Использование операторов
Использование переменной
Возможно, в программировании нет более фундаментальной конструкции, чем переменная. Переменная представляет собой именованную ячейку памяти, которой может быть присвоено определенное значение. В дальнейшем, по ходу выполнения программы, значение переменной может быть изменено. Другими словами, содержимое переменной не фиксировано, а поддается изменениям.
Приводимая ниже программа создает переменную с именем length (длина), присваивает ей значение 7 и затем выводит на экран сообщение Длина равна 7.
// Использование переменной.
#include <iostream>
using namespace std;
int main()
{
int length; .// здесь объявляется переменная
length =7; // здесь length присваивается значение 7
cout << " Длина равна " ;
cout << length; // здесь выводится 7
return 0;
}
Как уже отмечалось ранее, имена в С++ можно выбирать произвольно. Так, вводя текст программы, вы можете присвоить файлу с программой любое удобное для вас имя. Например, файлу с этой программой можно дать имя VarDemo.cpp.
В этой программе вводятся две новых концепции. Во-первых, предложение
int length; // здесь объявляется переменная
объявляет переменную с именем lengthтипа int (целое число). В С++ все переменные, перед тем, как их использовать, должны быть объявлены, при этом в объявлении переменной должно быть указано, какого рода значения будут содержаться в этой переменной. Эта называется типом переменной. В нашем случае length может содержать только целочисленные значения, т. е. целые числа в диапазоне от -32768 до 32767.
Второе важное средство используется в следующей строке кода:
length = 7; // здесь length присваивается значение 7
Как следует из комментария, в этом предложении переменной length присваивается значение 7. В С++ в качестве оператора присваивания используется один знак равенства. Этот оператор копирует значение, находящееся справа от него, в переменную, имя которой указано слева от оператора. После выполнения этого предложения переменная length будет содержать число 7.
Следующее предложение выводит на экран значение переменной length:
cout << length; // здесь выводится 7
Если вы хотите вывести на экран значение переменной, просто укажите имя этой переменной справа от знака << в предложении cout. В нашем конкретном случае, поскольку length содержит число 7, именно это число будет выведено на экран.
Как и большинство других компьютерных языков, С++ поддерживает весь диапазон арифметических операторов, которые позволяют вам манипулировать числовыми значениями, используемыми в программе. К арифметическим операторам относятся:
+ Сложение
— Вычитание
* Умножение
/ Деление
Эти операторы используются в С++ в точности так же, как и в обычной алгебре.
В приведенной ниже программе оператор * используется для вычисления площади прямоугольника по данным длине и ширине.
// Использование оператора.
# inс1udе <iоstrеam >
using namespace std;
int main()
{
int length; // объявление переменной
int width; // объявление другой переменной
int area; /7 объявление третьей переменной
length = 7; // здесь length присваивается значение 7
width = 5; // здесь width присваивается значение 5
area = length * width; // вычисление площади
cout << "Площадь равна ";
cout << area; // здесь выводится 35
return 0;
}
В программе объявляются три переменные: length, width и area Переменной lengthприсваивается значение 7, а переменной width - значение 5. Далее программа вычисляет произведение и присваивает полученное значение переменной area. Вывод программы выглядит следующим образом:
Площадь равна 35
В нашей программе в действительности не было необходимости вводить переменную area.Программу можно было составить следующим образом:
// Упрощенный вариант программы для вычисления площади.
#include <iostream>
using namespace std;
int main()
{
int length; // объявление переменной
int width; // объявление другой переменной
length = 7; // здесь length присваивается значение 7
width = 5; // здесь width присваивается значение 5
cout << "Площадь равна ";
cout << lengtn*width; // здесь выводится 35
return 0 ;
}
В этом варианте программы площадь вычисляется в предложении cout путем умножения length на width. Полученный результат выводится на экран,
Еще одно замечание перед тем, как мы двинемся дальше: в одном предложении объявления можно объявить две или несколько переменных. Просто разделите их имена запятыми. Например, переменные length, width и area можно было объявить таким образом:
int length, width, area; // все переменные объявляются в
// одном предложении
Объявление нескольких переменных в одном предложении является весьма распространенной практикой в профессионально написанных С++-программах.