Использование операторов

Использование переменной

Возможно, в программировании нет более фундаментальной конструкции, чем переменная. Переменная представляет собой именованную ячейку памяти, которой может быть присвоено определенное значение. В дальнейшем, по ходу выполнения программы, значение переменной может быть изменено. Другими словами, содержимое переменной не фиксировано, а поддается изменениям.

Приводимая ниже программа создает переменную с именем length (длина), присваивает ей значение 7 и затем выводит на экран сообщение Длина равна 7.

 

// Использование переменной.

 

#include <iostream>

using namespace std;

 

int main()

{

int length; .// здесь объявляется переменная

length =7; // здесь length присваивается значение 7

cout << " Длина равна " ;

cout << length; // здесь выводится 7

 

return 0;

}

 

Как уже отмечалось ранее, имена в С++ можно выбирать произвольно. Так, вводя текст программы, вы можете присвоить файлу с программой любое удобное для вас имя. Например, файлу с этой программой можно дать имя VarDemo.cpp.

В этой программе вводятся две новых концепции. Во-первых, предложение

 

int length; // здесь объявляется переменная

 

объявляет переменную с именем lengthтипа int (целое число). В С++ все переменные, перед тем, как их использовать, должны быть объявлены, при этом в объявлении переменной должно быть указано, какого рода значения будут содержаться в этой переменной. Эта называется типом переменной. В нашем случае length может содержать только целочисленные значения, т. е. целые числа в диапазоне от -32768 до 32767.

Второе важное средство используется в следующей строке кода:

 

length = 7; // здесь length присваивается значение 7

 

Как следует из комментария, в этом предложении переменной length присваивается значение 7. В С++ в качестве оператора присваивания используется один знак равенства. Этот оператор копирует значение, находящееся справа от него, в переменную, имя которой указано слева от оператора. После выполнения этого предложения переменная length будет содержать число 7.

Следующее предложение выводит на экран значение переменной length:

 

cout << length; // здесь выводится 7

 

Если вы хотите вывести на экран значение переменной, просто укажите имя этой переменной справа от знака << в предложении cout. В нашем конкретном случае, поскольку length содержит число 7, именно это число будет выведено на экран.

 

Как и большинство других компьютерных языков, С++ поддерживает весь диапазон арифметических операторов, которые позволяют вам манипулировать числовыми значениями, используемыми в программе. К арифметическим операторам относятся:

 

+ Сложение

— Вычитание

* Умножение

/ Деление

 

Эти операторы используются в С++ в точности так же, как и в обычной алгебре.

В приведенной ниже программе оператор * используется для вычисления площади прямоугольника по данным длине и ширине.

// Использование оператора.

 

# inс1udе <iоstrеam >

using namespace std;

 

int main()

{

int length; // объявление переменной

int width; // объявление другой переменной

int area; /7 объявление третьей переменной

 

length = 7; // здесь length присваивается значение 7

width = 5; // здесь width присваивается значение 5

 

area = length * width; // вычисление площади

 

cout << "Площадь равна ";

cout << area; // здесь выводится 35

 

return 0;

}

 

В программе объявляются три переменные: length, width и area Переменной lengthприсваивается значение 7, а переменной width - значение 5. Далее программа вычисляет произведение и присваивает полученное значение переменной area. Вывод программы выглядит следующим образом:

 

Площадь равна 35

 

В нашей программе в действительности не было необходимости вводить переменную area.Программу можно было составить следующим образом:

 

// Упрощенный вариант программы для вычисления площади.

 

#include <iostream>

using namespace std;

 

int main()

{

int length; // объявление переменной

int width; // объявление другой переменной

 

length = 7; // здесь length присваивается значение 7

width = 5; // здесь width присваивается значение 5

 

cout << "Площадь равна ";

cout << lengtn*width; // здесь выводится 35

 

return 0 ;

}

 

В этом варианте программы площадь вычисляется в предложении cout путем умножения length на width. Полученный результат выводится на экран,

Еще одно замечание перед тем, как мы двинемся дальше: в одном предложении объявления можно объявить две или несколько переменных. Просто разделите их имена запятыми. Например, переменные length, width и area можно было объявить таким образом:

 

int length, width, area; // все переменные объявляются в

// одном предложении

 

Объявление нескольких переменных в одном предложении является весьма распространенной практикой в профессионально написанных С++-программах.