ШЕКСПИР

Вершина английского Возрождения — творчество Уильяма Шекспира (1564— 1616). Персональная модель Шекспира стала, может быть, самой влиятельной за всю историю развития мирового литературного процесса.

Шекспировский вопрос. В 1772 г., когда к Шекспиру пришло международное признание и начал складываться культ Шекспира, англичанин Герберт Лоуренс впервые высказал сомнение в том, что малоизвестный актер Шекспир мог написать столь великие произведения. Так возник шекспировский вопрос, разделивший шекспироведов на стрэтфордианцев — сторонников признания авторства за Шекспиром, актером, родившимся в Стрэтфорде, и антистрэтфордианцев, отрицавших авторство Шекспира и приписывающих авторство другим лицам (например, философу Фрэнсису Бэкону, аристократам — графу Рэтленду, графу Пембруку, графу Саутгемптону, графу Дерби; драматургу Кристоферу Марло, даже английской королеве Елизавете Тюдор). В настоящее время, кажется, нет ни одного видного современника Шекспира, которому не попытались приписать его произведения. Основной мотив таких поисков образно выразил еще в 1918 г. бельгийский ученый-антистрэтфордианец Дамблон, полагавший, что «борзая не может родиться в семье мосек», «лилия не растет на чертополохе». Но доказательства антистрэтфордианцев нередко поверхностны, отдают желанием сделать сенсацию. Двухсотлетний спор все более и более убеждает в принадлежности шекспировских произведений самому Шекспиру. Однако попытки разрешить шекспировский вопрос вовсе не бесплодны для науки: в результате об эпохе Шекспира сегодня известно больше, чем о любой другой культурной эпохе.

Шекспироведение. Шекспир — наиболее изученный писатель мира. Возникла целая отрасль филологии — шекспироведение, отправной точкой которого можно считать предисловие Бена Джонсона к первому собранию сочинений драматурга (фолио 1623г.: фолио — книга, изданная форматом 1/2 листа, получаемым фальцовкой в один сгиб).

В 18 в. появилась первая биография Шекспира Николаса Роу (1709), содержавшая скрупулезно собранные сведения о великом писателе (правда, многие из них оказались недостоверными). Вольтер, находясь в Англии, познакомился с творчеством Шекспира и стал первым его пропагандистом во Франции. Он, сам того не подозревая, создал основу для возникновения культа Шекспира, охватившего во второй половине века сначала Европу, а затем и другие регионы мира. Как потом Вольтер ни боролся с этим культом, называя Шекспира «варваром», ничего не понимавшим в правилах искусства, поколебать всеобщее увлечение творчеством английского драматурга ему не удалось. В «Предположениях об оригинальных произведениях» Э. Юнга (1759), в предисловии Сэмюеля Джонсона к собранию сочинений Шекспира (1765) как бы содержался ответ на будущие нападки Вольтера: Шекспир гений, который сам устанавливает законы искусства, правдивость драм Шекспира искупает нарушение им «правил». Первой попыткой психологического истолкования характеров Шекспира стал «Опыт о драматическом характере сэра Джона Фальстафа» Мориса Моргана (1777).

Культ Шекспира стал важной отличительной чертой культуры Германии (упомянем в связи с этим имена Г.Э.Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера). В статье И. В. Гёте «Ко дню Шекспира» (1771) содержались не утратившие значения до сих пор мысли о творчестве драматурга, о структуре его произведений. В романе Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера» (1795—1796) изложена одна из самых глубоких интерпретаций трагедии «Гамлет» и ее главного героя.

В 19 в. складывается романтическая трактовка произведений Шекспира (немецкие романтики, Г. В. Ф. Гегель, С. Т. Колридж, Ф. Стендаль, В. Гюго, Ф. Гизо и др.). Творчество писателя рассматривается как выражение чистого типа гения (лекции Колриджа о Шекспире), как знамя романтиков в их борьбе с классицизмом («Расин и Шекспир» Стендаля, 1823—1825; «Предисловие к «Кромвелю» Гюго, 1827). Работы романтиков о Шекспире приобретают международную известность (не случайно в библиотеке Пушкина был французский перевод сочинения немецкого романтика Л. Тика «Шекспир и его современники»).

Эволюция творчества Шекспира впервые была обнаружена и изучена в труде Г. Г. Гервинуса «Шекспир» (4т., 1849— 1850). В фундаментальной «Истории английской литературы» И.Тэна (5т., 1863—1865) было предложено культурно-историческое истолкование творчества Шекспира, преодолевающее крайности романтической концепции. Этот труд открывает целую серию работ, в которых осуществлена позитивистская критика романтического культа Шекспира («Шекспиромания» Р. Бенедикса, 1873, и др.). Молодой Б.Шоу тоже выступил как критик Шекспира, но это скорее один из его многочисленных парадоксов. Вершиной шекспироведения ХIХ в. стало исследование выдающегося датского литературоведа Г. Брандеса «Уильям Шекспир» (1895—1896).

В шекспироведении ХХ в. основополагающее значение имели труды Э. К.Чемберса. Среди заметных событий можно назвать текстологические исследования (А. У. Поллард, Р. Мак-Керроу, У. У. Грег), раскрытие традиций народного театра в драматургии Шекспира (Л. Шюкинг, Э. Стол), возникновение школы, изучающей произведения Шекспира с точки зрения поэтической образности (Кэролайн Сперджен, Д. У. Найт) и приходящей к трактовке драм Шекспира как конгломерата поэтических образов, а не художественных образов живых людей (этюд Ч. С. Льюиса «Гамлет: принц или поэма?», 1942). Появляются философски ориентированные исследования: творчество великого драматурга изучается с позиций фрейдизма («Толкование сновидений» З. Фрейда, 1900; «Характер и мотивы у Шекспира» Д. Стюарта, 1949; и др.), неогегельянства («Шекспировская трагедия» Э. С. Брэдли, 1904), интуитивизма («Ариосто, Шекспир и Корнель» Б. Кроче, 1920), экзистенциализма («Шекспир с экзистенциалистской точки зрения» Д. Хоровитца, 1965) и др. Образы Шекспира получают определенную трактовку (нередко сопоставимую с достижениями литературоведческого анализа) в произведениях современной художественной литературы (например, трактовка Гамлета в романе А. Мёрдок «Черный принц»).

Русское шекспироведение. Основополагающими для отечественной науки о Шекспире стали отзывы А. С. Пушкина (среди них — знаменитая фраза: «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив»), В. Г. Белинского (статья «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», 1838, и др.), И. С. Тургенева (статья «Гамлет и Дон Кихот», 1860). Основоположником русского академического шекспироведения считается Н. И. Стороженко. Значительна деятельность С. А. Венгерова по подготовке издания Полного собрания сочинений Шекспира (вышло в 1902— 1904 гг.). Философский подход к произведениям Шекспира обнаруживается в книге Л. Шестова «Шекспир и его критик Брандес» (1898).

В начале ХХ в. появляется статья Л. Н. Толстого «О Шекспире и драме» (1903— 1904), в которой русский писатель буквально ниспровергает английского драматурга с пьедестала. Возникновение шекспироведения советского периода было подготовлено в работах А. В. Луначарского. В трудах В. М. Фриче сказался вульгарный социологизм, ограничивавший возможности всестороннего изучения творчества Шекспира. Среди достижений отечественной науки следует отметить возникновение шекспировского театроведения («Драма и театр эпохи Шекспира» В. К. Мюллера, 1925), выход в свет первой монографии о Шекспире («Творчество Шекспира» А.А. Смирнова, 1934), психологическое исследование произведений Шекспира («Психология искусства» Л. С. Выготского, 1925), исследование языка и стиля Шекспира (труды М.М. Морозова). Популяризации шекспироведения посвящены многочисленные труды А. А. А. А. Аникста. Одно из высших достижений отечественного шекспироведения - книга Л. Е. Пинского «Шекспир. Основные начала драматургии» (1971). Его концепция «магистральных сюжетов» взята за основу при характеристике жанров и отдельных произведений драматурга в настоящей лекции. Многочисленные монографии, диссертации, статьи о Шекспире продолжают появляться и в последние десятилетия. Интересны, в частности, труды о Шекспире, написанные литературоведом И. О. Шайтановым.

Пример развития шекспироведения, притом, что мы назвали лишь некоторые работы, показывает, что наши научные представления о литературе формируются благодаря исследовательской деятельности огромного числа филологов, историков культуры, которые, в свою очередь находят опору в высказываниях выдающихся писателей, мыслителей, ценителей словесного искусства.

Биография. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. (точнее, был крещен 26 апреля этого года, что позволяет установить наиболее вероятный день его рождения) в Стрэтфорде-на-Эйвоне. Его отец стал городским головой, и, так как любая труппа, приезжавшая в город, сначала должна была дать представление для семьи городского головы (таких гастролей за время юности Шекспира в Стрэтфорде было 24), с раннего детства Шекспир был приобщен к театральному искусству. С 7 до 13 лет он учился в грамматической школе, где главными предметами были латинский и греческий языки. В 18 лет женился на Энн Хетеуэй, которая была старше его на 8 лет; но вскоре (около 1585 г.) (оставил жену и детей в Стрэтфорде, а сам переехал в Лондон, лишь изредка посещая родину, чтобы привезти семье заработанные в столице деньги.

Став актером, Шекспир играл небольшие роли (едва ли не самая крупная его роль — Тень отца Гамлета), очевидно, это было связано с его интенсивной работой как драматурга. Сначала он работал в первом театральном здании Лондона, называвшемся просто «Театр». С 1593 г. Шекспир — в труппе Джеймса Барбеджа («Слуги лорда-камергера»), где он был пайщиком, что давало ему некоторый доход. В 1599 г. он вошел в число пайщиков нового театра — «Глобус», построенного после смерти Джеймса Барбеджа его сыновьями, возглавившими театральное предприятие. «Глобус» открылся трагедией Шекспира «Юлий Цезарь». К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает для семьи самый большой дом в Стрэтфорде, получает низшее дворянское звание — джентльмен (1599).

Как писатель, Шекспир к 1592 г. довольно известен, что следует из резко отрицательного отзыва умирающего Роберта Грина о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»). На первое десятилетие 17 в. Приходится расцвет его творчества. После 1603 г. Шекспир, очевидно, не выступал на сцене, сосредоточившись на драматургическом творчестве. Около 1612 г. он покидает «Глобус», переезжает из Лондона в Стрэтфорд и, видимо, бросает литературу. Шекспир умер 23 апреля 1616 г. и был похоронен в родном Стрэтфорде, в церкви Троицы.

В 1623 г. актеры труппы Барбеджа Хеминдж и Конделл выпустили первое собрание сочинений Шекспира — «Комедии, хроники и трагедии У. Шекспира» — так называемое фолио 1623 г. с предисловием выдающегося драматурга, друга Шекспира Бена Джонсона. В издание были включены (без соблюдения хронологического порядка) 36 пьес (к ним теперь добавляют только еще одну пьесу — «Перикл»).

Периодизация творчества Шекспира и система жанров.

Английский шекспировед Э. К. Чемберс в фундаментальном двухтомном труде «Шекспир. Исследование фактов и проблем» (Оксфорд, 1930) предложил свою хронологию творчества Шекспира, которая (с позднейшей коррекцией Д. Макманауэя, добавлениями А. А. Аникста и нашими уточнениями) приводится ниже. При этом указывается предположительное время создания произведений, группируемых по жанровым признакам; двойные даты соответствуют театральным сезонам; текст, воспроизводящий хронологическую таблицу Чемберса, выделен курсивом.

Первый период (1590—1594):

ранние хроники: «Генрих VI», ч. 2, 1590/1591;

«Генрих VI», ч. 3, 1590/1591;

«Генрих VI», ч. 1, 1591/1592;

ранняя хроника, близкая к трагедии: «Ричард III» 1592/1593;

ранняя ренессансная комедия, близкая комедии положений: «Комедия ошибок» 1592/1593;

ранняя ренессансная комедия, близкая комедии характеров: «Укрощение строптивой» 1593/1594;

ранняя трагедия («трагедия ужаса»): «Тит Андроник» 1593/1594;

поэмы: «Венера и Адонис», 1592; «Обесчещенная Лукреция», 1593.

Второй период (1594—1600):

ренессансные комедии: «Два веронца 1594/1595;

«Бесплодные усилия любви» 1594/1595;

«Сон в летнюю ночь», 1595/1596;

комедия, близкая к трагикомедии: «Венецианский купец» 1596/1597;

первая зрелая трагедия (ренессансная трагедия с элементами комедии):

«Ромео и Джульетта» 1594/1595;

хроники, близкие к трагедии: «Ричард II», 1595/1596;

«Король Джон», 1596/1597;

хроники, близкие к комедии: «Генрих IV», ч. 1, 1597/1598;

«Генрих IV», ч. 2, 1597/1598;

«Генрих V», 1598/1599,

вершина комедийного творчества, зрелые ренессансные комедии:

«Много шума из ничего», 1598/1599,

«Виндзорские проказницы», 1598 (у Чемберса — 1600/1601, убедительное изменение датировки предложено Лесли Хотсоном в 1931 г.);

«Как вам это понравится», 1599/1600;

«Двенадцатая ночь», 1599/1600;

трагедия переходного типа («античная трагедия»):

«Юлий Цезарь», 1599/1600,

лирика: сонеты, 1592—1598;

произведения, приписываемые Шекспиру:

хроника, возможно, написанная Шекспиром или при его участии, «Эдуард III», 1594/1595; фрагмент хроники: «Томас Мор» 1594/1595 (одна сцена, 147 строк);

небольшие поэмы: «Страстный пилигрим», опубл. 1599,

«Феникс и голубка», опубл. 1601.

Третий период (1601—1608):

вершина трагизма (так называемые великие трагедии Шекспира):

«Гамлет», 1600/1601;

«Отелло», 1604/1605;

«Король Лир», 1605/1606;

«Макбет», 1605/1606;

«античные трагедии»: «Антоний и Клеопатра», 1606/1607;

«Кориолан», 1607/1608;

«Тимон Афинский», 1607/1608;

«мрачные комедии» (или проблемные пьесы):

«Троил и Крессида», 1601/1602;

«Конец – делу венец», 1603/1604;

«Мера за меру», 1604/1605.

Четвертый период (1609—1613):

драмы-сказки (драмы-утопии, ранняя форма трагикомедии как соединение трагического начала с радостным финалом):

«Перикл», 1608/1609 (Шекспиру достоверно принадлежат полностью 3—5 акты);

«Цимбелин», 1609/1610;

«Зимняя сказка», 1610/1611;

«Буря», 1611/1612;

поздняя хроника: «Генрих VIII», 1612/1613 (возможно, в соавторстве с Д. Флетчером);

пьеса, приписываемая Шекспиру: «Два знатных родича», 1613 (в соавторстве с Д. Флетчером).

Существуют и другие периодизации. Так, А. А. Смирнов и ряд других исследователей выделяли три периода, объединяя первый и второй периоды в единый ранний период.

Художественный мир Шекспира. В основе построения художественного мира в произведениях Шекспира лежит получившая широкое признание в эпоху Возрождения концепция Единой цепи бытия, прообраз которой можно найти в индийской «Бхагават-гите», в трудах Псевдо-Дионисия и ряде других древних источников. Согласно этой концепции весь мир представляется как некая цепь или лестница, восходящая от камня (материального и бездуховного начала) к Богу (духовному, нематериальному началу). В центре этой цепи находится человек, соединяющий в себе духовное и материальное. В каждом отдельном звене цепи по принципу Великой аналогии выстраивается своя иерархия. Так, камень не равен камню, есть «царь камней» — алмаз, как среди металлов — золото, среди растений — дуб, среди птиц — орел, среди зверей – лев, среди людей — король, в семье — отец, среди небесных тел – солнце. Если хотя бы в одном звене произойдет разрушение этого вечного порядка, вся цепь придет в движение, везде начнется хаос, и всеобщая гармония не наступит до тех пор, пока не восстановится испорченное звено, не будет вправлен вывих, как говорил шекспировский Гамлет. Именно этой концепцией, а не поэтическими эффектами объясняется, почему мертвые выходят из гробов в «Юлии Цезаре» после убийства правителя Рима; почему в «Гамлете» появляется призрак убитого короля; почему разражается буря в «Короле Лире», когда старого короля изгоняют родные дочери, в «Макбете», когда Макбет убивает законного короля Дункана, в «Буре», где разгул стихии — последствие несправедливости, и т.д. Однако в зависимости от жанра шекспировской драматургии — исторической хроники, комедии, трагедии, трагикомедии — общая концепция предстает в принципиально различных модификациях. Жанр оказывается важнее, чем авторская позиция, и становится ясно: Шекспир — писатель далекой эпохи, которого нельзя оценивать (как это делал Л. Н. Толстой в своей знаменитой статье о нем), применяя к нему те же требования, что и к писателю Нового времени.

Исторические хроники. Все хроники Шекспира представляют собой единый цикл, посвященный становлению современной для писателя английской государственности. Если его 10 хроник расположить не в последовательности их написания, а в последовательности происходящих в них событий, то получится такой ряд (в скобках указываются годы правления изображенных в хрониках королей): хроника-пролог «Король Джон» (1199— 1216), «Ричард II (1377—1399, убит), «Генрих IV» (1399— 1413), «Генрих V» (1413—1422), «Генрих VI» (1422—1461, убит), «Ричард III», где появляются короли из династии Йорков — Эдуард IV (1461— 1483, вероятно, отравлен), юный Эдуард V (убит в 1483 г.), Ричард III (1483-1485, убит в битве при Босворте), граф Ричмонд — будущий Генрих VII, основатель династии Тюдоров (1485—1509); хроника-эпилог «Генрих VIII» (1509—1547) — отец Эдуарда VI (1547-1553), Марии Кровавой (1553—1558), Елизаветы (1558— 1603, т. е. времена Шекспира). Писатель своими хрониками охватывает все последовательно сменявшиеся царствования английских королей от Ричарда II (предком которого был король Джон) до воцарения современной ему династии.

Главным, определяющим сюжет фактором, в хрониках становится всесильное Время, а не те короли, именами которых называются хроники: их имена указывают лишь время, когда происходит действие. Шекспир, руководствовавшийся концепцией Единой цепи бытия, опрокидывает вектор вертикали (снизу вверх, к небу, к Богу) в горизонталь движения Времени. Но как представитель старого типа мышления (телеологического, а не причинно-следственного), он показывает, что течение времени зависит от будущего, выстраивая свои произведения по законам логической инверсии (подобно «Песни о Роланде» и другим памятникам Средневековья).

Мысль Шекспира такова: современный взлет Англии как мощной державы определен победой Тюдоров над Йорками и восстановлением законности престолонаследия. Когда законный король Ричард II был убит, не успев оставить наследника, разрушилась гармония Единой цепи бытия. Это привело к спору Ланкастеров и Йорков за корону, восшествию на престол неспособного править страной короля Генриха УI, войне Алой и Белой розы, приходу к власти злодея Ричарда III. Ричард решает изменить ход Времени и для достижения своей цели убивает и Генриха УI и его сына Эдуарда, принца Уэльского, и собственных старших братье Эдуарда IУ и Георга, герцога Кларенса, и своего племянника Эдуарда У, наследника престола.

Гибель Ричарда III — это, по Шекспиру, восстановление нормального течения Времени, выправление поломанного звена в Единой цепи бытия, вызвавшего всеобщий хаос. Отныне должна воцариться гармония. Англия, пережив междоусобную войну, оправится и, опираясь на единство нации, займет в мире достойное место.

Объединение хроник в цикл поставило перед Шекспиром проблему идентичности персонажей при переходе из одной исторической хроники в другую. Примером успешного решения этой художественной задачи служит образ Ричарда III, который фигурирует (как герцог Глостер) в «Генрихе УI» (части 2 и 3) и в «Ричарде III». Везде он выступает как злодей, герой-макиавеллист, не останавливающийся ни перед какими преступлениями, чтобы достичь своей цели. Таким же он был представлен и в «Истории Ричарда III» Томаса Мора.

Современные историки утверждают, что реальный Ричард не был отъявленным злодеем, напротив, проявил себя достаточно талантливым организатором, полководцем, смелым воином (он достойно погиб на поле боя). Ричард III правил слишком недолго, чтобы успеть создать свою историографию. Более похож на злодея-макиавеллиста, считают историки, его победитель Генрих YII (вероятно, именно по его приказу были убиты дети Эдуарда IУ), но длительное правление его самого и его потомков дало время переписать историю. Шекспир придал Ричарду III черты и масштабность трагического героя. С поразительным мастерством он рисует обиженного природой, нелюбимого даже матерью, но бросившего вызов неблагосклонной судьбе героя, который выбрал путь зла и на этом пути проявил железную волю, изощренность ума, невиданное ораторское искусство как искусство обмана (особенно поражает сцена обольщения им леди Анны, вдовы убитого им сына Генриха УI, которая, попав в словесную ловушку Ричарда, через несколько минут после того, как хотела его убить видя в нем злейшего врага, соглашается стать его женой).

Известный отечественный литературовед Л. Е. Пинский, введя термин «магистральный сюжет», определил в качестве магистрального сюжета шекспировской исторической хроники приоритет общественной жизни. И действительно, частная жизнь человека в хрониках находится на заднем плане, а на переднем — его участие в политической, государственной жизни, в войнах, заговорах, в борьбе за власть. В двух частях «Генриха IУ», высшего достижения Шекспира в жанре хроники, параллельно с основной сюжетной линией выстраивается «фальстафовский фон», представленный образами хвастливого и трусливого рыцаря Фальстафа и его спутников, любящих побуянить (среди них — принц Гарри, будущий Генрих У, который превратится в одноименной хронике в идеального короля). «Фальстафовский фон» воплощает комедийное начало, контрастирующее с драматизмом основных событий хроник. В этом сопоставлении проявилось художественное мастерство Шекспира, умеющего передать в своих произведениях многогранность жизни.

Комедии Шекспира. Магистральный сюжет шекспировской комедии (по Л. Е. Пинскому) — приоритет естественной жизни. Социальная жизнь, столь важная в хрониках, уступает место частной жизни, чувствам человека, среди которых главные — дружба и любовь. На смену поступи Времени, воплощающей в хрониках законы бытия, в комедиях на внешнем уровне приходит торжество счастливой случайности, игра недоразумений, неожиданностей, которые щедро дарит природа. Полнота ощущения жизни рождает характерный для комедий Шекспира жизнерадостный смех (сатира почти отсутствует), формирует светлую лирическую линию в их сюжетах и обрисовке персонажей. В системе образов причудливая игра природы сказывается, например, в появлении среди персонажей близнецов, немыслимых ни в хрониках, ни тем более в трагедиях. Близнецы порождают множество комических недоразумений, веселую путаницу. Драматизм, грусть в комедиях мимолетны и только подчеркивают ощущение счастья, праздника жизни, неизбежно наступающего в финале.

Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи» идет по пути отказа от внешних комических приемов. Так, в «Комедии ошибок» комическое основано на путанице, которую производят две пары близнецов (близнецы-хозяева и близнецы, находящиеся у них в услужении). В «Двенадцатой ночи» тоже есть близнецы, но недоразумения, порожденные их сходством, не определяют природы комического, а лишь дополняют ощущение жизни как праздника. Если в ранней комедии «Укрощение строптивой» унижения, которым подвергает Петручио Катарину, оправданы концепцией Единой цепи бытия, требующей главенства в семье мужа, то в зрелой комедии «Много шума из ничего» в дуэте Беатриче и Бенедикта лидирует женщина, а в дуэте Геро и Клавдио никто не лидирует — все основано на чувстве взаимной любви.

Драматические повороты действия, сближающие комедию с трагедией, появляются в «Венецианском купце» (образ еврея Шейлока и связанная с ним сюжетная линия) и во «Много шума из ничего» (линия дона Хуана и связанная с ним интрига, едва не разрушившая любовь Геро и Клавдио). Тенденция драматизации приводит к появлению «мрачных комедий» третьего периода.

Шекспир поразительно соединил в своем творчестве трагическое и комическое начала, и их союз проходит через многие произведения: трагическое присутствует в комедиях, а комическое — в трагедиях, оба начала уравновешиваются в поздних драмах-утопиях.