I.1.1. Политическая мысль в государствах Древнего Востока.

 

Не будет преувеличением утверждение, что политическая мысль зарождается одновременно с государством. Соответственно, уже в древнейших государственных образованиях мы отмечаем обращение к проблеме политического устройства государства. В традиционных обществах Востока политические воззрения восходят к представлениям о том, что земные порядки – это часть общемировых космических порядков, имеющих общественное происхождение. Отражение этого мы находим древних памятниках – законах древневавилонского царя Хаммурапи (VIII в. до н.э.), древнеиндийских Ведах (II тыс. до н.э.), Упанишадах (XI – VI вв. до н.э.). В мифах Древнего Востока «вечная царская власть», дарованная богами людям при сотворении мира, представлена как гарант справедливости и порядка, являющихся отражением вечной божественной справедливости. Культурам древневосточных деспотий, представлявших самую раннюю форму перехода от первобытной общины к цивилизации, свойственен глубокий консерватизм и традиционализм. Отсутствию твердых сословных граней соответствовал мировоззренческий униформизм, предполагавший единство взглядов правителей и управляемых. В идеологии древнейших традиционных обществ преобладают глубокий пессимизм в восприятии окружающей действительности, негативное отношение к самой возможности социальных изменений.

 

Политические учения Древнего Китая.

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-Ш вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство и легизм.