Кратковременная память
Память
Восприятие и представление
Представление – вторичный чувственный образ, кот либо непосредственно, благодаря памяти, воспроизводиться в сознании субъекта, либо явл результатом умственных манипуляций с различн чувственными образами, т.е результатом работы воображения.
- познавательный психический процесс связан с воссозданием имеющихся или созданием новых образов объектов.
- основой для формирования образов представлений явл хранящиеся в памяти – следы образов восприятия.
- роль в приспособлении – представление конечного образа результата деятельности( без этого продуктивная деятельность была бы невозможна) – то что ты хочешь получить в результате – представить прежде.
- в процессе самой деятельности может меняться, но всё равно как немного опережая действие.
- позволяет создавать целостную картину окружающего пространства, не смотря на то, что в отдельный момент времени видит только часть этого пространства( сзади, вверху…). Человек знает нахождение предмет вне его поля зрения. Восприятие пространства – целостное и неприрывное.
Осн характеристики воображения, представления - простанственно временные
– панорамность- воспоризв объектов, шире поля зрения
- - выделяя вне фона
- схематичность и неточность размеров вообразимых образов
- искажение длительности временных интервалах, поскольку оценка времени в этом случае зависит от заполненности событиями. Субъективное чувство времени . ( как свойство нервных систем человека – звук сигн раз длительности – оценить продолжительность. Отсюда характеристика субъекта)
- модальность образа представления – не смешанность – звуковые, зрительные
- интенсивность представления – образы представления не менее яркие чем образы восприятия.
- фрагментарность образов – отсутствие некоторых черт, частей. (нарисовать по патмяти- неполнота)
- неустойчивость образа представления – меняется постоянно по форме и цвету
- обобщённость образа – при формировании понятий выходит на передний план.
Это процесс запечатление, сохранения, и воспроизведения следов прошлого опыта.
- недостаток организации процесса запечатления, не умении сохранить
- определяет целесообразность нашего поведения и позволяет осуществлять прогноз этого поведения в будующем
Осн виды
- генетическая ( наследственная) – сохраняет информацию опред анатомич строен тела, физиологическ систем, различн формы видового поведении( инстинкты). Место хранения- молек ДНК( в каждой клетке – вся наследственная информация – цвет, разрез глаз – доминантные и рицессивные)
- прижизненная - информация получаемая с момента рождения и до смерти. Её функционирование зависит от условий формирования. Виды
– запечатление – промежуточное между наследственной и прижизненной. Только в ранний период развития организма,( сразу после рождения). Установление устойчивой специфической связи с конкретным объектом внешней среды. Одномоментна. Может проявляться в следовании за любым движущимся объектом увиденным в первое же время после рождения. Ребриндинг(?) различают не только размер, а ещё и цветовую гамму
В отличии от обычного запоминания
- длительное неподкрепеление не ослабляет реакции. Но ограниченна коротким периодом.
– объект показанный первым – явл наиболее важным.
У птиц появл к 12 часу, у человека наблюдается вплоть до 6-ти месячного возраста.. позже уже не имеет такого значения как др виды памяти. Но в перв месс
Двигательная память . – на позу и на положение тела. Лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, автоматических навыков…. У некоторых людей остаётся ведущей на всю жизнь. Достигает своего наивысшего развития раньше иных видов и форм памяти.
Образная память – ярче прояляется у детей и подростков. Вуделяют – тактильную, слуховую..
Отличие – нестабильность – образ постоянно пртерпевает определённые изменение – упрощение образа( опускаи детале, некот детали могут увеличиваться. Идеально симметричный образов не существует. Округляется, расширяется, может менять своё положение в пространстве.
Плохо поддаётся произвольному управлению( память на лица).
Эмоциональная память. –определяет воспроизведение опред чувственных состояний, при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние впервые возникло. Причём воспроизводяться одновременно и элементы ситуции и субъективное отношение к ним
Прочность следов. Непроизвольность воспроизведеине.
Есть уже у 6-ти месячного ребёнка. Расцвет относ к 3-5 годам.
На ней основаны такие личностные качества – осторожность, чувства симпатии и атипатиии, а также первичное чувство узнавания – «Свой-Чужой».
Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человека храняться дольше всего.
Точность воспроизведения объеквтов в зависимости от отношения к этим объектам. ( положит отношен – воспроизведено 50% объектов, отрицат – 28, безразличн – 7%)
Не сопровождает отношение к ожившему чувству, с вспоминанием о реальной ситуацией его сформировавшим.
Произвольное воспроизведение чувств почти невозможно ( актёры представляют себе реальную ситуацию когда эта эмоция может быть естественной реакцией человека)
Символическая память – формир вслед за образной памятью. Пик развития – 10-13 лет ( человек).
Отлич больш точность воспроизведения. И больше чем образная память зависит от волевых качеств человека.
Точнее воспроизводиться начало и конец ряда.
Тест – 10 несвязанных между собой слов – в норме – воспроизводиться.
Отношение словесной памяти со зрительной – может как способствовать, так и затруднять- когда напр объект допускает двойное толкование.
Логическая память – запоминание только смысла текста, кот можно передать и другими словами.
Александр Иванович – Маленькая книжка о большой памяти
При уяснении или вычленении смысла, происходит раскрытие подлинника более высшими понятиям. Т.е переработка текста осуществляется более общими понятиями ( стол- письменный стол)
При воспроизведении происходит реконструкция, от общих понятий к конкретным
Логическая память непосредственна связана с мышлением
О качестве материала – тест объект – узнавание материала.
Припоминание – зависит от просчности запечатление и сохранение следов в памяти
Адамс – о наличии 2 следов в памяти. Узнавание и припоминание опираются на разные следы в памяти – словесные(лев полуш), или образные ( прав )
Тест Ильина.
15 окт 2011 сб
Тип памяти
Какие образы представления у вас преобладают – зрительные, вербальные…. + эмоциональная память.
Центры письма центры речи в коре головного мозга. А вот с компьютерами – вопрос
Все типы памяти в процессе жизнедеятельности могут активно развиваться в зависимости от использования.
Формы памяти- классификация основана на временной последовательности обработки сигнала от поступления на анализатор, до формирования неповреждающегося и сохраняемого всю жизнь следа
Мгновенная
- инерционность сенсорных форм, продлевающих воздействие сигнала. Время полного сохранения в мгновенной памяти сост до 1 сек.
-формируется пассивно, как точный отпечаток
- иконическая память( зрение), эхоическая( слух)
- объём мгновенной памяти больше чем кратковременно – 0,5 сек боль, но и разрушение следов мгновенной памяти происходит быстрее чем он успевает переложить в кратковременную.
- эйдетики – те, у кого мгновенная память длиться до 10 минут
- обеспечивает непрерывность восприятия при просмотре кинофильма.
- поступает из мгновенной памяти
- причём если следов мгновенной памяти в зависимости от модальности, то хранилище кратковременной – одно и ограниченно
- приоритет определяется направленностью нашего внимания ( на какой анализатор)
- устойчивость модальности внимания сост 10-15 минут – после переключение, могут и чаще происходить.
- особый механизм сохранения информации
- др формы преобразования информации
- фиксированный объём
- представлена абстрактным последовательным кодом и имеет сенсорную специфику
- связано с быстротекущими последовательными процессами. Динамика циркуляции импульсов по нейронным путям
Необходимо некот время чтобы информ была передана и закрепилась в кратковременнГипотеза о консолидации следов кратковременной памяти.
-около 1 час. Зависит от сложности навыка, характера воздействия. Есть внешние факторы, могущие разрушить процесс формирования следов- наркоз, кислородн голодан, наложение следов( интерференция следов)
- после поступления в долговременную память и там храниться неограниченное время, вопрос в том как извлечь её от туда.
- нарушение – черепномозговые травмы – ретроградная амнезия – забывает предшествующие события.
- корсаковский синдром -
- объём кратковременной памяти – «7+_2» - структурных единиц.
- увеличить объём информации сохран в мгновенной памяти можно за счёт перекодирования информации в новые структурные единицы( ассоциации)
- число слов с количеств слогов от 2 до 5 в любом языке – 90 %
- увеличен эффективности кратковременной памяти – за счёт повторения.
Долговременная память.
- информация накопливающ в течении дня в кратковременной памяти поступает в долговременную
- неограниченна по объёму и сроку хранения.
- проблема в трудности доступа в это хранилище.
- не стационарна
- восприятие информации связано с предвосхищением , и выделением в ней некоторых фрагментов
- в норме при первом чтении – уловить смысл, потом структурировать этот материал
- 2 типа хранения информации
– произвольный доступ – информация обобщается, группируется, классифицируется
- влияет на процесс сохранения информации – ценность информации. Иногда наибольшую ценность оладает информация связанная с аварийными сигналами( переходя дорогу)
- установка на избирательность памяти на тот или иной материал – субъективная установка
- кроме образной памяти ещё и смысловая память – здесь работает механизм логической категоризации –
- в качестве категорий используются ассоциации
-лучше всего запоминается информация позволяющая установить наибольшее количество ассоциативных связей с информацией уже хранящихся в нашей памяти.
- асс по смежности, по сходству и по причинности
-хранилище непроизвольного доступа - правое полушарие, связь с работой интуиции.
Мышление
- наглядно – действенное
-наглядно образное
Умозаключение- форма мышления
Операции мышления – сравнения
-анализ - расчленение
- синтез -
- абстракция – обощение – общие признаки предмета, теряя частности
- конкретизация
Фазы мыслительного процесса –
Постановка вопроса – понимание непонятности
Перебор возможных вероятных вариантов решения задачи
Выбор наилучшего варианта , на основе различных критериев. Оценка вероятности достижения цели
Формулировка суждения – получение ответа
Понятие – обобщённые чувственные образы
Язык ситема знаков – средство человеческого общения, мыслительной деятельности, способ самовыражения личности, передача и хранение информации
- знак – система – грамматика
- звук
Индукция- от общего к частному
Дедукция – от частного к общему
Виды мышления –
Теоритическое – точные , определённые определ понятия
Эмпирическое – ситуативные
Интуитивное – мгновенное,
Аналитическое – развёрнуто по времени, разбит на этапы
Реалистическое - реальное знание о мире
Аутетестическое – произвольное мышление. Главное – желание
Творческое мышление
- как способ преодоления стереотипов
- теория развития творческой личности – создание мотивации
- - как особый вид труда
- как преобразование сексуальности
Творчество – связано с познанием нового и принятием решений( в былине – на распутье)
- совершая выбор - есть из 3 пердложеных способов – ещё и 4 вернуться за танком.
Вопр – существует ли мышление у животных
- наглядно-действенное у обезьяны – достать банан
Наглядно-действенное мышление – у ребёнка сильнее развито
Образное мышление
Абстрактное
Вербальное мышление – развитое на основе речи.
-виды речи- устная, письмена, вслух и про себя
Чел мышление основано на речи с использованием языка( некот дети пытаются проговаривать предстоящее действие)
Попытаться вспомнить и воспроизвести ранее усвоенное
Попытаться узнать среди набора других материалов
Определяя время зучивания материала при повтороном его восприятии.
Ещё одна функция памяти, является забывание.
-как свойство хорошо организованной памяти
- материал неиспользуемый – удаляться из памяти должен – за 1 месяц не использования – ост не более 5%
Время поиска информации в долговременной памяти зависит от ее организации
1 приём связан с усвоением материала, внутренних связей смыслового материала.
2 способ – с привнесением из вне искусственных связей с запоминанием материала – мнемотехника
Мнемотехника –
- метод локальной привязки – построение для запоминания ряда объектов другого – опорного ряда, элементы опорного ряда состоят из хорошо знакомых или легко заучиваимых объектов. Жёско должен быть определён порядок объектов. ( выбрать объекты кот надо запомнить и свяжите их с объектами хорошо знакомые – напр с дорогой до университета – расставить необходимые объекты по местам)
- метод словесных посредников – основан на соотнесении 2 рядов объектов – запоминании и опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу ( цвета спектра). Построение – цифры составляющие номера телефона группируются таким способ, чтобы они легко запоминались. Запоминание опорных слов и опорных дат – когда вновь заучиваемый материал вешается на старые знания. ( точки привязки – остальное от них – Рождество Христово)
- метод разведения материала на группы.
Припоминание материала зависит от того насколько часто эта информация использовалось. Входит ли это в наиболее значимых.
При запоминании чаще всего опираемся на ассоциации. Которое предполагает создание связей между запоминаемым и наглядным образом – сопоставление картинки и даты.
Разнообразие приёмов запоминания повышает эффективность запоминания и создаёт позитивный настрой.
Важность эмоционального настроя на работу – эффективность лекции намного выше.
При необходимости запомнить материал мы
- используем повторением- не механическое заучивание – а более глубокое понимание – установление связей, вычленение объектов, установления их свойств, назначения
-приёмы повторения – установлене внутренних связей
- выявление интересов сомого человека
- обобщение материала
- способ искусственного повышения значимости запоминаемого материала.
Установка на запоминание создаётся с помощью самоинструкции- даётся установка на запоминание-
- либо точно запомнить
- либо просто просмотреть
-т.е определить чего надо – что запомнить, на какое время – просто принять к сведению, или запомнить дословно
Непроизвольное запоминание информации –
- улучшается когда запоминанемый материал включается в активную работу – группирунется, обощается
- при условии если сам запоминаемый материал вызывает активную умственную деятельность.
Структурирование информации в процессе её запоминания.
Например – на пересказ текста, кот надо воспроизвести, эффективнее, чем несколько раз прочитать .
Читать и устно пересказывать. При втором прочтении – обращаются внимание на те элементы, кот не были воспроизвести. Лучше 1 раз прочесть и 3 раза воспроизвести, чем наоборот.
Материал кот легко усваивается и легко запоминается.
Если материал логически легко воспринимается, то он и запоминается легко
Наиболее успешно с текстовым материал работают те, кто ежедневно прочитывает до 20 страниц.