один из основных сопроводительных до­кументов, содержащий перечень товаров в каждом грузовом мес­те. Может находиться в специальном кармане на упаковке для удобства проверки.

Отгрузочная спецификация — содержит перечень видов то­варов. По ней производится прием комплектности и качества грузов.

Грузовой манифест — дает перечисление товаров, находящихся на каком-либо транспортном средстве.

В некоторых случаях при льготных пошлинах оформляют сер­тификат происхождения товара, специально выдаваемый уполно­моченной на то организацией в каждой стране.

Фитосанитарный, гигиенический, ветеринар­ный сертификаты оформляют по необходимости при перевозке отдельных видов грузов, прежде всего продуктов питания. Особые документы связаны с перевозкой опасных и тяжеловесных грузов, перевозимых по разрешительной системе.

Для перевозчиков, работающих в системе TIR, т. е. по Конвен­ции МДП, оформляется перевозочный документ Carnet-TIR. Это книжка МДП с несколькими отрывными и двумя неотрывными листками — грузовой манифест, на которых остается информация о перевезенных грузах. Книжку оформляют в нескольких тамож­нях места отправления и закрывают в нескольких таможнях мест назначения (общее число таможен для конкретной перевозки не должно быть более 4). Книжку оформляет грузоотправитель или оператор. Данные грузового манифеста должны соответствовать товарно-транспортной накладной CMR (накладная для междуна­родных перевозок) и других сопровождающих перевозку доку­ментов.

Грузовая таможенная декларация — документ, оформляемый таможней для груза. «Конвенция ООН о международных смешан­ных перевозках грузов» от 1980 г. рекомендует не подвергать гру­зы таможенному досмотру. Таможня должна интересоваться це­лостностью пломбы, наличием пакета соответствующих докумен­тов и правильностью их оформления. Грузы в контейнерах при международных перевозках практически не досматривают за ис­ключением отдельных (исключительных) случаев поиска недозво­ленных вложений с целью предупреждения злоупотреблений, в основном при наличии подозрений в нарушениях, так как грузы обычно идут под пломбой грузоотправителя, что означает его от­ветственность.

Доковая расписка — документ, подтверждающий судовладель­цем или его агентом либо экспедитором факт прибытия груза в порт для отправки на судно. Форма и содержание доковой рас­писки аналогичны коносаменту. Подписывает ее стивидор по окончании разгрузки.

Более сложный документооборот при мультимодальном сооб­щении с морским транспортом, где, как описано ранее, могут быть разные условия поставки.

Детали и особенности продавца и покупателя толкуются международными правилами Инкотермс, действующими в настоящее время в редакции 2000 г. и имеющими с правовой точки зрения рекомендательный характер.

Правила Инкотермс вмещают в себя модели решения многих проблем, сопровождающих договоры международной купли-продажи, прежде всего момент перехода риска и распределение затрат по доставке товара между продавцом и покупателем, а также вопросы упаковки, таможенной очистки, хранения, погрузки-разгрузки, инспектирования товара, переход на товар соответствующих рисков и расходов в зависимости от того или иного вида транспортировки и базисного условия поставки и др. Согласно этим правилам существует 13 базисов поставки, по которым в том числе определяют стоимость груза на определенном этапе транспортировки.