Введение

Размышляя о смысле истории, К.Ясперс писал: «мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминаем, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История – основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека».

Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека. При постижении истории в ее единой цельности у человека происходит углубление самоосмысления: его духовный мир, приобщаясь к истории путем ее осознания и запоминания, как бы поднимается на высокую вершину, с которой ему становиться виднее не только прошлое, и не только настоящее, но и в какой то мере и грядущее. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться.

В мире нет ничего стоящего особняком. Любой предмет - звено в бесконечной цепи, соединенное как бы «крючочками» с окружающими звеньями. И эта вселенская цепь нигде не разорвана: она объединяет все предметы и процессы мира в единое целое, она носит всеобщий характер. В бесконечной паутине связей - жизнь мира, его история. В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. Живая природа характеризуется более сложными связями - биологическими, которые выражаются в различных внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. Например, вся жизнь на Земле связана с Солнцем. А как многообразны связи клеток, органов внутри организма. В общественной жизни связи усложняются: образуются производственные, классовые, семейные, родственные, национальные, государственные, международные связи и др. Связи существуют не только между предметами в рамках данной формы движения материи, но и между всеми ее формами, образуя как бы единый, бесконечно гигантский клубок. В нашем сознании не может возникнуть мысли, которая не выражала бы реальных связей и в свою очередь не была бы связью представлений, понятий.

Возникают, существуют миллионы и миллиарды лет, а затем погибают звезды, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли. В бесконечной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, поколения людей, нормы общественной жизни. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Духовное наследие - это та сокровищница, которую мы принимаем как нечто уже возникшее, развившееся, бережно сохраняя все истинное, ценное и отметая все ложное, ошибочное, мешающее прогрессивному ходу развития.

Вся история научного знания свидетельствует о том, что развитие знании от древнейших времен до наших дней идет через отрицание: каждая очередная ступень развития науки находит в себе силы для беспощадного преодоления предыдущей. Наиболее характерными процессами поступательного развития являются биологические формы от простейших до обезьяны и общество от первобытного стада до современной формации. Такой подход рассматривает учение антропосоциогенез, где главной идеей выступает эволюция. В неорганической природе совершаются процессы развития, которые, однако, не охватывают все изменения и не сводятся к восхождению от низшего к высшему. К процессам развития относятся образование элементарных частиц, атомов, молекул, космических систем. Критерий прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего развития. Составляющим исторического прогресса являются законы истории, но есть у них своя специфика?

Во-первых, они возникают вместе с возникновением общества,

во-вторых, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей,

в- третьих, они более сложные, так как социум это более высокий уровень организации как формы движения реальности,

в четвертых, историк имеет дело с уже случившимся и не может знать, сколько реальных возможностей упущено.

В истории все уникально и не малую роль играют случайности. История никогда не повторяется: она движется не по кругу, а по спирали, и кажущиеся повторы в ней всегда отличаются друг от друга, неся в себе что-то новое.


Тема занятия «Место России в истории человечества»

План

1. Периодизация русской истории как главные моменты колонизации

2. Природа страны и ее влияние на историю страны

 

Согласно мнению известного русского историка В.О. Ключевского «наша страна открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, которая потом переросла в русский народ, вступает на русскую равнину со склонов Карпат. Оно распространялось по равнине не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые. История России есть история страны, которая колонизируется». Колонизация

· Внутренняя - заселение и освоение пустующих и окраинных своей страны

· Внешняя - освоение колоний, поселений за пределами своей страны

 

По Ключевскому определяются четыре основных этапа, последовательно пройденные нашим народом, где он указывает господствующим факты каждого, как политического, так и экономического.

Итак, с 8- до 13 века:Географический фактор масса русского народа сосредотачивалась на среднем и верхнем Днепре с его притоками и с его ист водным продолжением линией Ловать- Волхов. Господствующим политическим фактор – политическое дробление земель под руководством городов. Экономический фактор – активная внешняя торговля, с вызванною ею лесными промыслами, звероловством, бортничеством